yakutia-daily.ru

Мост через Марху: первый из пяти

Фото: Анатолий Шестаков.

 

Каких-то лет семь назад мы и подумать не могли, что дорога из Якутска до Нюрбы будет занимать лишь 10-11 часов по зимнику и 13-14 – летом. О мосте через Марху тогда и не мечтали.

А с его открытием 25 ноября расстояние в 800 километров стало намного ближе. Теперь мы с нетерпением ждем того дня, когда сможем домчаться на машинах из Якутска до Мирного без всяких остановок на переправы. И это, судя по всему, уже не мечта, а близкая реальность.

 История вопроса

Вопрос строительства мостового перехода серьезно начали рассматривать в 2012 году. До исторического события – открытия мостового перехода 25 ноября — Нюрбинский район буквально был разделен надвое рекой. Люди, живущие по обе стороны Мархи, каждую весну и осенью испытывали огромные неудобства. Школьники из сел Марха, Кангаласс, Мар были вынуждены пешком по неокрепшему или подтаявшему льду на свой страх и риск добираться в районный центр на соревнования, олимпиады. А чего стоили многочасовые ожидания парома летом?

Так что строительства моста добивались многие годы и на муниципальном, и на республиканском уровнях. Но последнее слово, поскольку автодорога «Вилюй» в 2007 году была передана в федеральную собственность, было за федералами, и они не подвели. Мост был включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный правительством РФ.

Госконтракт стоимостью в 4,75 млрд руб. между Управлением автомобильных дорог «Вилюй» и АО «Сибмост» (Новосибирск) был подписан в конце 2015 года. 

Отметим, контракт на строительство того же моста с другой компанией — «Стройгазконсалтингавтострада», заключенный 2013 году, был аннулирован через суд в связи с ее банкротством.

А «Сибмост» — это крупное предприятие, которое строило переходы через крупные реки Обь, Енисей, имело опыт возведения моста и в Якутии — через реку Алдан.

Самый длинный

Уже все СМИ, и местные, и федеральные, говорят о том, что Мархинский мост – самый длинный в Якутии. Так оно и есть. На сегодняшний день он пока самый протяженный. Длина основного моста — 560 метров.

При этом попутно были возведены еще два (!) моста через урочище Мар — длиной 55 и 34 метра.

Таким образом, мостовой переход через Марху – это целый комплекс, включающий в себя мосты с подходами, регуляционными и берегозащитными сооружениями, элементами обустройства автомобильной дороги, переустройством инженерных коммуникаций. Общая протяженность участка с подходами составляет 6,4 км.

По словам гендиректора компании Сергея Соколова, объект интересный и сложный, «было где проявить смекалку и инженерную мысль».

При строительстве объекта, отметили в Упрдор «Вилюй», использовано свыше 4 тысяч тонн металлоконструкций, которые обработаны антикоррозийными материалами. Объект относится к разряду уникальных с пролетами, превышающими в длину 100 метров. Благодаря этому обеспечивается беспрепятственный проход судов, также на мосту установлена судовая сигнализация.

Игорь Толстых, заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Вилюй»:

— Особенность этого объекта — транспортно-логистическая схема. Все материалы привозные. Чтобы построить такой переход, были необходимы усилия многих людей. В Якутии на сегодня это уникальный мост.

Целый каскад

— Мост через Марху станет гордостью Нюрбинского улуса, но, самое главное, его строительство изменит жизнь людей к лучшему, сплотит, вдохновит их на дальнейшие успехи во благо родного улуса, республики и всей страны, – сказал Айсен Николаев, обращаясь к жителям Нюрбинского района на открытии мостового перехода.

Но еще больше собравшихся на этом торжественном событии многочисленных жителей не только Нюрбинского, но и близлежащих Сунтарского, Верхневилюйского улусов, обрадовали слова Ил Дархана о том, что мост через Марху станет первым звеном каскада мостовых переходов на федеральной трассе «Вилюй».

Уже в следующем году в октябре планируется ввод мостов через Малую Ботуобую в Мирнинском районе, через Тюкян на границе Нюрбинского и Верхневилюйского улусов. В 2020 году начнется проектирование мостов через реку Вилюй в районе Верхневилюйска (его ориентировочная длина — 1,7 км), в дальнейшем – в селе Кюндядя в Нюрбинском улусе, в районе Крестяха в Сунтарском улусе.

Жители Вилюйской группы улусов не дадут соврать – это перечисление планируемых мостов для них звучало получше всякой популярной музыки.  Ведь строительство данных объектов позволит обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение по маршруту Якутск – Мирный.

Даешь десятилетие мостостроения!

Ришат Юзмухаметов, глава МО «Мирнинский район»:

— Значение открытия моста через реку Марху для жителей алмазной провинции сложно переоценить, ведь он является частью важнейшей перспективной транспортной инфраструктуры. Новый мост — это первое звено в цепи предстоящего строительства мостовых переходов автодороги «Вилюй». Надо отметить, что уже сегодня на границе Мирнинского и Сунтарского районов возводится мост через реку Малая Боотуобия. В конечном итоге мы получим круглогодичное устойчивое транспортно-пассажирское сообщение между Мирным и Якутском, что само по себе должно благотворно сказаться на социально-экономическом развитии региона, благополучии жителей Мирнинского района и северных улусов. Мы верим, что эта дорога, в твердом покрытии и с отличными мостами, когда-то свяжет Якутию с «материком».

Алексей Иннокентьев, глава МО «Нюрбинский район»:

— Жители Нюрбинского района с воодушевлением восприняли сообщение о том, что будут начаты работы по строительству мостового перехода через реку Марху. И по прошествии нескольких лет, благодаря самоотверженному труду мостостроителей АО «Сибмост», это чудо все-таки свершилось.

Весной и осенью часть территории Нюрбинского района на значительный срок оказывалась отрезанной от остального района. Ввод в эксплуатацию Мархинского моста сделал ближе населенные пункты, доступнее путь к столице нашей республики, а всех нас – еще ближе друг к другу. Этот замечательный мост позволит нам развивать с новыми темпами экономику и социальную сферу Нюрбинского района, также сыграет свою весомую роль в повышении жизненного уровня людей.

В следующем году ожидается ввод в строй третьего на территории Нюрбинского района мостового перехода по федеральной автодороге – Тюкянского моста. Появившиеся сообщения о планах разработки проекта строительства мостового перехода через реку Вилюй под Верхневилюйском вселяют в нас большую радость. Пусть следующее десятилетие станет Десятилетием мостостроения в Якутии! И пусть тем самым исполнится сокровенная мечта якутян о сквозном движении с соседними областями.

Анатолий Григорьев, глава МР «Сунтарский район»:

— В эти дни состоялось торжественное открытие моста через реку Марху.  Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность от лица всех жителей нашего улуса Главе республики Айсену Сергеевичу Николаеву, начальнику ФКУ «Упрдор «Вилюй» Николаю Ивановичу Андрееву, правительству республики, мостовикам.

Значение моста для нашего региона огромно. Если взять Сунтарский улус, то наши жителям, чтобы добраться до Якутска, необходимо переправиться через четыре реки! Одна из них – Марха. Теперь одной преградой стало меньше.

Также огромное значение мостовой переход имеет для экономики. С большой радостью и надеждой мы выслушали информацию о том, что в скором времени будут построены мосты через другие реки.  

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top