Парашютистам, собирающимся совершить очередной прыжок в селе Ой Хангаласского улуса, повезло: погода сегодня чудесная. Когда я подъехала на аэродром, ребята уже завершали укладку своих куполов. Ещё несколько минут – и мы уже взлетаем на Ан-2.
Для человека, родившегося в северном улусе, Ан-2 – настоящий друг детства. Один из лётчиков предлагает мне бумажный пакет, дескать, трясёт тут сильно, девушка, но я гордо отворачиваюсь: мы люди привычные.
Тем временем в самолёт садится вся группа парашютистов, инструктор, и мы взлетаем. У инструктора на руке – высотометр, он постоянно посматривает на него и ждёт знака от летнаба – лётчика-наблюдателя.Когда раздаётся гудок, инструктор быстрыми, отработанными движениями открывает дверь вертолёта. Пожарные один за другим выпрыгивают из самолёта – быстро, чётко следуя друг за другом. 11 человек уложились буквально в несколько секунд. Успеваю прокричать сидящему рядом парню в ухо: «Страшно?» Он улыбается и кивает: перед каждым прыжком всё равно страшно, как первый раз.
Новобранцы-огнеборцы
Парашютисты, с которыми мне удалось подняться в воздух, – это новобранцы «Авиалесоохраны», подготовка которых длится 50 дней.
– Обучение включает в себя как теорию, так и практику,– рассказывает Роман Михайлович Киселёв, старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы. – В теорию входят изучение основ охраны лесов и тушения лесных пожаров, лесопожарного оборудования, радиосвязи, основы знаний по охране труда и безопасности, десантной подготовки, работы с вертолётами, перевозке грузов, десантирования людей на пожары.
Отработка движений, укладка парашютов, 12 учебных прыжков и 3 прыжка на лес в защитном снаряжении, с зависанием вертолета, отработка всех действий при зависании – это уже практическая часть обучения новичков, которой уделяется особое внимание.
Обычно обучение новобранцев проходит весной, но нынче удалось подготовить ещё одну группу дополнительно – осенью. Сейчас ребята осваивают навыки, как без посадки вертолёта спуститься к самому очагу пожара. Обычно группа состоит из 6 человек: сначала прыгают четыре человека, которые находят и подготавливают площадку, затем докладывают на борт о готовности принять груз на земле. Всё оборудование, куда входят не только инструмены для тушения (лопаты, ранцевые лесные огнетушители, бензопила, топоры), но и палатка, спальники, а также продукты, сбрасывают два оставшихся на борту парашютиста, после чего десантируются сами.
По инструкции из рабочей шестёрки один человек остаётся в лагере на хозяйстве: он будет охранять имущество, готовить пищу. Остальные пятеро идут на пожар. При этом даже у такой, казалось бы, безразмерной задачи, как тушение огня, есть свои нормативы: так, за один день пожарный должен прокопать 150 метров минерализованной полосы. На пятерых получается по 750 метров окружности. Таким образом, по стандартам одна бригада может потушить пожар на площади в 5-6 гектаров леса. Но это в теории.
На практике каждый лесной пожар индивидуален. Горение зависит от многих факторов: какой лес горит – березовый, сосновый, лиственничный, какая погода установилась, есть ли ветер, какова его сила. Бывает и так, что при сложении всех неблагоприятных факторов группа из шести человек не в силах справиться даже с небольшим лесным пожаром.
Оценить силу пожара и необходимое для его тушения количество десантников должны лётчики-наблюдатели, начальники авиаотделений.
Главнокомандущий
Летчик-наблюдатель рассчитывает, сколько требуется людей на каждый конкретный пожар, делает расчёт прыжков, даёт команду, где и когда прыгать. Плюс ведает вопросами хозобеспечения пожарных, а также медосмотром.
– Тренируются пожарные на парашюте ПТЛ-72, потом переобучаются на «Лесник-3» – рассказывает Виктор Баишев, лётчик-наблюдатель. К слову, на этой авиабазе сегодня тренируется вся Якутия.
– Пожарные–парашютисты тушат пожары именно в труднодоступных местах, там, куда добраться можно только на вертолёте. А таких в нашей республике не счесть. Приходится им работать и с теми пожарами, которые очень трудно потушить. Они возникают там, где ещё присутствует старый горельник и уже вырос плотный молодняк. В таких лесах практически невозможно пройти технике, пробиться туда можно только с воздуха, что и делают наши парашютисты.
По словам Баишева, сказывается на пожароопасной обстановке и глобальное потепление – год от года пожароопасный сезон начинается раньше и заканчивается позже. И хотя сейчас уже началась календарная осень, возникновение лесных пожаров не прекращается. Работники отрасли знают, что возгорания не прекратятся до появления устойчивых осадков – дождевых или снеговых. А по прогнозу хорошие обильные дожди придут в центральную Якутию не раньше начала октября.
– Людей на тушении лесных пожаров сегодня не хватает, – сетует Баишев. – Республика может содержать лишь определённое количество ставок, поэтому при появлении сильных лесных пожаров нам приходится привлекать коллег из федерального резерва. В Покровске, к примеру, всего шесть парашютистов и пять сотрудников десантно-парашютной службы.
«Антипожарная» авиатехника
Прыгают новоиспечённые парашютисты-пожарные с самолёта Ан-2. На аэродроме стоит несколько таких аксакалов – живых примеров старой надёжной техники прошлого века.
Из современных мне показывают только «Цессну» – легковесный двухместный самолёт. Также поодаль стоят МИ-2 и КА, но они недействующие. Своей собственной техники у «Авиалесоохраны» нет, каждый год объявляется тендер на оказание услуг, поэтому на тушение лесных пожаров у нас летают в основном самолёты и вертолёты «Полярных авиалиний», «Авиапатруля» и «Регион АВИА».
– Ми-8 и Ан-2 довольно затратная техника, – объясняет Виктор Валентинович. – Поэтому нам нужно готовить больше парашютистов, чтобы оптимально использовать авиаборт. К примеру, на пожар выбрасывается одна группа, а вторая группа, которая также находится на борту, может прийти им на помощь, или улететь в другое место, где это нужно.
Раньше, в советское время, в каждом центральном улусе был свой аэропорт. Здесь базировались вертолеты – Ми-8, Ми-2, – работала своя заправка, что облегчало тушение лесных пожаров.
Но сегодня все вертолёты взлетают с центральной базы – из Якутска. Чтобы мобильно доставить в Татту десантников, нужно туда направлять вертолёт, который отвезёт пожарных на место высадки и назад вернётся пустой.
– Если бы каждый борт базировался в своём улусе, то это бы очень удешевило тушение пожаров, так как сократило время полёта, – уверен летнаб. – В последние годы свою эффективность показал небольшой самолет «Цессна», который летает на патрулирование территории два раза в день: в 8.00 и в 16.00 Если с этой же целью отправлять Ан-2, то в небо улетит безумное количество денег.
Романтика профессии
Как рассказали инструкторы парашютной подготовки, парашютистами хотят стать все пожарные. Чем может привлекать молодых сильных ребят такая опасная и сложная работа?
– Я работаю в этой системе с 2005 года, – говорит инструктор Леонид Шутов, – не представляю себя без этой профессии: здесь столько романтики, адреналина, опасности. И мы всё лето находимся в тайге – разве можно эту красоту променять на скучный офис?
Физически, конечно, это очень тяжёлая работа. Бывает так, что валишься с ног от усталости, особенно когда работаешь на маленьком пожаре – его нужно потушить как можно быстрее. А так как тушить лучше всего ночью, потому что падает температура воздуха и температура огня, и при этом днём тушение пожара останавливать нельзя, бывает, что работа длится несколько дней без остановки.
А на тушении больших пожаров, как это ни странно, пожарным работать легче, ведь на них привлекается большее количество людей, которые тушат посменно, поэтому возможность отдохнуть сохраняется у каждого работника.
Работа – в кайф!
По словам Александра Калинина, одного из новобранцев, на тушении лесных пожаров он работает уже второй год. Но трудился всегда на земле, приезжая на место на вездеходной технике.
– Я из Олёкминского района. Меня позвал на эту учёбу мой друг – инструктор парашютной группы. Когда появилось место, я сразу же приехал учиться. Скажу вам, не скрывая: среди тушащих лесные пожары людей все мечтают стать парашютистами-пожарными. Это столько романтики, драйва!
В этом году я работал на тушении лесных пожаров в Олёкминском районе, один раз ездил в командировку в Ленск. В моей практике самое долгое время, за которое мы потушили пожар, это 6 дней, при этом все пожары были стандартные. Конечно, я не понаслышке знаю, что работа опасная. Причём не только с точки зрения огня, но и от присутствия диких животных. Например, нынче, когда мы тушили пожар в заповеднике в Ленском районе возле Иркутской области, видели медведицу с медвежонком за рекой. Это было совсем недалеко от нас.
В марте этим ребятам предстоит сдавать парашютную и десантную подготовку. При успешной сдаче экзамена они станут специалистами классом выше, чем были.
В этой системе довольно быстро идёт смена поколений, год здесь идёт за полтора. Десантники уходят на пенсию, кого-то бракуют по состоянию здоровья. Поэтому очень важно вовремя восполнять человеческие ресурсы.
Я убираю диктофон, фотографирую ребят на память. На лицах у них – счастливые улыбки, и я по-настоящему верю, что им эта работа в радость…
This post was published on 20.09.2020 09:18
28 декабря стало известно о смерти Брижит Бардо в возрасте 91 года. Об этом сообщило…
Вселенная готовит для каждого знака зодиака невероятное каждый день. Узнайте, что именно ждёт вас. Овен…
Стали известны подробности спасательной операции на реке Лена. Трагедия произошла вчера, 27 декабря, в районе Даркылаха:…
В Якутии по итогам года ввели более 800 тысяч квадратных метров жилья, превысив прошлогодние показатели.…
В Правительстве Российской Федерации поддержали предложение Якутии об оплате проезда, проживания и питания ветеранов специальной…
На итоговом совещании с сотрудниками 26 декабря, в пятницу, руководитель Администрации Главы Якутии и Правительства…