Нарушены права? Прокуратура поможет
Порой, отчаявшись добиться справедливости, люди идут в прокуратуру как в последнюю инстанцию. Какие обращения подлежат разрешению в надзорном органе? Какое их количество решается в пользу обратившихся? Почему иногда прокуратура не принимает жалобу к рассмотрению либо перенаправляет её?
Эти вопросы разъяснила для читателей «Якутии» старший помощник прокурора республики по рассмотрению обращений и приему граждан Мария Колодезникова.
Чтобы был понятен смысл
– Мария Борисовна, с какими обращениями можно идти в прокуратуру?
– Прежде всего отмечу, что прокуратура не занимаются предоставлением госуслуг, льгот и гарантий, а надзирает за соблюдением законодательства. Мы разрешаем жалобы и заявления граждан, предпринимателей и организаций о нарушении закона со стороны местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, а также государственных органов, в том числе правоохранительных.
В своем письменном обращении гражданин указывает свои персональные данные (ФИО, адрес), излагает суть, ставит личную подпись и дату. Обращение может быть подано письменно, а также в электронном виде через интернет-приемную прокуратуры либо посредством сайта Госуслуг. Если в обращении не указаны фамилия гражданина и его адрес, ответ не дается. Наконец, если текст в силу неразборчивости подчерка или непоследовательности изложения не позволяет определить его смысл, ответ также не дается, о чем в течение семи дней сообщается отправителю.
Общий срок разрешения обращения гражданина составляет 30 дней со дня регистрации. В случае если для ответа гражданина не требуется проверки и дается разъяснение правового характера, то ответ направляется в 15-дневный срок.
Комплексные меры
– Как часто обратившиеся получают положительный результат?
– Как правило, прокуратура проводит полную и объективную проверку по всем доводам обратившихся. При установлении нарушений законодательства прокуроры принимают комплекс мер реагирования с целью восстановления нарушенных прав заявителей и привлечения к ответственности виновных.
Так, в 2019 году из 9,9 тысяч обращений в пользу заявителей разрешено 2 241, то есть каждое четвертое. В ходе проверок по этим обращениям выявлено свыше 8 тысяч нарушений законов, в целях устранения которых принято 6959 актов реагирования. За шесть месяцев этого года число удовлетворенных жалоб незначительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составило 1091 факта (1039).
Например, в ходе проверки установлено, что в результате недостаточного финансирования спортсменам, победившим в международных и иных соревнованиях, не выплачены поощрения за 2018 год на сумму 31,4 млн рублей. По внесенному в Правительство РС(Я) представлению перед спортсменами в полном объеме погашена задолженность за 2018 год и произведены выплаты за 2019 год на общую сумму более 50 млн рублей.
В этом году по заявлениям граждан проведена результативная проверка по факту умерщвления безнадзорных животных в пункте передержки, по результатам которой принят комплекс мер прокурорского реагирования. Так, в отношении начальника Управления ветеринарии Якутска возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий».
Причины «переадресации»
– По какой причине обращения иногда перенаправляются в другие органы?
– Ежегодно в органы прокуратуры республики поступает более 20 тысяч обращений, из которых большая часть рассматривается самими прокурорами, а треть обращений направляется по подведомственности в уполномоченные органы и организации.
В случаях, когда содержатся сведения о подготавливаемом или совершенном преступлении, обращение подлежит перенаправлению в полицию или следственный комитет. Роспотребнадзор осуществляет контрольные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей и т.д. Таким образом, при поступлении в прокуратуру обращений по вопросам, входящим в компетенцию других органов, прокурор перенаправляет их по подведомственности.
Анализ поступающих обращений показал, что чаще всего по подведомственности перенаправляются обращения по трудовым, жилищным вопросам и по вопросам исполнения судебных решений.
Например, первичные жалобы о нарушении работодателем трудовых прав подлежат направлению в Государственную инспекцию труда по РС(Я), о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии – в Роспотребнадзор по РС(Я). Жалобы на действия управляющих компаний и застройщиков – в Госстройжилнадзор по республике, а о несогласии с действиями судебных приставов – в региональное Управление службы судебных приставов. Таким образом, в случае, если гражданин или организация впервые столкнулись с нарушением закона и своих прав, им целесообразно обращаться непосредственно в орган, в компетенцию которого входит разрешение вопроса. Это позволит избежать временных затрат на пересылку и обеспечит своевременное начало рассмотрения.
В случае несогласия с ответом руководителя или правоохранительного контролирующего органа его следует обжаловать в прокуратуре или в суде. Когда же речь идет о несогласии с ответами руководителей республиканских органов государственной власти, министерств и ведомств, федеральных территориальных органов, а также о несогласии с ответами самих прокуроров городов и районов, тогда обращения остаются на рассмотрении в аппарате прокуратуры республики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: