«Мои цветы — мои выпускники»: учитель из Якутска раскрыла секреты подготовки стобалльников ЕГЭ
Сразу две ученицы Айны Стручковой, учителя русского языка и литературы Якутского городского лицея, сдали ЕГЭ на сто баллов — по русскому языку Нарияна Кириллина и по литературе Полина Евсеенко. Учительница рассказала «Якутии», как готовит выпускников к экзамену, какие есть риски и как прогнозировать хорошие результаты.
Учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник и методист РС(Я), почетный работник сферы образования РФ Айна Стручкова работает учителем 23 года. Закончила филологический факультет Якутского государственного университета в 2000 году и с тех пор трудится в школе.
— Айна Михайловна, расскажите, пожалуйста, как удаётся добиться таких результатов?
— Выпускников этого года я учила с пятого класса, была у них классным руководителем. Думаю, это результат упорного труда. Работала постоянно, системно. Вспоминаю, как в мае листала социальные сети и видела у людей цветочки, подснежники, как они отдыхают на природе. Я в те выходные упорно трудилась, и мои цветы — это мои выпускники. Мы полностью разбирали досрочные варианты и варианты прошлых лет, тщательно повторяли прошлогодние темы, все изменения, всё, что находили.
По литературе у нас обычная базовая программа, как и во всех школах. Нет углубленных часов, дополнительных занятий. Но если учитель качественно относится к каждому уроку, старается выстроить работу системно, это дает прекрасные результаты. Я знаю многих городских учителей, которые эффективно работают из года в год.
Залог успеха — железная дисциплина на уроках. Ребенок должен трудиться на уроке, а не бездельничать. Когда дети знают, что есть система, что за чем будет, что от них требуется, они могут превзойти учителя.
Экзамен постоянно меняется, редактируется, нужно готовить детей с учетом этих требований. Мы постоянно разбираем ошибки, пробники, контрольные работы — это все помогает.
Мои нынешние выпускники, все 54 ученика, сдали в 9-м классе ОГЭ на «4» и «5». Я тогда поняла, как готовиться к тесту — задания ОГЭ перекликаются с заданиями главного экзамена.
И нынче знала, что по русскому языку у меня есть запас — это 10 учеников из 54, они при решении тестов допускали по одной ошибке. Предполагала, что кто-нибудь из них выстрелит, готовила их к экзамену отдельно. У любого учителя есть своя система. И эти десять учеников сдали на 90 с лишним баллов, допустив по одной ошибке, а Нарияна Кириллина на сто баллов.
— Как вы считаете, введенная главой Якутии премия в 100 тысяч рублей мотивирует?
— Я удивляюсь ажиотажу в этом году, думаю, он как раз из-за премии. Хотя деньги ребятам начали платить в прошлом году, а в этом их платят еще и учителям. Ежегодно лицей выпускает стобалльников — у моих коллег-словесников Индеевой Натальи Николаевны и Костиной Галины Михайловны немало было таких выпускников.
Мне повезло, что я работала с профессионалами в Физико-техническом лицее. Конечно, это и Институт повышения квалификации, в особенности Аммосова Варвара Васильевна, которая находит все нужные методические материалы, приглашает на семинары, вебинары.
Есть такая система подготовки к ЕГЭ — просчитываешь группу риска, группу с баллами 90+ и другие. Я подняла в этом учебном году все протоколы за последние пять лет и посчитала, что 90 и более баллов в эти годы набрали 35 моих учеников. Если прибавить нынешних, то это уже 46. И появился такой спортивный интерес. По русскому языку у меня стобалльники уже были, и в этом году я знала, что стобалльник тоже вполне может получиться.
— В наш век гаджетов принято считать, что дети мало читают. Так ли это?
— Дети мало читали во все времена. Группа риска есть всегда — это ребята, у которых в семье, может, что-то не так, или поздний подростковый кризис, они пропускают без причины, часто болеют. За них мы и боимся. Их хорошие баллы — это как сто баллов у отличников, и учителя радуются, когда они сдают хорошо.
Любовь к чтению прививается в семье. Полина Евсеенко, сдавшая литературу на сто баллов — очень целеустремленная, хочет стать журналистом. Она пришла к нам после 9-го класса из 15-й школы. Я сразу увидела в ней труженицу, учительская интуиция не обманывает, мы знаем, что ребенок своим усердием, дисциплиной может добиться многого.
Литературу в школе сейчас, в основном, сдают потому, что детям нужно поступать в архитектурный институт или на дизайнера, где есть этот предмет. Сдавали нынче семеро, и заявились они только в этом году, сдали все, порог перешли. Обидно, когда из-за невнимательности ребенок делает одну ошибку, и всё — получает 96 баллов, а такое было в этом году.
Учитель замечает способных по своему предмету учеников — у тех, кто любит литературу, другое видение, вдумчивое отношение, чутье, читательская интуиция. Мы это сразу отмечаем, развиваем. Конечно, я не одна работаю в этом отношении.
— С кем вы сотрудничаете?
— С 2015 года я тесно сотрудничаю с родной мне кафедрой преподавания русского языка и литературы филологического факультета СВФУ. Я всегда приглашаю на конкурсы итоговых сочинений и вузовские олимпиады преподавателей. Хочу отметить Надежду Ильиничну Никонову, Оксану Михайловну Сальникову, Оксану Васильевну Сизых. Я их зову в каникулярные, праздничные дни на занятия с учениками, чтобы была эрудиция у школьников, чтобы был уже не школьный, а литературоведческий, глубокий анализ. Мне кажется, это дает результат. Я общаюсь со своими преподавателями, они меня приглашают экспертом на студенческие конференции. Связь «Школа — вуз» работает в нашем лицее эффективно.
— Как вы выбирали профессию?
— Любовь к учительской профессии приходит с возрастом. Когда я была молодая, не понимала, что это профессия на всю жизнь. Мне казалось, что я просто работаю в школе. Любовь к профессии приходит через любовь к детям, любовь к предмету, и когда есть результаты, есть удовлетворение, что всё это не зря. Я рада, что высокие баллы ЕГЭ помогут детям поступить на бюджетные места, потому что с каждым годом их число сокращается, а от этого зависит судьба ребенка.
Вначале сложно всем, практика такова, что всем молодым учителям дают сложные классы. Это проверка на прочность. Если ты педагог по призванию, то пройдешь через огонь, воду и медные трубы.
Когда я устроилась в школу в 2005 году, моя зарплата была три тысячи рублей. Часов было много, но не было категории, стажа. Я чуть не ушла тогда, было очень сложно. Мудрость пришла с годами. А тогда думала, что только неудачники идут в школу. Почти весь мой курс выбрал другие профессии, в школе трудятся единицы.
Это были отголоски девяностых, по авторитету учителя били все кому не лень. А сейчас вижу, что есть поддержка, молодым учителям не так тяжело, как нам.
— На мой взгляд, школьная программа по литературе устарела, не пора ли её менять?
— Мне кажется, то, что в этом году вернули советскую литературу, это очень своевременно. Было очень много разговоров про это.
К моему удивлению, каждый год в выпускных классах встречаются «большевики» — я их так называю. Это юноши, которые придерживаются коммунистических взглядов. Они очень хорошо ориентируются в политической литературе — читают «Капитал» Маркса, труды Ульянова-Ленина. И в этом году они есть. Они интересуются внепрограммной литературой, такой, как «В окопах Ленинграда», «Разгром». Они не согласны с Солженицыным — говорят, что это литература, а не документалистика, у них есть свой взгляд на всё. Мне кажется, это назрело в обществе, и советская литература стала нужна. Каждый ведь читает по-своему, а художественная классика остаётся на все времена.
Также я считаю — не надо часто экспериментировать, следует оставить учителя в покое, чтобы он работал. Очень много бумажной волокиты, отчетов, ненужных документов, что отвлекает от основной деятельности. Дайте учителю работать, тогда и будет результат.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: