Министерство экономики Якутии: когда сто лет за плечами

Министерство экономики Якутии: когда сто лет за плечами

17:06
30 июля 2023
Фото: пресс-служба Министерства экономики РС(Я).
Читайте нас

Так получилось, что свой вековой юбилей Министерство экономики РС(Я) – преемник Госплана Якутской АССР – отмечает в сложных условиях. Но, как говорится, не привыкать: и сто лет назад, после разгрома Пепеляева, юная автономная республика приступила к восстановлению народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, и никто, пожалуй, не будет спорить, что тогдашнее положение было намного серьезнее. Об этом и, разумеется, о дне сегодняшнем расскажет нам министр экономики Майя Данилова.

«Начать с нуля»

Фото: предоставлено Министерством экономики РС(Я).

– До революции Якутия была отсталой во всех смыслах окраиной. Промышленное развитие надо было начинать с нуля, исконные отрасли – животноводство, полеводство, рыболовство, пушной промысел находились на примитивном уровне, надежная статистическая база – и та отсутствовала (последняя перепись населения была в 1917 году), не говоря уже о кадрах, средствах, оторванности от центров РСФСР и полном бездорожье внутри республики. Надлежало не только наметить решение этих проблем, но и определить будущее ЯАССР в общей задаче индустриализации СССР, увязать частное – экономику республики – с экономикой страны.

Здесь немаловажно будет упомянуть, что в созданной для этого при Совнаркоме ЯАССР Плановой комиссии в первый год ее работы сменилось 14 человек, в том числе три председателя, и лишь в мае 1924 года ее возглавил экономист с высшим образованием, прошедший специальную практику в Дальневосточной секции Госплана СССР – Георгий Колесов.

Но несмотря на все трудности, Генплан был разработан, и в нем указывалось, что в первую очередь нужно решить, и кардинально, транспортную проблему. В качестве же ведущего звена специализации ЯАССР в общесоюзном разделении труда и ее индустриализации было признано всемерное развитие горнодобывающей промышленности.

В 1925-1930 годах в республике работала научно-исследовательская экспедиция Академии наук СССР, прибывшая к нам по просьбе Максима Кировича Аммосова, и именно ее изыскания стали плацдармом для планомерного освоения полезных ископаемых и энергетических ресурсов Якутии.

Транспортную проблему должны были решить автомагистраль Невер – Якутск и железная дорога Невер – река Лена, а также развитие Северного морского пути через Берингов пролив к устью Колымы и каботажем до Лены, сооружение шоссе от Майи до Охотска с последующим развитием трассы до Якутска. Развитию речного транспорта тоже было уделено немало внимания, как и организации воздушных сообщений Иркутск – Якутск с ответвлениями на Бодайбо и Алдан.

Новые схемы планирования

– В начале 2000-х годов по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина правительство республики приступило к разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года. Это комплексный документ, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности.

Была создана большая рабочая группа. Возглавлял разработку президент Вячеслав Анатольевич Штыров, он осуществлял общее руководство. Непосредственно руководили разработкой со стороны республики заместитель Председателя Правительства РС(Я) Геннадий Федорович Алексеев и министр экономики республики Виктор Петрович Ефимов. Со стороны Совета по изучению производительных сил (СОПС), как головного разработчика, общее научное руководство осуществлял его председатель, академик Александр Григорьевич Гранберг, очень много сделавший для развития Севера, Дальнего Востока и для нашей республики в частности.

С принятием Схемы-2020 в республике вновь, после советского периода, началась реализация кластерной политики формирования крупных промышленных узлов. Был взят курс на комплексный подход к развитию территории, где были взаимоувязаны друг с другом освоение минеральных ресурсов, их первичная переработка, на единой энергетической, транспортной и социальной инфраструктуре.

В настоящее время можно подытожить, что главные цели Схемы-2020 достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер и позволил преодолевать глобальные кризисы, о чем свидетельствуют темпы восстановления экономики после глобальной пандемии и во время беспрецедентных санкций недружественных стран.

День сегодняшний

– Экономика республики в 2018-2022 годы развивалась в самых сложных исторических условиях. Закрытие целых секторов экономики в период глобальной пандемии, беспрецедентные санкции требовали принятия срочных мер. Нам удалось пройти испытания с минимальными потерями, об этом свидетельствуют опережающие мировую динамику темпы экономического роста в республике, кратное увеличение вклада Якутии в российскую экономику и бюджетную систему, повышение занятости и снижение уровня бедности населения до самых низких значений за всю историю статистических наблюдений постсоветского периода.

Якутия – один из немногих регионов Дальнего Востока, в котором растет численность населения. По данным на начало 2023 года, республика занимает первое место в ДФО по показателям рождаемости и естественного прироста. Республика – регион молодых, более 28% населения жителей находятся в возрасте от 14 до 35 лет.

За пятилетний период в экономику было инвестировано 2,5 трлн рублей. В условия разворота страны на восток Якутия становится надежным экономическим тылом России. Ежегодно растут темпы промышленного роста. Развивается несырьевой креативный сектор экономики.

Строим!

– С 2018 года построено более 2500 км дорог, возведено и реконструировано более 47 мостов. К концу 2022 года дорожное строительство выросло более чем в 1,5 раза по сравнению с 2018 годом.

В 2022 году введено в эксплуатацию и расселено по программам переселения из ветхого и аварийного жилья в семь раз больше квадратных метров, чем на три года раньше. В 2022 году Якутия на втором месте в ДФО по вводу новых квадратных метров.

Якутия всегда была в числе лидеров по строительству социальных объектов. На строительство капитальных объектов за 5 лет из федерального бюджета привлечено 90,9 млрд рублей, выделено из государственного бюджета республики – 66,6 млрд рублей, из внебюджетных источников – 7 млрд рублей.

В 2023 году за счет всех источников планируется ввести 71 объект социального значения, в том числе 18 школ на 3708 мест, пять детских садов на 310 мест, один объект дополнительного образования, девять – физической культуры и спорта, 24 объекта здравоохранения, в том числе 12 фельдшерско-акушерских пунктов и шесть врачебных амбулаторий, и 14 объектов культуры.

Стратегические направления

– Что касается стратегических направлений, то современные экономические условия обостряют вопросы региональных диспропорций развития. Каждый субъект федерации сейчас выстраивает новый диалог с инвесторами, уточняет приоритеты развития, корректирует бюджетную политику, чтобы в конечном итоге обеспечить стабильный рост доходов и качество жизни жителей.
Экономика республики сохраняет свою устойчивость и в условиях «разворота» страны на Восток приобретает национальное значение.

Создание новых транспортных коридоров и энергетических мощностей может дать огромный импульс промышленному росту в стране, сделает реальным запуск новой волны инвестиционных проектов на Востоке.

Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых Якутии и обеспечения транспортной связности страны необходим сквозной проезд из городов Восточной Сибири через территории Якутии и Магаданской области с выходом на Охотское море. Это создаст условия для вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов глобального значения. Разведанные запасы ресурсных проектов в зоне тяготения к данной магистрали в два раза превышают годовой объем ВВП Российской Федерации.

Ключевым проектом, связующим пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, является строительство моста через реку Лена в районе города Якутска. Ленский мост соединит в единый транспортный узел три федеральные автодороги, пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль.
В восточной части параллельно с федеральной автодорогой «Колыма» открывается возможность и для строительства железной дороги до Магадана. Проект включен в Национальную программу развития Дальнего Востока.

Недропользователям и населению

– В Арктике формируется новый Кючусский горнопромышленный кластер. Ключевые проекты кластера – золоторудное месторождение «Кючус», месторождение олова «ручей Тирехтях» и Депутатское оловорудное месторождение. Выход на проектную мощность проектов запланирован в 2026-2030 годы. Планируется ежегодно добывать 10 тонн золота и 5 тысяч тонн олова.

Для энергоснабжения проектов ГК «Росатом» планируется строительство атомной станции малой мощности 110 МВт. Это покроет спрос не только недропользователей, но и населения. Атомные станции планируется использовать и на других труднодоступных месторождениях Якутии.

Создание кластера загрузит и железнодорожный путь до Магадана, и проектируемый глубоководный морской порт Найба с выходом на Северный морской путь. Ожидается, что общий объем инвестиций в кластер превысит 270 млрд рублей. Будет создано до 6000 новых рабочих мест.

Южная Якутия имеет выходы на железнодорожную сеть страны и устойчивое энергоснабжение. Здесь сформировался крупнейший центр угледобычи на базе ГОКов «Денисовская» и «Инаглинская», Эльгинского угольного комплекса.
В Южной Якутии перспективно создание нового металлургического центра страны на базе железорудных и угольных месторождений.

Развитие несырьевого сектора

– Сегодня в республике функционирует единая инновационная экосистема, в которую входят местные высокотехнологичные компании, образовательные учреждения, корпорации и институты развития. Каждая из этих структур выполняет свои задачи, но все они дополняют друг друга.

В Якутске открыт первый на Дальнем Востоке Креативный кластер, где к 2025 году планируется нарастить число резидентов до 150, а количество созданных ими рабочих мест – до 1250.

Одним из приоритетных направлений несырьевой экономики Якутии является туризм. Туристский поток по данным коллективных средств размещения по состоянию на конец 2022 года вернулся к допандемийному уровню и составил 237 тыс. человек. На территории республики 23 туроператора, реализуются более 170 туристических продуктов, действуют 98 турбаз. В республике осуществляют деятельность 218 коллективных средств размещения. Для укрепления доверия потребителей проводится классификация гостиниц, на данный момент насчитывается 79 классифицированных гостиниц.

Также сейчас очень важно в новых условиях в форсированном режиме реализовывать проекты по кооперации научно-образовательных учреждений и предприятий реального сектора. В рамках нацпроекта «Наука» субъекты РФ получили право быть инициаторами создания научно-образовательных центров мирового уровня. Якутия в прошлом году создала НОЦ «Север: территория устойчивого развития» с участием пяти субъектов ДФО. Так что работы впереди много, и задачи перед нами стоят не менее важные, чем сто лет назад.

Хроника
Ключевые события экономики республики

1920-е годы: издание декрета об образовании Якутской АССР; полет первого аэроплана «Сопвич» над Якутском; начало развития золотодобывающей и угледобывающей отраслей промышленности.

1930-е годы: издание последнего, 13-го, выпуска словаря якутского языка Э.К.Пекарского; открытие Педагогического института; 7 ноября 1937 года введен в эксплуатацию первый турбоагрегат мощностью 750 кВт Якутской Центральной электростанции; начало строительства морского порта Тикси.

1940-е годы: первые поиски алмазных месторождений; строительство новых поселков в наслегах; образование Якутского научного центра.

1950-е годы: основание Якутского государственного университета; начало промышленной добычи газа; открытие главных алмазных месторождений.

1960-е годы: создание Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г.Шафера, открытие Института мерзлотоведения им. П.И.Мельникова; выход первой регулярной программы на якутском телевидении (8 октября 1963 года – отправная точкой телерадиовещания в республике).

1970-е годы: открытие Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения.

1980-е годы: Якутия становится ведущим горнодобывающим регионом России; открытие Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения; начало строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск.

1990-годы: разграничение полномочий между республикой и федеральным центром, формирование собственных золотовалютных источников для реализации социальных проектов, проведение I Международных спортивных игр «Дети Азии»; учреждение Академии наук РС(Я), строительство Медцентра, спортивных объектов в Якутске, строительство в каменном варианте сельских школ, объектов культуры, здравоохранения на селе, развитие семейной экономики.

Справка

Фото: предоставлено Министерством экономики РС(Я).

1923 г., апрель – утверждение первого Плана основных мероприятий по восстановлению народного хозяйства республики.

1926 г. – Госплан ЯАССР с привлечением всех ведомств составил первый перспективный план развития ЯАССР на ближайшие 10-15 лет.

1929 г., февраль – утверждение задания первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Якутии на 1929-1933 гг.

1933-1937 гг. – II пятилетка, «Пятилетка коллективизации», установление взаимозависимости и связи между отдельными отраслями, районами и экономикой страны в целом, а также внутри конкретной отрасли и района.

1938-1942 гг. – III пятилетка, планы которой были пересмотрены в первые дни Великой Отечественной войны, были увеличены планы добычи золота, олова, каменного угля и других полезных ископаемых.

1946-1950 гг. – IV пятилетка, задача которой «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах» (И.В.Сталин).

1951-1955 гг. – V пятилетка. В Якутске начали строиться многоэтажные каменные здания на сваях, доля кирпичного строительства в работе треста «Якутскстрой» повысилась до 40%.

1955-1960 гг. – VI пятилетка, заменена на расширенный семилетний план на период 1959-1965 гг. по развитию производительных сил, подъёму всех отраслей экономики, значительному повышению уровня жизни населения и развитию современных и высокотехнологичных производств.

1966-1970 гг. – VIII пятилетка с переходом на новые методы планирования и экономического стимулирования промышленных предприятий, транспорта и других отраслей народного хозяйства.

1971-1975 гг. – IX пятилетка. Начато строительство железной дороги непосредственно на территории республики, началось формирование Южно- Якутского угольного комплекса.

1976-1980 гг. – X пятилетка. Государственным планом развития народного хозяйства Якутской АССР предусматривался рост объемов промышленного производства, ведущее место по-прежнему занимали отрасли цветной металлургии: алмазодобывающая, золото- и оловодобывающая, сурьмяная.

1981-1985 гг. – XI пятилетка, планировался дальнейший рост оборотного и повторного водоснабжения на промышленных предприятиях, ввод очистных сооружений в поселках Северный, Солнечный, Нижний Куранах.

1986-1990 гг. – при формировании Государственного плана экономического и социального развития республики Госплан исходил из «Основных направлений социального и экономического развития ЯАССР и на период до 2000 года», при разработке которых были учтены действующие целевые комплексные программы отдельных отраслей народного хозяйства. К 1990 году предстояло произвести мяса 77 тыс. тонн, 274 тыс. тонн молока, 283 млн штук яиц, 100 тыс. тонн картофеля и более 36 тыс. тонн овощей.

1990 г. – переход к рыночным отношениям, разгосударствление и приватизация предприятий Якутии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 апреля
  • Ощущается: -0°Влажность: 35% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: