Первый в истории концерт, когда музыканты сводного оркестра одновременно играли на русских, китайских и якутских народных инструментах, произвел, не побоимся этого слова, фурор – пока только в Поднебесной. Состоялся он в большом зале Харбинской консерватории, а дирижировал им Николай Пикутский. По возвращении из Китая Николай Владимирович рассказал, благодаря чему и кому стал возможен этот грандиозный проект, значение которого нам еще предстоит оценить.
«Большой резонанс»
— Смотрю сейчас китайскую «Панораму» – большой резонанс там идет: больший, чем в России, что понятно: мы играли там, и впечатления остались там. По соцсетям распространяются записи и очень хорошие отзывы, просмотров в Китае много, — делится успехом дирижер. – А началось все с того, что АГИКИ попал в государственную программу «Приоритет-2030», и благодаря президентской грантовой поддержке у нас появилась возможность делать такие проекты.
В прошлом году мы организовали Дальневосточный молодежный оркестр народных инструментов, основу которого на 70% составляет оркестр АГИКИ, куда входят студенты, преподаватели и выпускники, а раз в два года мы делаем конкурсный отбор среди вузов культуры: в этом году со всей страны были поданы десятки заявок, в результате в состав оркестра вошли шесть человек из Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва), пятеро из Новосибирской консерватории и четверо из Дальневосточной академии искусств. Также мы приглашаем известных молодых солистов – таких, как балалаечник Никита Говоров (аспирант и уже преподаватель РАМ имени Гнесиных), домрист Константин Носырев (главный концертмейстер Русского академического оркестра имени Н.Н.Некрасова), что сразу поднимает уровень и создает качественно новую атмосферу.
«На шикарной сцене»
— Потом ректор нашего института Саргылана Семеновна Игнатьева и проректор Вера Семеновна Никифорова во время рабочей командировки в Харбине познакомились с представителем международного отдела Харбинской консерватории. Побывав там и увидев ее масштабы и возможности, Саргылана Семеновна подумала: почему бы нашему оркестру не сыграть в этом шикарном зале, на этой шикарной сцене?
Консерватория в Харбине — огромная, напоминающая по своей архитектуре Санкт-Петербургскую. Вернее, это комплекс зданий на одной территории с общежитием: во-первых, конечно, сама консерватория, где одних только аудиторий для самостоятельных занятий музыкантов – восемьсот, затем библиотека с музеем и, наконец, отдельное здание с огромным концертным залом, где нас просто потрясла акустика. Там все впечатляет, но акустика – ее надо было слышать! Она, разумеется, способствовала нашему успеху.
Но я немного забежал вперед. После того, как АГИКИ приняли в российско-китайский Музыкальный союз, Саргылана Семеновна поддержала мою идею не просто поехать в Харбин с Дальневосточным молодежным оркестром, а сделать крупномасштабный проект, соединив его с оркестром китайских национальных инструментов Харбинской консерватории, в котором играют сто музыкантов.
«По три репетиции в день»
— В мае меня отправили туда в командировку, я изучил там инструменты, с которыми мне предстояло иметь дело, познакомился с дирижером оркестра, руководством консерватории и ее президентом. Они заинтересовались нашим проектом, и в мае началась подготовительная работа.
Мы делали партитуры русских, китайских и якутских инструментов именно для этого смешанного состава, создали 14 произведений. Львиную долю инструментовок я сделал с преподавателем нашей кафедры Владиславом Грянкиным, а кроме этого, привлек нашего маэстро Кирилла Афанасьевича Герасимова и новосибирского аранжировщика Евгения Бордунова.
Программа была очень сложная. У нас было по три репетиции в день, каждая – по два с половиной часа – и так пять дней подряд. А пробыть в Китае дольше – это очень дорогое удовольствие. Переводчики – их было трое — работали посменно, но музыкальный язык – он международный, термины понимают без перевода все музыканты мира, а в конце концов, можно и напеть мелодию, и показать руками, как надо сыграть.
Конечно, на первых репетициях шла притирка: все-таки два разных оркестра, две разные специфики звукоизвлечения. Но дальше все пошло как по маслу, потому что всем было интересно, все шли к успеху.
«В едином тембре»
— Из ста музыкантов оркестра национальных инструментов Харбинской консерватории в наш сводный оркестр были включены только 55 самых лучших. У нас тоже был жесткий конкурсный отбор, не все ребята поехали: такой крупный проект требует высокого исполнительского уровня.
Наши китайские коллеги предложили назвать наш фестиваль и концерт «Единство Шелкового пути. Китайско-российский музыкальный диалог». Шелковый путь издавна связывал Россию и Китай. Шел и торговый обмен, и культурный. С тех далеких эпох до дня сегодняшнего именно мирное сотрудничество между нашими великими странами было главной нашей ценностью, и наш международный оркестр стал живым примером этому, живым доказательством.
Конечно, и та сторона, и мы – все сомневались, сольемся ли мы в едином тембре. Два оркестра, играющие на инструментах трех народов, — не получится ли слишком «пестро», «разношерстно»? Ко всеобщему удивлению, наши инструменты и китайские, такие разные, слились красиво и гармонично – получилось удивительное тембральное сочетание. Совсем другой колорит, другие краски!
Пятьдесят на пятьдесят
— Половину репертуара составила китайская музыка, половину — русская, российская: Георгий Шендерев, Вера Городовская, Александр Цыганков, наши Николай Берестов (его «Импровизацию для хомуса с оркестром» очень достойно исполнила студентка АГИКИ Наталья Заровняева), Радомир Борисов, чьи «Якутские наигрыши» представили с нашим оркестром шесть баянистов, в числе которых были Владимир Боярский, Михаил Погодаев и совсем молодые ребята Степан Захаров, Ярослав Сахатин из АГИКИ и Максим Герасимов и Андрей Лялин из РАМ имени Гнесиных.
Наша восходящая звезда – балалаечник Егор Кузьмин, лауреат Дельфийских игр, выпускник АГИКИ, магистрант Новосибирской консерватории сыграл сложнейшее произведение Александра Цыганкова – четвертую часть концерта-симфонии. Приглашенный солист – домрист Константин Носырев блестяще исполнил фантазию на тему народной песни «Белолица-круглолица». Финальную часть концерта украсил унисон балалаечников, сыгравших популярные в Китае «Калинку» и «Камаринскую»: Никита Говоров, Никита Полосаев и Артем Арасланов из РАМ имени Гнесиных, Сергей Ковшов из Владивостока, Максим Шумилов, Семен Михайлов и Егор Кузьмин из Якутска.
А завершили мы свое выступление премьерой нашего композитора Николая Михеева – фантазией на арктические, русские и китайские темы под названием, перекликающимся с названием фестиваля и концерта — «Шелковый путь и мир». Китайская публика с таким восторгом его приняла!
«Продвигать дальше»
— Даже руководство Харбинской консерватории было впечатлено. Они говорили: «Такой состав оркестра – это впервые в истории».
Мы показали два гала-концерта в двух отделениях. Планируем продвигать этот проект дальше, получив поддержку китайской стороны и нашего института. Следующий шаг – концерт в России. Будем надеяться, что удастся осуществить этот проект в Якутске. Все-таки инициатор проекта – Якутия. В марте запланирован приезд оркестра народных инструментов Харбинской консерватории в составе 55 музыкантов к нам. Но проблема в том, что такой огромный коллектив – с нашими музыкантами получается около ста человек — может поместиться только в Театре оперы и балета.
У нас в стране катастрофически не хватает таких хороших залов, как в Харбине – особенно для народных оркестров. Все на микрофонах, на искаженной подзвучке – в итоге большие потери естественного звука. Вся надежда на Арктический центр эпоса и искусств. Ждем его и верим, что акустика в нем будет на уровне.
This post was published on 28.11.2024 11:14