17 ноября на территории Жатайского судоремонтного завода ПАО «ЛОРП» открылось новое производственное здание – судокорпусный цех с помещениями для ремонта двигателей внутреннего сгорания. Введенный в строй объект – часть большой программы по модернизации завода.
Например, в рамках этой программы в прошлом году заработало новое здание ремонтно-механического цеха общей площадью около 1300 квадратных метров. Открытый 17 ноября судокорпусный цех имеет аналогичную площадь. Металлический каркас здания со стенами из сэндвич-панелей стоит на сваях. Внутри цех просторный и светлый, с высотой потолков до десяти метров.
«Свой флот ремонтируем сами!»
Как отметил генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов, объекты строились исключительно на средства и силами Ленского объединенного речного пароходства.
– Сразу скажу, что судоремонтных объектов такого уровня в республике не строилось уже много лет, – сказал Сергей Александрович. – Ввод цехов в эксплуатацию позволит производить ремонт судов на более высокотехнологичном уровне. «ЛОРП» всегда уделяет большое внимание береговой инфраструктуре. Дело в том, что в Якутии нет рынка судоремонтных предприятий, поэтому мы ремонтируем свой флот численностью более трехсот судов самостоятельно. Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы наши суда были отремонтированы качественно и в срок. От того, насколько качественно и своевременно отремонтирован теплоход, будет зависеть, насколько он эффективно отработает навигацию.
Судокорпусный цех сделан очень качественно, здесь предусмотрены условия не только для комфортной работы, но и для отдыха во время перерывов. Поэтому поздравляю работников завода с улучшением условий труда! Сюда можно также пригласить по договору квалифицированных работников из других регионов, которых в республике, к сожалению, не хватает. Собственно, мы уже привозим судокорпусников, сварщиков и токарей со всей страны. Предлагаем достойную зарплату, служебное жилье, помогаем закрепиться на месте.
Как сообщил Сергей Ларионов, в планах на 2024 год строительство еще одного цеха для Жатайского судоремонтного завода. Таким образом, программа по модернизации завода будет продолжаться.
– Новые заводские цеха для нашего завода – это прорыв, – подчеркнул в свою очередь директор ЖСРЗ Иван Игнашев. – Прорыв заключается в том, что новые производственные мощности будут иметь долговременный эффект на много лет вперед. Производство судокорпусных деталей – обшивки днища, бортов и других элементов теплоходов – ориентировано на то, чтобы флот вовремя выходил в навигацию. И все это будет производиться здесь, в Жатае, а не завозиться из других регионов втридорога. В третьем по счету цехе, который мы возведем в 2024 году, будут установлены дополнительные станки плазменной резки металла, карусельный аппарат для гребных винтов и другое необходимое оборудование.
Пенсионеры-многостаночники
Газоэлектросварщик 5-го разряда Александр Стебленко трудится на Жатайском заводе вот уже более 20 лет. Ему 66 лет, 50 из которых – непрерывный трудовой стаж по специальности. Приехал Стебленко в Якутию из крымского города Керчь, когда в начале «нулевых» на Украине судоремонтное производство окончательно пришло в упадок.
– Очень рад, что для нас построили новый современный цех, – говорит Александр Григорьевич. – Цех комфортный и достойный для продуктивного производственного процесса: тепло, светло и оборудование надежное. Станки здесь установлены именно те, на которых мы привыкли работать. Например, вот этот станок, который вы видите, – «кромкогиб», а за ним стоит станок «вальцы листоправильные».
В цехе расположена площадка, где будут изготавливаться насадки движительно-рулевых комплексов пароходов. На станке-гильотине мы рубим листы металла толщиной до 14 миллиметров. Есть станок плазменной резки металла с числовым программным управлением. Под потолком смонтированы кран-балки грузоподъёмностью до 20 тонн, чтобы без проблем перемещать тяжелые детали из одной части цеха в другую. Все оборудование запущено буквально на днях.
Судокорпусник-электросварщик 5-го разряда Сергей Семенов – коренной житель Жатая. В его трудовой книжке единственная запись от 1979 года: «Принят на работу на Жатайский судоремонтный завод».
– После срочной службы в армии вновь вернулся на завод, выучился на судокорпусника, – вспоминает Сергей Владимирович. – С тех пор и работаю по этой специальности, несмотря на то, что нахожусь на пенсии 14 лет. Сейчас мне 64 года, но уходить на покой не собираюсь. Радуемся, что переехали работать в новый комфортный цех. Мы с напарником Александром Стебленко обладаем пятым разрядом по своим специальностям, а это – высший разряд. В то же время мы можем выполнять все производственные этапы: сборку, сварку, резку, ремонт гребных винтов – и все, что только можно представить. Словом, мы – многостаночники!
– Мы, два пенсионера, продолжаем работать. И не считаем, что это несправедливо, – добавляет Александр Стебленко. – Пока молодые люди сражаются в зоне СВО за интересы России, мы должны работать на совесть в тылу.
В Жатайском затоне
После открытия судокорпусного цеха главный инженер ПАО «ЛОРП» Василий Плетеневский предложил осмотреть Жатайский затон. В завершение каждой навигации затон заполняется многочисленными судами Ленского пароходства для зимнего отстоя.
– Диспетчерско-караванный участок мы называем «стрелкой», – пояснил Василий Викторович. – На «стрелке» располагается диспетчерский пост. В летний период отсюда осуществляется координация всей деятельности рейдово-вспомогательного флота. Диспетчеры и караванные капитаны дежурят здесь посменно круглосуточно. В весенний период под их руководством происходит вывод флота из затона, а осенью – расстановка теплоходов на зимовку таким образом, чтобы зимой производственные цеха имели к ним доступ. Ремонт судов осуществляется преимущественно в зимний и весенний периоды. Поэтому теплоходы необходимо расставить с соблюдением правил. В затоне работают два плавучих дока грузоподъемностью 600 тонн. Суда поднимаются на эти доки для починки подводной части корпусов и движительно-рулевого комплекса.
Ежегодно нам приходится проводить дноуглубительные работы в судовом канале, ведущем к затону, чтобы сюда зашло максимальное число теплоходов. В то же время часть флота остается на зимовку на дальнем караване, что в нескольких километрах ниже по реке от Жатая.
12 ролик-мешков – и буксир на берегу
В затоне заместитель директора по флоту ЖСРЗ Максат Тукубаев продемонстрировал еще одну заводскую мощность – площадку для подъема судов.
– В этом году мы применили новую для завода технологию подъема судов, – рассказал Максат Рафикович. – На эту площадку мы вытаскиваем из воды теплоходы с помощью 12-метровых резиновых надувных ролик-мешков. Ролик-мешки, каждый из которых 130 сантиметров в диаметре, накачиваются воздухом под судном. Располагаются они перпендикулярно его килю. Затем к делу подключается трактор, который с помощью специальных блоков-полиспастов вытягивает теплоход из воды. Например, чтобы вытащить на сушу буксир-толкач «Капитан Зырянов» весом 380 тонн, потребовалось 12 ролик-мешков. Сейчас у этого буксира 1987 года выпуска ремонтируются корпус и движительно-рулевой комплекс. Такая технология подъема судов позволит в какой-то мере разгрузить слип Жатайского завода.
303 судна по всей республике
Суда Ленского пароходства остаются на плановый отстой не только в Жатайском затоне, но также в речном порту Зеленый мыс поселка Черский Нижнеколымского района и в порту поселка Хандыга Томпонского района. Кроме того, в поселке Пеледуй Ленского района расположена крупная база технической эксплуатации флота. Здесь также зимует часть флота, порядка 60 теплоходов. Наконец, у ПАО «ЛОРП» имеются такие структурные подразделения, как Осетровский, Киренский, Янский, Олекминский и Белогорский судоходные участки. Во всех перечисленных местах суда пароходства, а всего их у «ЛОРПа» на сегодня 303, зимуют и ремонтируются.
This post was published on 24.11.2023 09:00