Когда на московской актерской бирже Наталье Дорошенко предложили на выбор Барнаульский ТЮЗ и Русский театр в Якутске, она выбрала Якутск, полагая, что уже наигралась на сцене Иркутского ТЮЗа.
«Нутро меня тащило»
Было это ровно полвека назад, так что у Натальи Федоровны, народной артистки ЯАССР, нынче двойной юбилей: 80 лет и 50 лет на сцене театра, ставшего ей родным.
Правда, и в Якутске «детство» от нее никуда уходить не хотело – ей по-прежнему предлагали роли мальчишек и девчонок, а она не отказывалась: «Для детских спектаклей нужен боевой товарищ».
«Боевым товарищем» Рая (да-да, пока ещё Рая, не Наташа) была с малых лет. Захотелось на балет – пошла в Дом пионеров и записалась, а во втором классе уже прошла отбор в хореографическое училище, да только мама не пустила. Решила заняться гимнастикой – «допрыгалась» до 2-го разряда. Дома тоже было занятие: включая радио на всю катушку, слушала арии из оперетт и опер, концерты, что передавали, и тут же все «воспроизводила». Музыку, слова – все схватывала на лету. «Нутро меня тащило, – вспоминает она сейчас. – Чувствовала, что мое это, вот и тянулась».
А семья была самая обычная: папа – рабочий, мама – домохозяйка. Да и места, где прошло ее детство, не особо располагали к занятиям искусством: сначала – колхоз на Камчатке, где они жили в землянке, а потом хотя и центр – Петропавловск-Камчатский, но на первых порах пришлось обитать на чердаке. Переехали туда, чтобы выучить Раю, но когда она закончила школу, возник вопрос – а дальше что? Из учебных заведений – медицинский, педагогический и рыбный техникум. Но ей не хотелось ни в мед, ни в пед, ни тем более в рыбный. Так она в обкоме комсомола и сказала. Ее выслушали – и выписали направление в Уссурийское культпросветучилище.
Крещение театром
Там-то и началась настоящая жизнь: на уроках музыки освоила Рая аккордеон, стала участвовать в концертах – во Владивосток на гастроли ездили, как к себе домой, а преподаватель уговаривал ее сменить направление и идти в аккордеонистки.
Но на втором курсе она получила свою первую роль в Уссурийском театре и поняла, что никуда теперь со сцены не уйдет.
«Боевому товарищу» и роли доставались боевые – в основном мальчишки, а в 20 лет она сыграла Наташу в «Ленинградском проспекте», и это стало ее крещением в прямом смысле слова: с тех пор уже никто не звал ее Раей – только Наташей, а если она говорила: «Я Раиса», – то тут же слышала: «Не-не-не, грубовато, тебе не идёт».
Иркутск, куда ее позвал с собой в Театр юного зрителя главный режиссер, узнал ее уже как Наталью Дорошенко.
Там она вышла замуж, родила, но, оставаясь все такой же тонкой и звонкой, продолжала играть в детских спектаклях.
Однако семейная жизнь не заладилась. Подхватив ребенка, вернулась к родителям и три года работала в областном театре.
Но потом ею овладела охота к перемене мест. А куда в таком случае податься актеру? В Москву, на биржу! Там и решилась ее судьба.
Крепкий стержень
В Якутск Наталья Дорошенко приехала в 1971 году, и первой ее ролью в Русском театре стала Варвара в «Грозе»: «Она мне близка – веселая, взрывная, с песнями, танцами». Вот и пригодились тут все ее детские кружки и увлечения. Будто с детства знала, куда ведёт ее судьба.
Единственное, что не нашло применения на сцене – умение играть на аккордеоне. Ни в одной из ролей не довелось показать владение инструментом – ведь играла-то все больше мальчиков и девочек.
А в 55 лет вышла в роли Ниф-Нифа в спектакле «Держись, поросята!». Вот такой она боевой товарищ. Но и во «взрослых» ее ролях бьют через край задор, жизнелюбие, темперамент.
– Меня ТЮЗ так воспитал – играть без «слюней» и «соплей». Крепкий стержень остался, что мне в дальнейшем помогло работать ясно и четко, – отмечает она.
Больше десяти лет играла Наталья Дорошенко главную роль в спектакле «Дорогая Памела, или Ах, как бы нам пришить старушку!», произнося в финале: «Будем жить, и все!» Что бы ни происходило, какие бы тучи ни сгущались над головой.
«Я довольна – много ролей сыграла (больше ста! – Прим.), – говорит Наталья Федоровна. – И сейчас играю – в «Тетках», в «Капитанской дочке». Только эти спектакли давно поставлены. А хотелось бы в новых спектаклях играть, хотелось бы ещё пожить». Для актрисы тут всегда знак равенства. Будем жить!
P.S. Спасибо Галине Вахитовне Ивановой за сведения о спектаклях.
Фото предоставлено пресс-службой ГАРДТ.
This post was published on 21.11.2021 10:10