На-ле-во! Или Как помочь левше?

На-ле-во! Или Как помочь левше?

У левшей медленно формируется пространственное представление, и их важно научить графическому образу букв.

«Трудно быть левшой! Когда учитель физкультуры командовал: «Налево!», я всегда поворачивался направо. Преподаватель вскипал от гнева, считая, что я над ним издеваюсь. На самом деле я просто не мог сразу сообразить, куда поворачиваться», – вспоминает свои советские школьные годы Петр С.

Долгое время мальчик и его родители считали, что у ребенка патология, а на самом деле леворукость – это особенность строения головного мозга. Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий и одно из них является ведущим, а рука связана с именно с ним. Если у большинства из нас ведущее полушарие – левое, то у левшей – правое.

Правое полушарие – образное, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимает ее как целостный образ.

Раньше левшей в обязательном порядке переучивали, сейчас педагоги наконец-то признали, что пытаться переучить левшу – занятие бесполезное. Да это и не недостаток, а особенности мозга.

Когда происходит такой «поворот налево», нет однозначного ответа. Как считают специалисты, левшество – явление как генетическое, так и связанное с особенностями развития ребенка в утробе матери.

Левшей, оказывается, 23-25% от всего населения земного шара. Представьте, как им нелегко в этом мире, приспособленном для правшей. Именно для того, чтобы общество обратило внимание на проблемы, с которыми сталкиваются левши в нашем праворуком мире, и был создан Международный день левши, который отмечают 13 августа.

Браслет на руке

– В таких случаях, как с Петром, отлично помогают часы либо браслеты, надетые на правую руку. Либо можно прицепить значок на правой стороне пиджака. Словом, должен быть внешний атрибут, по которому ребенок мог бы ориентироваться в пространстве, – считает детский нейропсихолог Надежда Кылыярова.
В студии детской нейропсихологии «Светлячок» Якутска работают только профессионалы, нейропсихологи. К ним часто обращаются за помощью родители левшей. Если ранее мамы и папы приходили к ним, когда начинались проблемы с учебой у ребенка, то сейчас продвинутые родители делают это загодя.

– У левшей целостное восприятие мира. Они лучше всего воспринимают картины, фотографии, ритмы, мелодии, вот почему считается, что среди них много творческих людей, – продолжает Надежда Дмитриевна. – Занятия в художественной, музыкальной студиях для них очень благоприятны.

А вот когда они приходят в школу, то сталкиваются с трудностями. Оказывается, у них действительно нет понятия, где начало, середина, конец, либо направо, налево. Левши часто затрудняются удерживать строку, не выходить за поля тетрадного листа, писать слева направо.

«Зеркальные» буквы

– Нашей дочери Лилии шесть лет. Я поняла, что она левша после года, когда дочка все вещи стала перекладывать в левую руку. Особенно когда начала рисовать, пошла в детский сад, мы поняли, что ей гораздо удобнее все делать левой рукой. У нас есть небольшие проблемы. Например, старший сын научился читать в четыре года. Мы так же занимались с Лилией, она знает все буквы с трех лет, но читать пока не научилась. Ей сложно складывать буквы в слова. И рисунки у нее хуже, чем у всех. Она у нас, как арабка, пишет справа налево, а все буквы у нее зеркальные. Если у детей несколько букв «зеркальные», например, буква Я, то у нас все буквы такие. Ей так удобно и даже красивее получается, – рассказывает мама Мария Тен.

У Лилии все не так плохо, по крайней мере в пространстве она ориентируется, занимается балетом. Мама прочитала много книг, перелопатила Интернет, и когда поняла, что у дочери будут проблемы с учебой, обратилась в «Светлячок». Осенью Лиля пойдет в 1-й класс.

– Вернее, не проблемы, а особенности. Некоторые задания, особенно складывание букв в слова, даются сложнее. Дочери пока трудно понять, что надо читать «мама», а не «амам». Раньше я считала, что научиться читать и писать так же легко, как и дышать. В студии нам очень помогли, все понравилось, так как занятия проходят в игровой форме. Вроде такие простые упражнения там делают, а для левшат они имеют свои трудности. Например, в начале занятий дочке было очень сложно, а в конце курса она стала уверенней. Мы прошли курс занятий и уже лучше начали ориентироваться слева-направо. Если будут трудности в школе, еще пойдем на занятия, – говорит Мария.

Нейропсихолог Надежда Кылыярова считает, что левшат обязательно надо учить придерживаться режима дня. У большинства из них нет понятий «утро», «день», «вечер».

– Правое полушарие – это мечты, воображение, образы, чувство юмора, картинки, а не логика и последовательность. Родители обращаются к нам с такими проблемами, как медленное письмо, чтение, множество орфографических ошибок. Это понятно, у левшей медленно формируется пространственное представление, и их важно научить графическому образу букв, – делится наблюдениями Надежда.

В студии «Светлячок» проводят занятия не только для детей-левшей и их родителей, но и для учителей начальных классов. Ведь педагогам тоже надо немало умений, знаний и терпения, чтобы помочь ученику-левше. Психологи студии осенью посещают родительские собрания в 1-х классах, делятся советами, рассказывают о своих методиках работы с левшами. На таких занятиях психологи формируют у детей пространственную ориентацию, навыки чтения слева направо, знакомят с буквами, написанными разными шрифтами.

_____________________________

СОВЕТЫ НАДЕЖДЫ КЫЛЫЯРОВОЙ

• важно вовремя обратиться к детскому нейропсихологу и пройти диагностику;
• левша плохо понимает, какая рука левая, а какая – правая. Купите ребенку яркий браслет или часы, а можете сделать украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – правая. Ребенок быстро сможет сориентироваться.
• чаще играйте с детьми в кубики, собирайте мозаику, составляйте разные фигуры. Это развивает пространственную ориентацию;
• учите графические образы букв;
• важно научить удерживать строку слева направо. Это то самое, что труднее всего дается левшам, но это база. Часто левши могут начать писать или читать с середины строки, предложения;
• играйте в шахматы. Эта игра также помогает ориентироваться в пространстве, развивает логику;
• научите видеть клетку в тетради. Для левши увидеть ее на большом тетрадном листе очень сложно;
• уделите внимание письму, чаще пишите с ребенком прописи, учитесь писать линии, черточки, а далее более сложные фигуры. Левшам придется заниматься прописями в два-три раза больше.
• важно не торопить ребенка-левшу: он всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно, быстрее он не станет, а начнет только суетиться и паниковать. В результате не сможет сосредоточиться на задании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
25 мая
  • Ощущается: 5°Влажность: 45% Скорость ветра: 9 м/с