Народные промыслы — реальный сектор креативной экономики
Когда два года назад Якутия взяла своевременный курс на развитие креативной экономики, многие недоумевали. Казалось, что деньги в бюджет могут приносить только алмазы. Однако время показало, что креативные индустрии также могут внести значительный вклад в экономику: 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей, более 13 тысяч человек в ИТ-отрасли, в ювелирном деле, художественном искусстве, народных промыслах.
Глава республики Айсен Николаев поставил в этом году задачу создать условия, чтобы якутский креативный продукт активно выходил на российские и международные рынки.
В конце этого года должен распахнуть свои двери первый на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал Труда» в столице республики, где будет создана вся инфраструктура для творческих проектов в различных художественных сферах.
Духовная и материальная культура
Главный акцент в работе в этом направлении должен быть сделан на реализацию потенциала якутского народного промысла. Якутия богата своими мастерами, хранителями традиций и культуры народа саха.
Задача – помочь нашим мастерам повысить конкурентоспособность их продукции. Поэтому главой республики поставлена цель перед Министерством предпринимательства совместно с Министерством культуры до 1 марта этого года разработать комплекс мер по поддержке народных промыслов Якутии.
Такой подход оценил самый известный якутский мастер, хранитель ценностей народа саха Борис Неустроев — Мандар Уус. Он считает, что давно назрела пора, когда наделённых талантом людей нужно поддержать.
– Якутская культура держится на двух столпах: духовной и материальной. Мастера, представители материальной культуры, важнейшего аспекта нашей жизни, действительно, нуждаются в поддержке. Отрадно, что в своем Послании Айсен Николаев выделил и этот вопрос.
Перед мастерами народных промыслов стоят такие проблемы, как нехватка средств для закупки сырья, инструментов для работы, порой именно эти факторы тормозят процесс создания новых вещей. Если бы они решились, уверен, работа мастеров была ещё более результативной и плодотворной.
Ещё одна проблема заключается в том, что не многие мастера могут позволить построить или снимать помещения для обустройства мастерских, где они могли бы воплощать свои творческие задумки.
Для того чтобы наша продукция не пылилась в мастерских, а была востребована у покупателей, необходимо продумать систему продвижения якутских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Не каждый творческий человек может создать продукцию, а потом сразу пойти её продавать. Необходимо, чтобы мастер мог получить информационную поддержку, место, где смог бы представить своё творение.
Продукция якутских промысловиков очень разнообразна и востребована среди жителей республики. К нам приезжают туристы не только за морозной экзотикой, но и чтобы купить необычный сувенир, соприкоснуться с богатой культурой якутского народа. Всё это необходимо поддержать, дать путь развития не только внутри республики, но и показать миру то, что мы умеем.
Я уверен, много раз об этом говорю, что духовная якутская культура, которая сейчас уверенно стоит на ногах, должна идти в связке с материальной. Только их взаимосвязь может дать толчок развитию нашей повседневной жизни и действительно улучшить ее уровень и качество.
Поэтому думаю, будущая концепция, о которой говорил Ил Дархан, будет проработанной, направленной на всестороннюю поддержку якутских мастеров, – считает Мандар Уус.
«Мы возродили народное искусство»
В республике художественными промыслами и ремёслами занимается около шести тысяч человек. Из них около 80 человек являются индивидуальными предпринимателями, свыше 50 – самозанятыми, свыше 200 человек носят звание народных мастеров, а звание мастер народно-художественного промысла – свыше 400 человек. Во всех 35 улусах республики есть места бытования творческих людей.
Директор Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» Яна Игнатьева рассказала «Якутии» о том, как сейчас обстоят дела у народных мастеров, какие проблемы они испытывают и в чём нуждаются.
– В республике работает закон о государственной поддержке народно-художественных промыслов и ремёсел народов Якутии, который был принят в 2009 году. Мы до сих пор работаем по этому закону. Есть ещё российский закон, принятый в 2000 году.
В декабре прошлого года наш ГАУ Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» защитил концепцию развития народно-художественных промыслов в Якутии на 2021-2024 годы и в период до 2030 года.
За последние 30 лет в Якутии возродились все виды народных промыслов: национальное шитье, северная одежда, ювелирное искусство, работа с берестой, конским волосом. Жители всё это видят и на праздниках, и в магазинах, и на выставках.
Надо отметить, что произошло всё это без больших финансовых вливаний, благодаря энтузиазму и патриотизму наших народов. Сегодня, конечно, есть проблемы с сырьем, особенно с мамонтовой костью. Однако мы стараемся не дать закрыться традиционным школам резьбы по кости на местах. Ежегодно у нас проводятся фестивали косторезного искусства народов России. Последний фестиваль прошёл в 2019 году, тогда в нём приняли участие свыше 12 регионов РФ, например, Камчатка, Чукотка, Москва, Санкт-Петербург, Архангельск и т.д.
Надо отметить, что наша молодёжь в это искусство идёт с удовольствием. В Якутии косторезному искусству обучают четыре учебных заведения: АГИКИ, Художественное училище им. Романова, Намское педагогическое училище, Колледж технологий и дизайна.
Главные проблемы – обеспечение сырьем, оборудованием и условиями для работы. Сейчас мы заключаем соглашения с муниципальными образованиями на создание центров ремёсел. Эта работа идёт с 2017 года.
На данный момент подобные центры работают в пяти районах республики, в этом году также планируется открытие учреждений ещё в нескольких улусах. Например, в Абыйском районе этот год объявлен Годом народных промыслов.
В последние годы якутяне с интересом наблюдают и принимают участие в шествиях национальной одежды. В этом году мы хотим объявить всероссийскую онлайн-акцию «Шествие в национальных костюмах» как подготовку к Году народного искусства и нематериального народного наследия, который будет в 2022 году и к 100-летию ЯАССР.
Надо отметить тенденцию последних пяти лет: в Якутии наблюдается бум кузнечного мастерства. О достоинствах якутского ножа, пожалуй, знает уже вся страна. Отрадно, что появляются новые имена.
Самым большим итогом работы якутских мастеров стала установка Могол урасы в селе Баяга в Таттинском районе. Эти работы тоже шли без большого финансирования, но при поддержке муниципальных образований «Таттинский улус» и «Баягинский наслег». Свыше 20 объединений народных мастеров из десяти районов Якутии помогали обустроить внутреннее убранство, довести столь масштабный проект до завершения. Так что это народная стройка, и она является одной из вершин народного наследия нашего народа, – рассказывает Яна Викторовна.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: