А вы знаете, что в России в этом году появился новый профессиональный праздник – День машиниста? Отмечаться он будет в последнюю пятницу марта. Появление профессии машиниста напрямую связано с историей становления железных дорог. За почти два столетия с тех пор, как возникли первые железные дороги и профессия машиниста стала востребованной, локомотивы претерпели значительные изменения.
Сегодня железнодорожные составы тянут мощные тепловозы и электровозы, которыми управляют специально обученные квалифицированные специалисты – машинисты. На страницах «Якутии» мы расскажем о представителях этой профессии.
Быть машинистом престижно
Николай Сидоров, машинист пассажирского поезда:
– В годы, когда я заканчивал среднюю школу, железная дорога только пришла в наш Мегино-Кангаласский улус. Идея работать у себя дома на железной дороге мне понравилась. Учился в Транспортном техникуме в посёлке Нижний Бестях. После окончания учебы в 2014 году устроился работать помощником машиниста тепловоза. А в 2016-м компания отправила меня учиться на машиниста тепловоза в Дальневосточный учебный центр повышения квалификации в городе Тынде. Успешно сдав экзамен, с 2017 года работаю машинистом тепловоза в компании «Железные дороги Якутии».
Своим выбором доволен, профессия интересная, престижная, заработная плата достойная. Считаю, что машинист должен быть внимательным, ответственным, стрессоустойчивым и иметь крепкое здоровье. Конечно, трудностей в нашей работе хватает. Но для меня лично самое сложное – долгое и частое расставание с близкими, женой и детьми. С прошлого года работаю машинистом пассажирского поезда, график у меня – в один день после обеда еду со станции Нижний Бестях до станции Кюргелях, там ночую и утром возвращаюсь обратно. И так по кругу.
Железная дорога – это огромный шаг вперёд для нашей республики, а профессия машиниста тепловоза – одна из главных в этой отрасли.
По стопам отца
Руслан Ходжаев, машинист пассажирского поезда:
– В компанию «Железные дороги Якутии» меня привел отец в 2006 году. Начинал с профессии монтера пути. Я видел, как отец управляет пассажирским поездом, и тоже хотел управлять этим транспортом. Перевелся на помощника машиниста автомотрисы, а впоследствии захотелось большего. Отучился на курсах помощника машиниста в Тынде и в 2011 году начал работать в этой должности. Вскоре меня направили на учебу на машиниста тепловоза.
Так, с 2013 года я стал машинистом грузового и маневрового направления. Окончил железнодорожный техникум, также учусь в университете путей сообщения в Хабаровске. Сейчас временно исполняю обязанности машиниста-инструктора. Я и дальше хочу себя развивать в этом направлении, поэтому в учебном центре в Тынде прохожу повышение классности машинистов тепловозов.
Многие дети в детстве мечтали стать космонавтами, полицейскими, пожарными, а я хотел быть, как отец – управлять поездами, доставлять пассажиров и грузы в пункт назначения. Мечта сбылась, за это я благодарен ему и буду продолжать свою профессиональную деятельность. Также здесь работают родной брат, который тоже отучился на машиниста тепловоза, и двоюродный брат, который закончил курсы помощника машиниста.
Работа наша не из легких – работаем в ночную смену, в морозы, бывают также поломки. Одним словом, нужно быть готовым ко всему, главное, не растеряться ни при каких обстоятельствах. В общем, профессия, скажу, достаточно интересная. От наших правильных действий зависит многое. Кому-то это не по душе, кто-то наоборот счастлив, когда может на деле показать свои способности. Для этой профессии нужны люди особого склада характера, ведь управлять многотонной машиной не так уж просто. Нужна еще и сила духа, чтобы правильно среагировать на аварийную ситуацию. Профессия машиниста достаточно почетна в табеле о рангах работников железнодорожного транспорта, она стоит на высокой позиции.
В локомотиве машинист – главный человек, от которого зависит все, и он несет большой груз ответственности. Именно романтика, любовь к путешествиям, поездам приводят многих в железнодорожные учебные заведения. Вечерняя прохлада, кофе, чтобы не уснуть, стук колес, дорога, уходящая за горизонт… Работая машинистом, можно вдоль и поперек исколесить нашу страну.
«Горжусь профессией»
Артем Слепцов, машинист маневрового тепловоза:
– Я родом из села Ойусардах Среднеколымского улуса. После школы поступил в Транспортный техникум в Нижнем Бестяхе, группа «Локомотивы». Там отучился три года. В 2016 году устроился в «ЖДЯ». Жена тоже работает в нашей компании медсестрой. У нас трое детей.
В 2019 году поехал учиться на машиниста в Дальневосточный учебный центр профессиональной квалификации в городе Тынде. Отучился на машиниста, но еще год работал помощником, а с 2021 года работаю машинистом маневрового тепловоза. Профессию выбрал, потому что работа перспективная. После учебы с трудоустройством нет проблем. Доволен своим выбором, тем, что стал машинистом, и очень этим горжусь. Моя семья тоже рада за меня и очень мною гордится.
Чтобы быть машинистом, действительно, нужны особые качества и навыки: высокое чувство ответственности, уверенность в себе, хорошее зрение и острый слух. А также необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы. Знать устройство локомотива и правила движения на железной дороге.
Трудностей в нашей профессии хватает, как и во многих других профессиях. Это многочасовые рабочие смены, во время работы нужна максимальная собранность. Я – машинист маневрового тепловоза, то есть работаю без помощника машиниста. Самое интересное, что каждый раз смены проходят по-разному, не повторяются.
Работа наша очень нужна для страны, особенно для нашей республики, где в середине апреля закрывается автозимник через реку Лену. Периоды перед закрытием переправы бывают особенно напряженными. Нужно успеть переработать вагоны с грузами, чтобы запастись продуктами, запчастями для автомашин и другими товарами.
Романтика дорог
Дмитрий Дьячковский, машинист грузового поезда:
– В компании «Железные дороги Якутии» на должности машиниста тепловоза я работаю с 1 июня 2022 года после окончания Дальневосточного государственного университета путей сообщения по специализации «Локомотивы». Получается, устроился по специальности. Родом я из Петропавловского наслега Усть-Майского района.
Как пришел к этой специальности, даже сам не понял. Окончил университет, устроился в локомотивное депо станции «Алдан» на должность помощника машиниста. Через год меня направили на курсы повышения квалификации в Амурскую область, в город Тында. Успешно сдав экзамены, возвратился в уже родное локомотивное депо. И на этом испытания не закончились – я стал стажироваться под руководством опытного машиниста.
До 3-го курса я представления не имел о железной дороге, и вот после того, как приехал на практику, уже более близко познакомился и начал вникать и даже проникаться этой работой. Есть своя романтика в нашей профессии – такие красивые виды сопровождают в пути. Я счастлив, рад, что моя профессия приносит пользу моей республике.
Мы возим различные народнохозяйственные грузы, топливо, технику, да много чего.
Также из республики, насколько мне известно, идет поставка грузов уже в Россию, то есть мы возим грузы не только для республики, но и для страны.
Специфика профессии такова, что обучение никогда не заканчивается. Ты каждый день, каждую смену узнаешь что-то новое.
День и ночь в пути
Юрий Пыльцын, машинист пассажирского поезда:
– Я родился в Читинской области, а юность прошла в Республике Бурятия, потом вернулся в Читу и поступил в ПТУ №1. После призвался в армию и отслужил в погранвойсках. После армии вернулся в Бурятию и работал помощником машиниста.
В 1991 году меня направили на курсы машинистов в Иркутскую дорожно-техническую школу. Вернувшись в Бурятию, через год обкатки начал работать машинистом тепловоза локомотивного депо.
В 2007 году я приехал в гости в Алдан, мне все очень понравилось, поэтому как вышел из отпуска, то перевелся в Алдан машинистом тепловоза, где и тружусь.
Свою работу люблю, мне очень нравится. Считаю, что должность машиниста престижная. Знаете, не каждый сможет работать в этой области, даже помощником машиниста. Люди нашей профессии должны быть очень ответственными, уверенными в себе. На трассе могут происходить и неприятности. К примеру, может произойти поломка локомотива, подвижного состава. Машинист должен оценить ситуацию, устранить поломки, по возможности, своими силами. Причем надо действовать оперативно, если устранить неисправность своими силами не получается, то нужно доложить руководству для принятия экстренных мер и совместного решения.
У нас работа маневровая, по графику: день и ночь. Двое суток в поездах, работа связана с дальними рейсами, поэтому приходится работать и без графика. Так и живем с любимой профессией!
Быть в движении – стиль жизни
Валерий Дубровский, машинист грузового движения:
– Работаю я машинистом тепловоза уже более двух лет. До этого работал в фирме отца, но хотелось как-то реализоваться самостоятельно, попробовать что-то новое для себя. Выбором очень даже доволен и ни разу в нем не усомнился. Профессия машиниста далеко не из простых. Освоение было и продолжает быть отнюдь не легким. Из года в год нужно подтверждать свои знания и профессионализм.
Для того чтобы стать машинистом, нужно иметь среднеспециальное образование. В первую очередь, как и в любом деле, важны дисциплина и ответственность, а навыки приходят с опытом работы. Профессия машиниста не терпит халатности, ведь за вашей спиной тысячи тонн груза или же сотни людей. Не могу вспомнить сильные трудности, но и легкости в этом деле нет.
Самое интересное в моей работе – это движение, быть и видеть все первым. График работы железнодорожника непростой, ведь поезда ходят круглосуточно. Профессия машиниста очень важна для страны в наше время. Миллионы грузов сами себя не перевезут, так же и люди, нуждающиеся попасть из пункта А в пункт Б, будь это встреча с родными или долгожданный отпуск. Локомотивная бригада вносит в это свой посильный вклад.
Пресс-служба АО «ЖДЯ».
This post was published on 17.04.2023 11:09