«На Колыме за веру пострадавшие»: фильм Якутской епархии выложен в свободный доступ
На сайте Якутской епархии и в YouTube выложены два фильма «На Колыме за веру пострадавшие» – авторский проект архиепископа Якутского и Ленского Романа.
«Совершенно отдельная страна»
Фильмы сняты на средства Фонда президентских грантов и международного грантового конкурса «Православная инициатива». Первая часть снималась в Якутии, вторая – в Магаданской области, куда владыка вылетал лично в составе съемочной группы.
Его голос мы слышим первым во время просмотра: «…На территории Якутии, в самых суровых районах – Оймяконье, Верхоянье, Хандыге, на побережье Ледовитого океана, в дельтах рек Яны, Лены, Колымы, на границе с Чукотской и Магаданской областями располагалось более ста лагерей…».
А дальше звучат голоса историков, краеведов, местных жителей.
«В ноябре 1931 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о Колыме – начать разработку полезных ископаемых этого региона, прежде всего золота, а также редких металлов, впоследствии – ураноносных руд. Создаётся совершенно отдельная страна – трест «Дальстрой», подчиняющийся непосредственно правительству», – информирует старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук Алексей Беглов.
«Была поставлена задача в ближайшие сроки построить посёлки, дороги, аэропорты. По плану «Дальстроя» в 1932 году надо было доставить 42 тысячи заключённых», – развивает тему лектор-экскурсовод Музея истории народов Якутии посёлка Зырянка Наталья Винокурова.
«Ежегодно сюда присылали десять тысяч человек. К концу года почти никого не оставалось – люди погибали. Морозы тогда доходили до минус 63 градусов, сейчас таких не бывает. Там, где у нас стадион, школа – это всё места захоронений», – рассказывает библиотекарь Центральной библиотеки Верхнеколымского района посёлка Зырянка Виктория Овчинникова.
Пояснение историка Беглова: «Нужно было заготовить более 10 кубометров дров, а то и 12-15, чтобы получить полноценную пайку».
«До сих пор из земли выходят человеческие кости. В лесу я чувствую – здесь есть души», – добавляет автор книги «Угольное. Любовь. Боль. Надежда» Татьяна Ермакова.
«Молиться за них»
«Одними из самых страшных лагерей были наш и Амбарчик, – говорит староста храма в честь Рождества Христова посёлка Черский Лариса Копылова. – Знаю, что в самые холода жившие в палатках заключённые взбунтовались – их расстреляли. В тех списках есть и неправославные имена, но священники разрешили нам молиться и за них».
Монахиня Елисавета (Сеньчукова), кандидат философских наук, проректор Якутской духовной семинарии, выразилась ёмко и кратко: «Это история человеческого духа».
И снова Виктория Овчинникова: «Уже в 1938 году у нас было отопление. Батареи сами делали, поставили котлы. Дома архитекторы строили».
Директор архива Верхнеколымского района Иннокентий Винокуров описывает построенный заключёнными клуб: «Это был театр в миниатюре. Балконы снаружи – во время митингов на них стояли. Два зала – где показывали кино и где танцевали. Бильярдная. Оркестровая яма. Это был один из лучших клубов Якутии».
«Помимо выполнения главной задачи – поиска и добычи золота, «Дальстрой» строил коммуникации, посёлки и города, занимался организацией хозяйственной деятельности на обширнейшем пространстве: Чукотка, север Камчатки, территория современной Магаданской области и восточная часть Якутии», – отмечает в начале второго фильма директор Магаданского областного краеведческого музея, доктор исторических наук Алексей Орехов.
Но лишь с конца 1990-х годов на этом обширнейшем пространстве стали воздвигать памятные кресты на местах захоронений. Показаны они и в фильме «На Колыме за веру пострадавшие». Кресты – и частица мощей преподобноисповедника Андроника (Лукаша).
«Не прошёл срок давности»
Преподобный Андроник почти сорок лет спустя после завершения своего земного пути снова вернулся туда, куда его ссылали дважды – в 1923-м и 1939-м.
Благодаря монашеской закалке – долгим и строгим постам, а главное – молитве, он выдержал все выпавшие на его долю тяготы.
«Самое тяжёлое, вспоминал он, это допросы, длившиеся по несколько часов, – рассказывает поэт Станислав Рыжов. – В лагере, говорил, было проще. И прожил почти 85 лет».
А с 2013 года частица мощей преподобноисповедника Андроника служит возрождению церковной жизни в Магадане.
– На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и последующих были причислены к лику святых, сонму новомучеников и исповедников Русской церкви более двух тысяч человек, которые за семьдесят лет пострадали за свою веру, и сегодня мы обращаемся к ним как к угодникам Божьим. Созданы службы, написаны акафисты, – рассказывает секретарь Якутской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора, благочинный Городского округа отец Никандр (Горбатюк).
– В феврале мы празднуем день новомучеников и исповедников церкви Русской. Множество храмов посвящено им, в их числе – главный храм благочиния в Алдане.
В Канун дня памяти жертв политических репрессий мы проводим в Якутской духовной семинарии Евгеньевский вечер, посвящённый памяти священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, который когда-то был викарным архиереем Ленского края. Мы считаем его небесным покровителем Якутии; также его почитают в Нижегородской области.
Каждый Архиерейский собор, который проходит раз в четыре года в Москве, называет все новые и новые имена. Но ещё не прошёл срок давности многих дел, по которым проходили священники, монахи или миряне, пострадавшие за веру. Многие материалы до сих пор засекречены.
А те имена, что уже известны, звучат в нашем фильме.
«В полнейшей тишине»
– Премьерный показ первой части состоялся в Якутске на Дальневосточном Свято-Иннокентьевском студенческом духовно-просветительском форуме, в День памяти святителя Иннокентия, а накануне Дня памяти жертв политических репрессий мы показали второй фильм.
Потом по благословению владыки Романа я привёз фильм в Москву, где его увидели в Первом казачьем университете и Троице-Сергиевой лавре, в Московской духовной академии, а затем и в Постпредстве Республики Саха (Якутия) при Президенте России.
Везде его смотрели в полнейшей тишине. Видел я и слезы на глазах у зрителей. Казалось бы, от нынешней молодёжи это так далеко, но… Вот для этого мы и снимали свои фильмы – чтобы сохранилась память о людях, которые в страшных, нечеловеческих условиях строили на вечной мерзлоте дороги, посёлки, города.
Сколько их погибло там! Не зря в народе Колымскую трассу называют «дорогой на костях». Самое удивительное, что среди выживших были и такие, которые после освобождения не уехали на материк, а остались там работать, созидать, сохранять память. О них мы тоже рассказываем в нашем фильме.
Фото предоставлено Якутской епархией.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: