На связи: что беспокоит людей, которые звонят по телефону доверия

На связи: что беспокоит людей, которые звонят по телефону доверия

Читайте нас

Во время сложных этапов жизни иногда хочется просто выговориться. Для таких моментов и существуют телефоны доверия. Все разговоры бесплатны и полностью анонимны. Специалисты республиканской службы рассказали «Якутии», как устроена их работа и что сейчас больше всего волнует якутян.

Позвони мне, позвони

Служба Телефона доверия Центра социальной психологической поддержки семьи и молодёжи РС(Я) работает круглосуточно и без выходных. Туда можно позвонить, изложить проблему, и психолог на линии поможет вам найти решение. Звонок бесплатный, можно получить консультацию на русском и якутском языках. Подход ко всем индивидуальный. Алгоритм работы такой – сначала идёт знакомство, затем история человека, совместный поиск выхода из ситуации, а потом завершение звонка.

Помещение, где работают психологи, расположено в черте города. Где именно – рассказывать запрещено. В комнате находятся стол, диван, а самое главное – телефон. Всего работают пять специалистов, в одну смену выходят по два-три человека. Дежурство длится круглые сутки. И всё это время психолог находится в ожидании звонка.

– В среднем в день поступает 30 звонков. Разговоры длятся по-разному, иногда только две минуты либо час. Если ситуация тяжёлая, то можем говорить долго. Бывает срыв связи во время звонка и непонятно, что произошло: техническая неполадка или кто-то помешал говорить, – рассказывает психолог службы Телефона доверия (прим.ред. – по просьбе организации имена не упоминаются).

Бережно к душе

Главная задача психолога-консультанта – снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь собеседника от опрометчивых и опасных поступков: вместе проанализировать ситуацию, выявить её причины, подсказать алгоритмы выхода из сложившегося положения.

– На телефон доверия вчерашних студентов не берут. Вдруг позвонит женщина, которая недавно потеряла ребёнка. Неопытный специалист может этого испугаться, а человек в самый страшный период его жизни не получит нужную поддержку, – объясняет заведующая отделом Телефона доверия Сахайаана Гуляева.

В прошлом году поступило 6 тысяч 393 звонка. Самые популярные темы – проблемы принятия себя, семейно-супружеские отношения, взаимоотношения между людьми, любовные отношения, здоровье, учебно-профессиональные проблемы, кризис. Как отметила Гуляева, с каждым периодом количество звонков увеличивается.

– Сегодня людей интересует, как принять себя, учебные и профессиональные проблемы, семейно-супружеские взаимоотношения, как вести себя в кризисных ситуациях, то есть в периоды смерти и рождения, – рассказала она.

– Почему рождение относится к кризису? – растерялась я.

– Беременность является глобальным изменением в жизни женщины. Поэтому реакция может быть абсолютно любой.  Кто-то боится беременности, а кто-то нет, и это абсолютно нормально. Также часто случается послеродовая депрессия. Многие женщины боятся себе в этом признаться, – отвечают мне.

Шутки ради

Актуальные события в стране во многом определяют основные запросы. Например, сейчас поступает много звонков от ребят, которые испытывают страх перед экзаменами. По личному наблюдению специалистов, ночью чаще всего обращаются с вопросами, связанными с одиночеством или потерей близкого. Иногда люди хотят просто поболтать о жизни.

– Действительно, требуется немалая смелость, чтобы сделать звонок. Если позвонивший молчит, то мы можем сделать то же самое. Или в иной раз представиться и задать наводящие вопросы: «Как мне к вам обращаться?», «О чем вы думали перед тем, как позвонить?» – уточняет психолог.

Одной из самых распространённых категорий звонков среди детей можно отметить звонки-розыгрыши, в которых абонент предлагает консультанту на рассмотрение какую-нибудь серьёзную проблему. Обычно таких вычисляют с первых минут разговора. Шутников выдают еле сдерживаемые смешки, язвительный тон, шум одноклассников.

– Мы имеем право положить трубку, когда нас оскорбляют. Либо при розыгрышах, которых становится особенно больше при психологических месячниках в школе. Такие разговоры эмоционально истощают. Ведь важно не пропустить действительно важные звонки, – говорит психолог.

Добавим, что специалисты могут отказать в разговоре, если его используют как сексуальный объект. Это можно понять по тяжёлому дыханию собеседника или при пикантных вопросах.

Когда от тебя зависит жизнь

Строго зафиксированного скрипта нет. Каждый запрос индивидуален, психолог анализирует его через свою призму восприятия. Звонки, поступающие на телефон доверия, не записываются, телефонные номера не высвечиваются и нигде не фиксируются. Бывает, человек не отдыхает, один звонок завершился, а за ним ещё один – следующий.

–Я помню свой первый звонок, связанный с утратой. Женщина потеряла своего сына. У нее был безэмоциональный голос. Она сама к нам обратилась и в то же время бесконечно парировала: «Чем вы мне поможете? Вы же не вернёте мне сына», – вспоминает Гуляева.

– И как вы вышли из ситуации?

– Я просто слушала и поддерживала. В конце долгого разговора она извинилась и спокойным голосом сказала: «Да, я знаю, что вы не виноваты». Было сложно, но свою задачу я выполнила.

Как поделилась психолог, перед дежурством они с коллегами используют рабочую технику – придумывают себе другие имена. Не с целью обмануть клиента и запутать его. Так называемый новый образ служит защитным скафандром. Чтобы после завершения дежурства выйти в рабочем состоянии, а не в полной истощённости.

– Есть семейные психологи или те, кто работают исключительно с детьми. Мы универсальные специалисты. Может позвонить ребёнок, а после него тот, кто в одночасье потерял всё. Нам нужно быть морально готовыми и включёнными в каждый запрос. Работа подойдёт далеко не каждому, – заключает заведующая отделом Телефона доверия Сахайаана Гуляева.

Телефон доверия не заменит долгосрочную терапию. Потому что единственный доступный инструмент психолога-консультанта на линии – это его голос. Даже если человек позвонит опять, не факт, что он попадёт к тому же специалисту. Поэтому проработать серьёзную травму так невозможно. Но можно стабилизировать состояние здесь и сейчас.

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, чувствуете, что исчерпали свои силы, позвоните по следующим номерам:

  • Республиканская горячая линия психологической поддержки: 8-800-100-3550. Линия работает круглосуточно. Консультации проводятся на русском и якутском языках.
  • Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122.
  • Если вы стали жертвой или свидетелем жестокого обращения с несовершеннолетними и фактов насилия, то свяжитесь с мобильной кризисной службой – 8-800-100-22-83.
+1
15
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
Поделись новостью:
23 ноября
  • -23°
  • Ощущается: -30°Влажность: 77% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: