Парашютистам, собирающимся совершить очередной прыжок в селе Ой Хангаласского улуса, повезло: погода сегодня чудесная. Когда я подъехала на аэродром, ребята уже завершали укладку своих куполов. Ещё несколько минут – и мы уже взлетаем на Ан-2.
Для человека, родившегося в северном улусе, Ан-2 – настоящий друг детства. Один из лётчиков предлагает мне бумажный пакет, дескать, трясёт тут сильно, девушка, но я гордо отворачиваюсь: мы люди привычные.
Тем временем в самолёт садится вся группа парашютистов, инструктор, и мы взлетаем. У инструктора на руке – высотометр, он постоянно посматривает на него и ждёт знака от летнаба – лётчика-наблюдателя.Когда раздаётся гудок, инструктор быстрыми, отработанными движениями открывает дверь вертолёта. Пожарные один за другим выпрыгивают из самолёта – быстро, чётко следуя друг за другом. 11 человек уложились буквально в несколько секунд. Успеваю прокричать сидящему рядом парню в ухо: «Страшно?» Он улыбается и кивает: перед каждым прыжком всё равно страшно, как первый раз.
Новобранцы-огнеборцы
Парашютисты, с которыми мне удалось подняться в воздух, – это новобранцы «Авиалесоохраны», подготовка которых длится 50 дней.
– Обучение включает в себя как теорию, так и практику,– рассказывает Роман Михайлович Киселёв, старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы. – В теорию входят изучение основ охраны лесов и тушения лесных пожаров, лесопожарного оборудования, радиосвязи, основы знаний по охране труда и безопасности, десантной подготовки, работы с вертолётами, перевозке грузов, десантирования людей на пожары.
Отработка движений, укладка парашютов, 12 учебных прыжков и 3 прыжка на лес в защитном снаряжении, с зависанием вертолета, отработка всех действий при зависании – это уже практическая часть обучения новичков, которой уделяется особое внимание.
Обычно обучение новобранцев проходит весной, но нынче удалось подготовить ещё одну группу дополнительно – осенью. Сейчас ребята осваивают навыки, как без посадки вертолёта спуститься к самому очагу пожара. Обычно группа состоит из 6 человек: сначала прыгают четыре человека, которые находят и подготавливают площадку, затем докладывают на борт о готовности принять груз на земле. Всё оборудование, куда входят не только инструмены для тушения (лопаты, ранцевые лесные огнетушители, бензопила, топоры), но и палатка, спальники, а также продукты, сбрасывают два оставшихся на борту парашютиста, после чего десантируются сами.
По инструкции из рабочей шестёрки один человек остаётся в лагере на хозяйстве: он будет охранять имущество, готовить пищу. Остальные пятеро идут на пожар. При этом даже у такой, казалось бы, безразмерной задачи, как тушение огня, есть свои нормативы: так, за один день пожарный должен прокопать 150 метров минерализованной полосы. На пятерых получается по 750 метров окружности. Таким образом, по стандартам одна бригада может потушить пожар на площади в 5-6 гектаров леса. Но это в теории.
На практике каждый лесной пожар индивидуален. Горение зависит от многих факторов: какой лес горит – березовый, сосновый, лиственничный, какая погода установилась, есть ли ветер, какова его сила. Бывает и так, что при сложении всех неблагоприятных факторов группа из шести человек не в силах справиться даже с небольшим лесным пожаром.
Оценить силу пожара и необходимое для его тушения количество десантников должны лётчики-наблюдатели, начальники авиаотделений.
Главнокомандущий
Летчик-наблюдатель рассчитывает, сколько требуется людей на каждый конкретный пожар, делает расчёт прыжков, даёт команду, где и когда прыгать. Плюс ведает вопросами хозобеспечения пожарных, а также медосмотром.
– Тренируются пожарные на парашюте ПТЛ-72, потом переобучаются на «Лесник-3» – рассказывает Виктор Баишев, лётчик-наблюдатель. К слову, на этой авиабазе сегодня тренируется вся Якутия.
– Пожарные–парашютисты тушат пожары именно в труднодоступных местах, там, куда добраться можно только на вертолёте. А таких в нашей республике не счесть. Приходится им работать и с теми пожарами, которые очень трудно потушить. Они возникают там, где ещё присутствует старый горельник и уже вырос плотный молодняк. В таких лесах практически невозможно пройти технике, пробиться туда можно только с воздуха, что и делают наши парашютисты.
По словам Баишева, сказывается на пожароопасной обстановке и глобальное потепление – год от года пожароопасный сезон начинается раньше и заканчивается позже. И хотя сейчас уже началась календарная осень, возникновение лесных пожаров не прекращается. Работники отрасли знают, что возгорания не прекратятся до появления устойчивых осадков – дождевых или снеговых. А по прогнозу хорошие обильные дожди придут в центральную Якутию не раньше начала октября.
– Людей на тушении лесных пожаров сегодня не хватает, – сетует Баишев. – Республика может содержать лишь определённое количество ставок, поэтому при появлении сильных лесных пожаров нам приходится привлекать коллег из федерального резерва. В Покровске, к примеру, всего шесть парашютистов и пять сотрудников десантно-парашютной службы.
«Антипожарная» авиатехника
Прыгают новоиспечённые парашютисты-пожарные с самолёта Ан-2. На аэродроме стоит несколько таких аксакалов – живых примеров старой надёжной техники прошлого века.
Из современных мне показывают только «Цессну» – легковесный двухместный самолёт. Также поодаль стоят МИ-2 и КА, но они недействующие. Своей собственной техники у «Авиалесоохраны» нет, каждый год объявляется тендер на оказание услуг, поэтому на тушение лесных пожаров у нас летают в основном самолёты и вертолёты «Полярных авиалиний», «Авиапатруля» и «Регион АВИА».
– Ми-8 и Ан-2 довольно затратная техника, – объясняет Виктор Валентинович. – Поэтому нам нужно готовить больше парашютистов, чтобы оптимально использовать авиаборт. К примеру, на пожар выбрасывается одна группа, а вторая группа, которая также находится на борту, может прийти им на помощь, или улететь в другое место, где это нужно.
Раньше, в советское время, в каждом центральном улусе был свой аэропорт. Здесь базировались вертолеты – Ми-8, Ми-2, – работала своя заправка, что облегчало тушение лесных пожаров.
Но сегодня все вертолёты взлетают с центральной базы – из Якутска. Чтобы мобильно доставить в Татту десантников, нужно туда направлять вертолёт, который отвезёт пожарных на место высадки и назад вернётся пустой.
– Если бы каждый борт базировался в своём улусе, то это бы очень удешевило тушение пожаров, так как сократило время полёта, – уверен летнаб. – В последние годы свою эффективность показал небольшой самолет «Цессна», который летает на патрулирование территории два раза в день: в 8.00 и в 16.00 Если с этой же целью отправлять Ан-2, то в небо улетит безумное количество денег.
Романтика профессии
Как рассказали инструкторы парашютной подготовки, парашютистами хотят стать все пожарные. Чем может привлекать молодых сильных ребят такая опасная и сложная работа?
– Я работаю в этой системе с 2005 года, – говорит инструктор Леонид Шутов, – не представляю себя без этой профессии: здесь столько романтики, адреналина, опасности. И мы всё лето находимся в тайге – разве можно эту красоту променять на скучный офис?
Физически, конечно, это очень тяжёлая работа. Бывает так, что валишься с ног от усталости, особенно когда работаешь на маленьком пожаре – его нужно потушить как можно быстрее. А так как тушить лучше всего ночью, потому что падает температура воздуха и температура огня, и при этом днём тушение пожара останавливать нельзя, бывает, что работа длится несколько дней без остановки.
А на тушении больших пожаров, как это ни странно, пожарным работать легче, ведь на них привлекается большее количество людей, которые тушат посменно, поэтому возможность отдохнуть сохраняется у каждого работника.
Работа – в кайф!
По словам Александра Калинина, одного из новобранцев, на тушении лесных пожаров он работает уже второй год. Но трудился всегда на земле, приезжая на место на вездеходной технике.
– Я из Олёкминского района. Меня позвал на эту учёбу мой друг – инструктор парашютной группы. Когда появилось место, я сразу же приехал учиться. Скажу вам, не скрывая: среди тушащих лесные пожары людей все мечтают стать парашютистами-пожарными. Это столько романтики, драйва!
В этом году я работал на тушении лесных пожаров в Олёкминском районе, один раз ездил в командировку в Ленск. В моей практике самое долгое время, за которое мы потушили пожар, это 6 дней, при этом все пожары были стандартные. Конечно, я не понаслышке знаю, что работа опасная. Причём не только с точки зрения огня, но и от присутствия диких животных. Например, нынче, когда мы тушили пожар в заповеднике в Ленском районе возле Иркутской области, видели медведицу с медвежонком за рекой. Это было совсем недалеко от нас.
В марте этим ребятам предстоит сдавать парашютную и десантную подготовку. При успешной сдаче экзамена они станут специалистами классом выше, чем были.
В этой системе довольно быстро идёт смена поколений, год здесь идёт за полтора. Десантники уходят на пенсию, кого-то бракуют по состоянию здоровья. Поэтому очень важно вовремя восполнять человеческие ресурсы.
Я убираю диктофон, фотографирую ребят на память. На лицах у них – счастливые улыбки, и я по-настоящему верю, что им эта работа в радость…
This post was published on 20.09.2020 09:18