Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) «Письмо о присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2020-2022 годы»

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) «Письмо о присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2020-2022 годы»

Читайте нас

На республиканском уровне 30 апреля 2020 года заключено Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2020-2022 годы.
Соглашение вступает в силу с 30 апреля 2020 года.
В соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 г. 112-З № 233-III «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» предлагаем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) работодателями не будет предоставлен в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Министр труда и социального развития
Республики Саха (Якутия)
Е.А. Волкова.

Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2020-2022 годы
30 апреля 2020 года г. Якутск
Полномочные представители сторон Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (далее – профсоюзы), Регионального объединения работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» (далее – работодатели) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее – Правительство) действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, закона Республики Саха (Якутия) «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» заключили настоящее Республиканское (региональное) соглашение (далее — Соглашение), устанавливающее согласованные позиции сторон по регулированию социально — трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне на 2020 — 2022 годы.
Стороны в числе приоритетных задач Соглашения ставят содействие в реализации национальных проектов и программ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», дальнейшая реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», 28 декабря 2012 года №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализация основных целей и задач, определенных Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З №45-V «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».
В целях реализации стратегических задач Соглашение сторон направлено на создание условий социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), на развитие рынка труда и содействие занятости населения, на повышение доходов и качества уровня жизни населения, на создание безопасных и  комфортных условий труда, на социальную поддержку работников и их семей, граждан старшего поколения, на формирование здорового образа жизни граждан.
Раздел I. В области развития экономики
Стороны на предстоящий период считают основной задачей обеспечение темпов экономического роста, повышение производительности труда, обеспечение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, поддержка несырьевых отраслей экономики, и принимают следующие обязательства.
1.1. Стороны:
1.1.1. принимают меры по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
1.1.2. рассматривают основные показатели проекта государственного бюджета и основные показатели проекта прогноза социально-экономического развития республики;
1.1.3. способствуют созданию высокопроизводительных рабочих мест, модернизации рабочих мест;
1.1.4. содействуют развитию форм частно-государственного партнерства в целях устойчивого развития экономики республики;
1.1.5. создают благоприятные условия для развития местных товаропроизводителей;
1.1.6. содействуют развитию и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям;
1.1.7. содействуют реализации стратегических национальных проектов и программ, и принимают меры по достижению целевых индикаторов;
1.1.8. содействуют консолидации совместных действий в целях проведения единой политики в области регулирования социально-трудовых отношений;
1.1.9. содействуют внедрению передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда;
1.1.10. проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства;
1.1.11. способствуют внедрению на всех уровнях цифровых технологий, бережливого производства;
1.1.12.  при подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;
1.1.13. осуществляют мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности проводят республиканские акции, направленные на создание благоприятной экологической обстановки, и привлечение внимания общественности к вопросам охраны окружающей среды.1.2.  Профсоюзы:
1.2.1. в рамках полномочий, предоставленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами, способствуют укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах;
1.2.2. организуют соревновательное движение в трудовых коллективах за повышение производительности труда и эффективности производства;
1.2.3. инициируют включение в коллективные договора и соглашения взаимные обязательства, направленные на сохранение, развитие и модернизацию производства, повышение производительности труда и качества продукции, а также рациональное использование рабочего времени;
1.2.4. осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при сокращении численности (штата), ликвидации, реорганизации и банкротстве предприятий республики.
1.3.  Работодатели:
1.3.1.  обеспечивают развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительной и транспортной отраслей, рынка товаров и услуг, местного производства;
1.3.2.  обеспечивают повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг;
1.3.3.  обеспечивают развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, предпринимательства в сельской местности, социально-значимых услуг;
1.3.4.  принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на территории Республики Саха (Якутия);
1.3.5.  при приватизации, банкротстве и ликвидации организаций обеспечивают сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством;
1.3.6.  проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности;
1.3.7. при подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения.1.4. Правительство:
1.4.1.  в рамках утвержденной Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разрабатывает и реализует государственные программы Республики Саха (Якутия);
1.4.2.  реализует государственную политику в области развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия);
1.4.3.   реализует национальные проекты и программы, для достижения целей и задач принимает меры по выполнению целевых индикаторов, определенных Указом Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 года;
1.4.4.  осуществляет анализ эффективности выполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) в социально-экономической сфере;
1.4.5.  разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;
1.4.6.  принимает меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов;
1.4.7.  содействует созданию высокотехнологических бизнесов, местного производства, секторов цифровой и креативной экономики
1.4.8.  реализует меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
1.4.9.  создает условия для развития инновационной деятельности и повышение инновационной активности организаций.
Раздел II. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
Одной из приоритетных задач в области рынка труда и содействия занятости населения стороны считают обеспечение полной, стабильной и качественной занятости населения, содействие развитию предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности граждан через развитие личных профессиональных квалификаций и компетенций, обеспечение непрерывного переобучения и повышение квалификации работников. В целях реализации поставленных задач стороны принимают следующие обязательства.
2.1.   Стороны:
2.1.1. содействуют созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей республики;
2.1.2. обеспечивают лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также к объектам социальной инфраструктуры организаций, в том числе образовательных организаций;
2.1.3. содействуют развитию практики наставничества в организациях для работников с ограниченными возможностями здоровья и молодых специалистов, не имеющих стажа трудовой деятельности;
2.1.4. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования. В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается поэтапное увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;
2.1.5. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:
— ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;
— сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;
— увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в районах (городах) республики с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Указанные критерии могут быть приняты за основу для включения в отраслевые и территориальные соглашения;
2.1.6. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт не трудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка;
2.1.7. обеспечивают разработку прогноза потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом данных системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития экономики республики;
2.1.8. принимают меры, направленные на выявление неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений;
2.1.9. проводят работу по формированию и развитию национальной системы профессиональных квалификаций в республике;
2.1.10. обеспечивают занятость граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
2.1.11. реализуют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;
2.1.12. содействуют временному трудоустройству студентов и учащихся, поддерживают движение студенческих трудовых отрядов, оказывают информационную поддержку центрам по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
2.1.13. способствуют развитию гибких форм занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости;
2.1.14. проводят работу по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде;
2.1.15. развивают партнерство между работодателями, органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти в целях повышения эффективности использования рабочей силы, снижения напряженности на рынке труда.
2.2. Профсоюзы:
2.2.1. участвуют в комиссиях по оценке профессиональной квалификации работников в трудовых коллективах с соблюдением норм трудового законодательства;
2.2.2. проводят разъяснительную и консультационную работу правовой помощи первичным профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и защиты трудовых прав граждан, в том числе граждан, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда —  лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
2.2.3. при разработке соглашений и коллективных договоров добиваются включения мер, направленных на обеспечение занятости работников, на переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки;
2.2.4. участвуют в рассмотрении вопросов необоснованного увольнения работников, массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства;
2.2.5. оказывают содействие по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;
2.2.6. проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах о формировании и ведении сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде;
2.2.7. содействуют работодателю в работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда;
2.2.8. содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.2.9.  осуществляют мониторинг эффективности регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях;
2.2.10. участвуют в организации консультаций по вопросам охраны труда и занятости совместно с государственной службой занятости.
2.3. Работодатели:
2.3.1. участвуют в разработке прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
2.3.2. осуществляют взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования и оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействуют в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики и их закрепления путем развития наставничества на производстве;
2.3.3. проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников и работников предпенсионного возраста, информируют в установленном порядке профсоюзы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
2.3.4. предусматривают средства на обучение и профессиональную переподготовку работников в связи с введением профессиональных стандартов в необходимом для этих целей размере;
2.3.5. оказывают содействие органам службы занятости в реализации мероприятий по стимулированию мобильности граждан;
2.3.6. участвуют в организации рабочих мест для безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы в соответствие с квалификацией;
2.3.7. предусматривают гибкие формы занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами (в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости);
2.3.8. создают условия труда для женщин, имеющих детей до 3-х лет, как посредством устройства детей в группы присмотра и ухода за детьми, так и создания таких групп при организациях и предприятиях;
2.3.9. ведут целенаправленную работу по популяризации рабочих профессий и технических специальностей;
2.3.10. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае предстоящего массового высвобождения работников информируют профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца до увольнения работников;
2.3.11. обеспечивают выполнение установленной в соответствии  с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, многодетных и одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с квалификацией;
2.3.12. организуют площадки для стажировки участникам и победителям регионального этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
2.3.13. предоставляют работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора;
2.3.14. обеспечивают поэтапное внедрение профессиональных стандартов на основании планов, составленных с учетом мнения профсоюзной организации;
2.3.15. обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России»;
2.3.16. не размещают в информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях сведения дискриминационного характера, не связанные с деловыми качествами работников;
2.3.17. принимают меры по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов;
2.3.18. не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;
2.3.19. внедряют ведение сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, с указанием выполняемых квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами;
2.3.20. создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, принимают локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создают условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; резервируют рабочие места по профессиям, подходящим для трудоустройства инвалидов.
2.4. Правительство:
2.4.1. разрабатывает среднесрочный и долгосрочный прогноз баланса трудовых ресурсов республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;
2.4.2.  разрабатывает прогноз потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития экономики республики;
2.4.3. осуществляет меры по созданию новых рабочих мест через развитие предпринимательской инициативы и поддержку создания собственного дела безработными и незанятыми гражданами;
2.4.4. реализует государственные гарантии трудовых прав граждан и создает условия для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда —  лиц, с ограниченными физическими возможностями, трудоспособного возраста, в том числе инвалидов молодого возраста, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
2.4.5. оказывает гражданам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;
2.4.6. формирует предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах, при этом приоритетно использовать местные трудовые кадры с учетом их профессиональной подготовки и переподготовки;
2.4.7. экономически стимулирует участие бизнеса в развитии профессионального образования и обучения;
2.4.8. информирует население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом, проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;
2.4.9. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования;
2.4.10. проводит ежемесячный мониторинг реализации мероприятий по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде;
2.4.11. проводит в Республике Саха (Якутия) конкурс «Лучший работодатель в области содействия занятости населения Республики Саха (Якутия)» в целях поощрения работодателей за вклад в стабилизацию рынка труда и улучшение условий труда работников.
Раздел III. В области оплаты труда и уровня жизни населения
Основными задачами в области оплаты труда и уровня жизни населения стороны считают обеспечение права работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реального содержания заработной платы и доходов населения, снижение уровня бедности населения.
3.1.  Стороны:
3.1.1. обеспечивают сохранение достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
3.1.2. обеспечивают выплату заработной платы работникам полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года;
3.1.3. обеспечивают государственные гарантии по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;
3.1.4. реализуют совместные меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
3.1.5. принимают меры по недопущению в отношении работников организаций теневых способов выплаты заработной платы;
3.1.6. производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации;
3.1.7. при формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливают их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы;
3.1.8. проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
3.1.9. проводят политику оплаты труда работников в зависимости от реального трудового вклада, обеспечения дифференциации в оплате труда работников организаций всех форм собственности в зависимости от квалификации, нагрузки и сложности работ;
3.1.10. при повышении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы преимущественно увеличивают долю гарантированной части в заработной плате;
3.1.11. реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, направленные на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также разрабатывают при необходимости дополнительные меры по обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности;
3.1.12. содействуют реализации мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации;
3.1.13. координируют деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.
3.2. Профсоюзы:
3.2.1. осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде, за своевременностью выплат заработной платы, отпускных, больничных листов, расчета в случае увольнения и других социальных выплат, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
3.2.2. в качестве членов межведомственной комиссии по сокращению просроченной задолженности по заработной плате и снижению напряженности на рынке труда участвуют в работе по снижению уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях республики, в том числе в организациях-банкротах;
3.2.3. добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об установлении минимального размера оплаты труда не ниже величины, установленной федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;
3.2.4. принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений республики;
3.2.5. совместно с работодателями разрабатывают системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями и профессиональными стандартами;
3.2.6. проводят информационно-разъяснительную работу в части соблюдения их трудовых прав, и принимают меры по усилению социальной защиты работников по вопросам трудовых прав;
3.2.7. вносят предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
3.3. Работодатели:
3.3.1.  в соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляют оплату труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок в соответствии с нормами федерального и республиканского законодательства;
3.3.2. обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П,  от 28 июня 2018 г. №26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;
3.3.3. осуществляют регулирование оплаты труда работников посредством заключения и реализации коллективных договоров с учетом отраслевых соглашений. Предусматривают в коллективных договорах порядок индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
3.3.4. проводят работу по совершенствованию структуры заработной платы работников государственных учреждений, разрабатывают порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа работников учреждения;
3.3.5. устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и действующим законодательством с учетом квалификации и сложности работы;
3.3.6. на основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов устанавливают единый подход в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, обеспечивают подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников;
3.3.7. не допускают применение теневых способов выплат заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов;
3.3.8. выплачивают заработную плату не реже чем каждые полмесяца и не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Устанавливают конкретные даты выплаты заработной платы в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах и не допускать применение «с», «по», «до», «не позднее», «не ранее»;
3.3.9. не допускают задержек выплаты заработной платы работникам, принимают меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
3.3.10. предоставляют Сторонам по их обращению информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению долгов по оплате труда.
3.4. Правительство:
3.4.1. принимает меры по реализации Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019 — 2024 годы;
3.4.2. принимает решение о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ведет мониторинг достижения соотношений уровня средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
3.4.3. разрабатывает меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы работников бюджетного сектора экономики;
3.4.4. в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы учитывает ежегодные Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при совершенствовании системы оплаты труда;
3.4.5. рассматривает вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием;
3.4.6. проводит консультации по вопросам оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат, обеспечения основных государственных гарантий по оплате труда;
3.4.7.  устанавливает ежеквартально величину прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в Республике Саха (Якутия);
3.4.8. осуществляет мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях Республики Саха (Якутия), координирует деятельность Комиссии по контролю задолженности по выплате заработной платы и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
3.4.9. не допускает снижение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в случаях, предусмотренных  в абзаце втором статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Раздел IV. В области социальной поддержки населения и развития социальной сферы
Основными задачами стороны определили создание условий для комфортного проживания людей, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, повышение качества уровня жизни граждан старшего поколения, с внедрением активного долголетия, создание комфортных условий для увеличения рождаемости, развитие современной социальной инфраструктуры.
4.1. Стороны:
4.1.1. участвуют в реализации национальных проектов и программ по демографии, здравоохранения, образования, культуры, по жилью и городской среде и проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов и других социальных вопросов;
4.1.2. реализуют систему мер социальной поддержки и льгот многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, и другим незащищенным категориям граждан;
4.1.3. содействуют повышению эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг, принимают меры по установлению прозрачной системы оценки качества работы в учреждениях социальной сферы;
4.1.4. оказывают содействие в социальной помощи остро нуждающимся гражданам и их семьям в рамках социального контракта с вовлечением региональных проектов в сфере предпринимательства и занятости;
4.1.5. обеспечивают своевременность и полноту выплаты работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка;
4.1.6. создают условия для социальной адаптации по трудоустройству женщин после отпуска по уходу за ребенком, в том числе на условиях самозанятости, обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
4.1.7. увеличивают объемы круглогодичного оздоровления детей в местных детских санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях-профилакториях, принимают долевое участие в их финансировании. Обеспечивают охват различными формами отдыха, оздоровления и занятости детей не ниже уровня предыдущего года;
4.1.8. реализуют мероприятия, направленные на увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни у старшего поколения;
4.1.9. в целях оздоровления населения обеспечивают развитие массовой физической культуры и спорта, содействуют проведению Единого дня ГТО в трудовых коллективах республики;
4.1.10. в целях профориентации молодежи и формировании у них трудовых навыков обеспечивают участие обучающихся профессиональных образовательных организаций в мероприятиях World Skills по региональным компетенциям;
4.1.11. обеспечивают профессиональное переобучение граждан предпенсионного возраста;
4.1.12. содействуют в улучшении жилищных условий и созданию комфортных условий для проживания;
4.1.13. проводят согласованную политику по установлению платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, принимают согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции, обеспечивают открытость и доступность информации для населения о рассмотрении и утверждении тарифов на коммунальные услуги;
4.1.14. способствуют развитию системы льготного ипотечного кредитования для молодых семей;
4.1.15. проводят работу по увеличению плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации с учетом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
4.2. Профсоюзы:
4.2.1. добиваются включения в коллективные договоры и соглашения разделов по мерам социальной поддержки семей с детьми, в том числе по устройству детей работников в группы присмотра и ухода за детьми, инвалидов, работников, вышедших на пенсию, а также обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников;
4.2.2. содействуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения, развития наставничества на производстве и создания советов ветеранов;
4.2.3. осуществляют общественный контроль по выполнению Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении соответствующего страхового случая, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
4.2.4. добиваются включения в коллективные договоры мероприятия по санаторно-курортному оздоровлению работников;
4.2.5. добиваются включения в коллективные договоры мер морального и материального поощрения работников, вышедших на пенсию;
4.2.6. содействуют развитию шефского, молодежного, волонтерского движения в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;
4.2.7. участвуют в мероприятиях, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
4.2.8. участвуют в культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятиях, межотраслевых спартакиадах.
4.3. Работодатели:
4.3.1. обеспечивают повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в учреждениях социальной сферы;
4.3.2. обеспечивают выполнение Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении соответствующего страхового случая, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
4.3.3. в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивают пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Разница между фактическим заработком и максимальным размером пособия, установленного федеральным законом, выплачивается за счет средств работодателя;
4.3.4. в целях закрепления проживания и работы молодежи в Республике Саха (Якутия) устанавливают лицам в возрасте до 30 лет процентные надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, если они прожили в указанных районах не менее 5 лет;
4.3.5. предоставляют компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.3.6. предоставляют компенсацию расходов лицам, заключившим трудовые договора о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при расторжении трудового договора и выезда к новому месту жительства в другие регионы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
4.3.7. участвуют в комплексной поддержке гражданам и их семьям, нуждающимся в социальной помощи в рамках социального контракта, в части развития аграрного, креативного, технологического предпринимательства;
4.3.8. обеспечивают пенсионные права работников в условиях персонифицированного учета путем своевременного и обоснованного представления в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) полных сведений о страховых взносах работников. Осуществляют своевременное перечисление страховых взносов.
4.3.9. предусматривают в коллективных договорах разделы социальной поддержки женщин с детьми, в том числе по устройству детей в группы присмотра и ухода за детьми, оказанию материальной помощи при рождении детей, поддержке инвалидов, работников предпенсионного возраста, молодых специалистов, в том числе обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников;
4.3.10.  предусматривают меры морального и материального стимулирования работникам, вышедшим на пенсию, содействуют созданию советов ветеранов и развитию института наставничества;
4.3.11. развивают шефское, молодежное, волонтерское движение в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;
4.3.12. обеспечивают содержание и функционирование загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций. Обеспечивают выделение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников;
4.3.13. заключают договоры с образовательными организациями высшего образования о целевом приеме и обучении студентов;
4.3.14.  обеспечивают формирование доступной среды для маломобильных групп населения в организациях;
4.3.15. участвуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения;
4.3.16. проводят мероприятия на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», освобождают работников участвующих в сдаче норм ГТО в единый день ГТО от основной работы с сохранением средней заработной платы.
4.4. Правительство:
4.4.1. реализует региональные программы национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Культура» и обеспечивает выполнению их показателей;
4.4.2. реализует систему мер социальной поддержки отдельным категориям  граждан, малоимущим семьям, а также семьям с детьми;
4.4.3. проводит контроль за качеством оказания государственных услуг в учреждениях социальной сферы на основе независимой оценки;
4.4.4. оказывает комплексную социальную помощь остро нуждающимся гражданам и их семьям на основе социального контракта и акселерационных программ поддержки аграрного, креативного и технологического предпринимательства;
4.4.5. обеспечивает бесплатными и льготными путевками в загородные детские оздоровительные учреждения детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
4.4.6. разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства;
4.4.7. проводит профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан;
4.4.8. развивает новые альтернативные формы оказания социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;
4.4.9. способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения, в том числе молодым семьям;
4.4.10. реализует государственную политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
4.4.11. предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
4.4.12. совместно с органами местного самоуправления проводят работу по благоустройству в рамках реализации проекта «Родные города и села!»;
4.4.13. проводит работу по увеличению плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации по ключевым направлениям, определяющим развитие экономики с учетом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в кадрах и договоров на целевое обучение с работодателями;
4.4.14. проводит работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций, осуществляет мероприятия по оздоровлению работников в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), коллективными договорами, соглашениями.
4.4.15. рекомендует главам муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) возмещать частичную стоимость путевки в детские оздоровительные лагеря для детей, проживающих на территории муниципального образования.
4.4.16. проводит государственную политику по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в части строительства социальных объектов, обеспечения трудовыми кадрами в школах и в учреждениях здравоохранения, сохранения традиционных отраслей;
4.4.17. принимает меры социальной поддержки для граждан, работающих в сельских и арктических районах.
Раздел V. Охрана труда
В целях обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда, основными задачами определены улучшение условий и охраны труда, сокращение производственного травматизма и снижение профессиональной заболеваемости.
5.1. Стороны:
5.1.1. способствуют реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории республики;
5.1.2. принимают участие в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1735-р от 27.12.2019 г.;
5.1.3. содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
5.1.4. принимают меры по реализации трудового законодательства в области охраны труда;
5.1.5. содействуют использованию работодателями средств Фонда социального страхования на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.1.6. содействуют распространению лучших корпоративных программ стимулирования работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников;
5.1.7. рассматривают причины и обстоятельства несчастных случаев на производстве, и разрабатывают предупредительные меры по сокращению травматизма;
5.1.8.  содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний, профилактику алкоголизма и наркомании среди работников;
5.1.9. содействуют распространению лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах.
5.2. Профсоюзы:
5.2.1. участвуют в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1735-р от 27.12.2019 г.;
5.2.2. участвуют в составе комиссий по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев;
5.2.3. осуществляют общественный контроль по соблюдению прав и законных интересов работников в области охраны труда, за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах и формируют систему оценки производственных рисков и предупредительных мер по сокращению травматизма на производстве;
5.2.4. инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда из представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации;
5.2.5. участвуют в разработке предупредительных мер по сокращению травматизма и снижению профессиональных заболеваний;
5.2.6. способствуют организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;
5.2.7. ведут учет лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах;
5.2.8. ведут пропаганду заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
5.2.9. в составе комиссий участвуют в проведении специальной оценки труда на рабочих местах в организациях и предприятиях, повышают качество и своевременность проведения специальной оценки труда на рабочих местах;
5.2.10. добиваются включения в коллективные договоры, соглашения в разделе по охране труда гарантий и компенсаций работникам, мероприятий по улучшению условий труда, а также стимулов к повышению культуры труда и мотивации ведения здорового образа жизни работников;
5.2.11.  осуществляют общественный контроль за целевым расходованием средств на охрану труда в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №181н.
5.3. Работодатели:
5.3.1. участвуют в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1735-р от 27.12.2019г.;
5.3.2. проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах, и реализуют мероприятия по улучшению условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
5.3.3. разрабатывают корпоративные программы, направленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников, через внедрение систем управления культурой производственной безопасности, управления медицинской реабилитацией, предотвращением и профилактикой профзаболеваний, развития системы послесменной реабилитации работников, профилактики и устранения стресса на работе;
5.3.4. предоставляют предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в размерах не ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством, на основании оценки условий труда;
5.3.5. обеспечивают приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно установленным законодательством нормами;
5.3.6. усиливают и создают службы охраны труда в организациях, проводят обучение по охране труда руководителей и работников;
5.3.7. организуют финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда за счет средств предприятий, исходя из принципа достаточности направляемых средств на эти цели, но в размерах не менее нормативов, установленных трудовым законодательством;
5.3.8. в соответствии с коллективными договорами выделяют финансовые средства на приобретение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также обеспечение горячим питанием;
5.3.9. заключают договоры с санаторно-курортными учреждениями на лечение работников за счет средств добровольного медицинского страхования, Фонда социального страхования;
5.3.10. разрабатывают комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;
5.3.11. осуществляют производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
5.3.12. организуют проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;
5.3.13. через коллективные договора мотивируют работников к ведению здорового образа жизни – стимулирование работников посещать спортивные секции, участия в соревнованиях, организации производственной гимнастики, отказа от вредных привычек и т.д.;
5.3.14. при формировании комиссий по специальной оценке условий труда в организациях включают в состав комиссии не менее двух представителей профсоюзного комитета первичной профорганизации;
5.3.15. избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в зависимости от численности работающих в организациях и специфики производства работ, создают комитеты (комиссии) по охране труда в организациях;
5.3.16. создают комиссии по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве с участием представителей профсоюзного комитета первичной профорганизации, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев.
5.4. Правительство:
5.4.1. разрабатывает и реализует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в республике;
5.4.2. координирует и контролирует реализацию Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1735-р от 27.12.2019г.;
5.4.3.  организует проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, ведет информационно – разъяснительную работу о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда;
5.4.4. проводит разъяснительную работу по пропаганде заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
5.4.5. проводит сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в республике и готовит ежегодный доклад;
5.4.6. координирует деятельность в области охраны труда и организует работу межведомственной комиссии по охране труда;
5.4.7. развивает и совершенствует систему обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
5.4.8. организует проведение смотров, конкурсов по охране труда;
5.4.9. совместно с органами местного самоуправления содействует разработке, актуализации и реализации территориальных программ по улучшению условий и охраны труда.
Раздел VI. Развитие социального партнерства
Стороны определяют основными направлениями дальнейшее расширение регулирования социально-трудовых отношений на основе развития территориальных трехсторонних комиссий по регулированию в сфере социально-трудовых отношений, создания территориальных объединений работодателей и территориальных, отраслевых соглашений, проведение взаимных консультаций при принятии решений по вопросам социально-трудовых отношений, предупреждение коллективных трудовых споров.
Стороны признают, что основой для заключения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в отраслях, организациях и предприятиях республики является настоящее Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия). Включенные в Республиканское соглашение трудовые, социально-экономические гарантии являются минимальными и не могут быть снижены при заключении тарифных соглашений и коллективных договоров.
Стороны признают, что в период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, обобщают и расширяют практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
6.1. Стороны:
6.1.1. содействуют заключению территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров;
6.1.2. проводят совместную работу по вопросам развития социального партнерства на муниципальном уровне, реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)»;
6.1.3. содействуют созданию территориальных объединений работодателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.1.4. содействуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, на уровне муниципальных образований;
6.1.5. принимают меры по выявлению, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
6.1.6. проводят предварительное обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере социально-трудовых отношений;
6.1.7. организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов и других мероприятий в целях совершенствования механизма социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации;
6.1.8. проводят Республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» и региональные этапы Всероссийских конкурсов «Лучший по профессии» и «Российская организация высокой социальной эффективности» на всех его этапах — от разработки плана мероприятий по проведению конкурса до определения победителей и призеров конкурса и награждения победителей на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
6.1.9. проводят согласованную политику по укреплению объединений работодателей и профсоюзных организаций;
6.1.10. организуют системное непрерывное обучение представителей профсоюзов, работодателей, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по вопросам социального партнерства в сфере труда;
6.1.11. проводят взаимные консультации по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение;
6.1.12. официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных правовых актах, проведении обучающих мероприятий по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
6.1.13. обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес;
6.1.14. по запросу сторон обмениваются информацией по вопросам заработной платы, охраны и условий оплаты труда, занятости, обеспечению социальных гарантий, жилищно-коммунальному хозяйству, по делам о банкротстве организаций-должников, в соответствии с действующим законодательством;
6.1.15. способствуют предотвращению коллективных трудовых споров;
6.1.16. проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства;
6.1.17. соблюдают и реализуют достигнутые Соглашением договоренности и несут согласованную сторонами ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.1.18. ежегодно отчитываются на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего Соглашения с учетом согласованного Сторонами перечня показателей согласно приложению.
6.2. Профсоюзы:
6.2.1. содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
6.2.2. через профсоюзные организации содействуют заключению соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, и осуществляет контроль за их выполнением;
6.2.3. при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в соглашениях и коллективных договорах;
6.2.4. члены профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами;
6.2.5. рекомендуют включение в коллективные договоры с учетом финансово-экономического положения работодателя льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;
6.2.6. способствуют обучению представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений;
6.2.7. не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами;
6.2.8. добиваются улучшения качества коллективных договоров, заключаемых в организациях республики;
6.2.9. поддерживают создание первичных профсоюзных организаций и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности и не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;
6.2.10. изучают и обобщают опыт развития социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других регионов. Анализируют состояние и развитие социального партнерства;
6.2.11. осуществляют размещение на собственных информационных ресурсах (средствах массовой информации и на официальных сайтах) информации о реализации настоящего Соглашения, о решениях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в республике.
6.3. Работодатели:
6.3.1. по запросу профсоюзной организации предоставляют необходимую информацию для рассмотрения обращений по трудовым, жилищным, социальным вопросам;
6.3.2. предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза;
6.3.3. отчисляют финансовые средства профсоюзным комитетам на проведение ими культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной  работы в трудовых коллективах в соответствии с условиями коллективного договора;
6.3.4. в коллективных договорах уполномоченным (доверенным) по охране труда, членам профсоюзных органов, комиссий не освобожденным от основной работы предусматривают освобождение от работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами с сохранением среднемесячной заработной платы;
6.3.5. содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
6.3.6. при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых соглашениях и в предшествующих коллективных договорах;
6.3.7. ежегодно проводят конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», ежегодно принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»;
6.3.8. принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;
6.3.9. принимают меры по созданию и (или) увеличению количества территориальных объединений работодателей.
6.4. Правительство:
6.4.1. обеспечивает в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию Республиканского и отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;
6.4.2. проекты республиканских законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносятся Правительством Республики Саха (Якутия) в Государственную Собрание (Ил Тумэн) при наличии согласованной позиции Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия);
6.4.3. урегулирует коллективные трудовые споры, противодействует правонарушениям в сфере трудовых отношений;
6.4.4. содействует деятельности профсоюзов, соблюдает права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию и функционированию профсоюзов в организациях;
6.4.5. при подготовке материалов к награждению работодателей правительственными и ведомственными наградами учитывает наличие коллективного договора и выполнение его обязательств;
6.4.6. содействует развитию практики коллективно-договорного регулирования и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в каждом улусе (районе) и городе республики и обеспечивает методическую поддержку территориальных трехсторонних комиссий;
6.4.7. по предложению сторон социального партнерства включает полномочных представителей в коллегиальные органы управления, комиссии и т.д., образованные при Правительстве Республики Саха (Якутия), в его министерствах, иных исполнительных органах власти республики, участвуют в общественных советах, созданных при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
6.4.8. информирует население о состоянии и развитии социального партнерства в республике. Оказывает финансовую, информационную, консультационную и образовательную поддержку институтов гражданского общества.
Раздел VII. Заключительные положения
7.1. Стороны признают настоящее Республиканское соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия) на 2020-2022 годы, принимают обязательства соблюдать его условия и нести в рамках законодательства Российской Федерации ответственность за непредставление информации о ходе его выполнения и нарушениях.
7.2. Изменения и дополнения к Соглашению могут быть рассмотрены и приняты сторонами в течение срока действия данного Соглашения по инициативе одной из сторон, подписавших Соглашение.
7.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
7.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его заключения и реализации, осуществляются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.
7.5. Оценка эффективности реализации настоящего Соглашения осуществляется на основе показателей эффективности реализации Соглашения сторон социального партнерства согласно приложению к настоящему Соглашению.
7.6. Каждая из сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает, и представляет в секретариат Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
7.7. Стороны соблюдают взвешенный подход к возникающим конфликтным социально-экономическим ситуациям, проявляют стремление к незамедлительному их разрешению.
7.8. В 10-ти дневный срок после подписания Соглашения:
— Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает опубликование текста Соглашения в официальных печатных изданиях и на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);
— Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» обеспечивают доведение Соглашения до своих членских организаций.
7.9. Стороны обязуются:
— представлять информацию о ходе выполнения обязательств, включенных в Соглашение, по запросам любой из сторон;
— способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством;
— обеспечивать контроль со стороны органов надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.
7.10. Настоящее Соглашение заключено на 3 (три) года и вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон.
От Правительства  Республики Саха (Якутия)
Первый заместитель Председателя Правительства А.З. Колодезников.
От Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)
Председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) Н.Н. Дегтярев.
От Работодателей Республики Саха (Якутия)
Председатель регионального объединения работодателей
«Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» П.А. Маринычев.
Приложение
Перечень
основных показателей для оценки эффективности реализации  Республиканского (регионального) соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020-2022 годы
Правительство Республики Саха (Якутия):
1. Индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях, к уровню 2017 года (в процентах);
2. Уровень общей безработицы (в процентах);
3. Доля занятых в экономике в общем количестве трудоспособного населения (в процентах);
4. Реальная заработная плата работников (в процентах);
5. Реальные денежные доходы населения (в процентах);
6. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (тыс. чел.);
7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет);
8. Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта в общей численности малоимущих граждан (в процентах);
9. Количество семей, улучшивших жилищные условия (с государственной поддержкой) (единиц);
10. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда (тыс. человек);
11. Рост числа действующих территориальных трехсторонних соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений (единиц);
12. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (случаев/на 1000 работающих).
Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия):
1. Количество представлений об устранении выявленных нарушений в ходе контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая законодательство об охране труда), выполнением условий коллективных договоров, соглашений (единиц);
2. Количество проведенных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта (единиц);
3. Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами (в процентах);
4. Количество оказанной правовой помощи в разработке коллективных договоров, соглашений (единиц).Региональное объединение работодателей
«Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)»:
1. Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в процентах);
2. Рост индекса промышленного производства, (в процентах);
3. Доля инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (в процентах);
4. Снижение числа обращений граждан о несвоевременных выплатах заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, а также минимального размера оплаты труда с учетом позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017г №38-П, от 28.06.2018 г. № 26-П, от 11.04.2019 г. №17-П, от 16.12.2019 №40-П (единиц);
5. Динамика численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное обучение, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта (человек, процентов к предыдущему периоду);
6. Количество работников и их семей, направленных на санаторно-курортное лечение (единиц);
7. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (в процентах);
8. Рост количества территориальных объединений работодателей в районах и городах республики (единиц).
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
18 апреля
  • Ощущается: 0°Влажность: 52% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: