У социального работника нет выходных. Подопечные ждут их в любую погоду, в зной и холод. Даже в условиях пандемии они продолжают помогать одиноким старикам, инвалидам, людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. Пока врачи спасают жизни, социальные помощники делают жизнь своих подопечных комфортнее и лучше: они не только привозят продукты и лекарства, но и общаются, поддерживают и заботятся о тех, кто сейчас в этом нуждается. Особенно в условиях пандемии.
Тук-тук, откройте дверь!
– Кто там?
– Это я, Алена. Как дела, Тамида Федотовна? Как настроение? Что будем делать сегодня?
– Ой, Аленушка моя пришла! – радуется бабушка.
Обычно так начинается диалог социального работника с подопечными. Тамида Федотовна рада встретить свою Аленушку.
– Сегодня не надо ходить в магазин за продуктами, все есть, лучше приберите у меня, да и поговорим, – улыбается Тамида Федотовна.
Тамида Федотовна родом из Геленджика. У нее, кроме дочери, которая живет в другом городе, никого нет. Дочь должна была приехать на лето к матери, да пандемия помешала. А сама бабушка ни в какую переезжать в другие края не желает.
– Аленушка, надо счета по коммуналке посмотреть, давно, кажется, не платила, – сетует она.
Алена Алексеевна после уборки квартиры и счета нашла, и объяснила, как надо платить через Интернет.
Социальным работником Алена Колодезникова, можно сказать, стала случайно. В 2013 году она переехала в Якутск и встала на учет в Центр занятости населения. Когда ей предложили поработать соцработником, согласилась, не раздумывая.
– Помню свой первый день, – смеется она. – Это сейчас я знаю все привычки моих подопечных, а тогда невдомек было, раз работа с девяти утра, значит так и надо считала, пришла к одной бабушке с утра пораньше. Она, оказывается, спала и пожурила, мол, чего так рано приходите! Ушла к другой, где меня мило встретили, а потом вернулась на первый адрес.
Старики, больные – все разные, со своими предпочтениями и желаниями. Подыскать ключ к каждому – нелегкое занятие, но социальные работники знают свое дело.
Алена рассказывает, что даже покупка продуктов – целое приключение. Кто-то любит есть немюгюнский хлеб, а второй предпочитает продукцию Якутского хлебокомбината, кому-то надо купить молоко с определенным процентом жирности, а третий употребляет только молочку «Фермерского подворья» и в момент закрытия переправы страдает от отсутствия конкретного товара в магазинах города. Все надо помнить, всем угодить, не то придется возвращаться обратно.
Тем не менее она любит своих стариков и не забывает им приносить милые подарки к праздникам, дню рождения.
У Алены Алексеевны 11 подопечных плюс заменяет коллег, ушедших в отпуск. К каждому из них надо приходить два раза в неделю, в любую погоду, и зимой, и летом.
– Мы составляем индивидуальную программу на каждого и работаем по ней. Запросы у людей в соответствии с возрастом, сопутствующими заболеваниями разные. Так, помимо того, что мы покупаем для них продукты, убираемся в квартире, помогаем менять памперсы, стричь ногти, помыться в ванной, еще и сопровождаем на медико-социальную экспертизу по подтверждению инвалидности, на анализы, ходим с ними по врачам и так далее, – объясняет соцработник.
В этот же день Алена Алексеевна еще навестила Марию Дмитриевну Заровняеву. Бабушка живет одна, ей 83 года. Предварительно они договорились, что Алена помоет окна, но в тот день погода не задалась, и Мария Дмитриевна отменила генуборку, зато попросила купить пельмени. Долго вспоминала слово, забывчивая стала. Возраст, что поделаешь…
Завтра на работу!
Лючия Егорова по профессии учитель начальных классов. После переезда в Якутск из Кобяйского улуса в 2009 году она тоже случайно попала в Республиканский комплексный центр социального обслуживания. Когда женщина зашла узнать о вакансии, ее с порога огорошили: «Можете приступить к работе с завтрашнего дня!». Лючия Спиридоновна согласилась поработать временно, да так и втянулась.
– У нас отличный коллектив, мы постоянно учимся, помогаем друг другу, – говорит она.
Хотя первое время ей было очень сложно.
– Меня не покидали мысли: «Что я тут делаю, я же учительница, а сейчас мою полы в чужих домах!» – улыбается Лючия Спиридоновна. – Но потом пришло понимание: я помогаю людям обрести душевное спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, веру в себя, и успокоилась. Сразу легче стало на душе!
Бабушкам сложно привыкнуть к ее необычному имени, и они, как правило, называют ее наша Люся.
Лючия Спиридоновна признается, что работа не то чтобы физически тяжелая, это не главное, быть в движении ей даже нравится, сложнее выдержать психологически и морально.
– Мы ведь привыкаем к своим подопечным, к некоторым ходим не первый десяток и переживаем вместе все события, происходящие в их жизни, а иногда и теряем их. Недавно умерла одна бабушка, которой я помогала лет десять, – вздыхает она.
С подопечной Марией Лючия Спиридоновна познакомилась в сложную пору, когда у Марии умер муж. Мария, инвалид по зрению, тяжело переживала утрату и не доверяла чужим людям. А помочь ей надо было во многом: в оформлении документов по квартире, по переосвидетельствованию инвалидности и так далее. Бабушка холодно встретила Лючию и не хотела ей давать в руки документы, потеряешь еще, мол.
– Так и ходили под ручку вдвоем по всем инстанциям, а ей ведь тяжело, – вздыхает Лючия Спиридоновна.
Постепенно лед между ними растаял, сейчас они почти как родственники.
Проект «Преображение»
Однажды Лючия – вот ведь какой светлый и неравнодушный человек – решила удивить свою бабушку.
– В журналах же публикуют отличные проекты «Преображение», но только для известных людей. Вот я и подумала, а чем мои бабушки хуже! – и засучила рукава.
Откуда-то нашелся японский национальный костюм, быстро договорилась с фотографом, визажистом – и понеслось!
– Мария смешно вскрикивала, когда ей впервые щипали брови, приводя их в порядок. Все время приговаривала: «Ай-ай, больно!» – смеется Лючия.
Когда бабушку после всех процедур подвели к зеркалу, она тихо вскрикнула от удивления. Долго разглядывала себя, потом повернулась к ним: «Неужели это я?!», в восторге хлопала в ладоши, смеялась и благодарила их. Фото своего преображения Мария повесила дома на самом видном месте. С тех пор бабушка стала следить за собой, периодически красить волосы. Такие фотосессии Лючия дарила и другим подопечным.
Сейчас во время пандемии работать стало еще сложнее. Работники ходят в спецкостюмах, масках, перчатках, соблюдают все меры предосторожности, ведь их контингент в основном – люди старше 65 лет. Подолгу не задерживаются, строго по делу.
А старики обижаются, им хочется, чтобы соцработники побыли дольше у них, поговорили.
Эти люди, как ангелы
Есть среди подопечных Лючии Спиридоновны и молодые парни, прикованные к инвалидной коляске. Так, Эдмару Е. уже за тридцать, он инвалид с детства, живет с матерью. В прошлом году мать также тяжело заболела, перенесла сложную операцию и стала инвалидом 1-й степени.
– Живем вдвоем с сыном. Очень любим и ждем нашу Лючию. Она добрая, ответственная, внимательная. Покупает нам продукты, лекарства, помогает с уборкой по дому, бегает по нашим документам в Пенсионный фонд, в социальную службу. Раньше, когда Эдмар был маленьким, она гуляла с ним во дворе, сейчас парень вырос и уже стесняется выходить из дому, так и сидит в своей коляске целый день. Лючия Спиридоновна многое делает для нас! Часто приносит Эдмару подарки: фрукты, шоколадки, он ведь, как маленький ребенок, есть отставание в развитии. Сын всегда ждет ее. Мы благодарим в ее лице всех работников центра, у них тяжелая работа и для нас они, как ангелы! Всем им желаю здоровья, – благодарит мама Марина Петровна.
Лючия Спиридоновна – очень деятельная и творческая. К 75-летию Великой Победы в память об отце – ветеране Великой Отечественной войны – она выпустила книгу с его воспоминаниями.
– Готовую книгу получила буквально на днях, чему очень рада! На днях все отправлю родным, – не нарадуется она.
Уже вечер. Лючия Спиридоновна, Алена Алексеевна и их коллеги, отработав целый день, спешат домой. Там их тоже ждут родные люди.
По зову сердца
Республиканский комплексный центр социального обслуживания – единственное учреждение, которое предоставляет нуждающимся социальные услуги. Центр довольно большой, имеет четыре филиала в Булунском, Верхнеколымском, Вилюйском, Хангаласском улусах. В Якутске – пятнадцать отделений, одно из них – известный «Тирэх» для людей без определенного места жительства. К слову, оно – единственное в республике.
Кроме прочего, в Якутске – четыре отделения, работники которых ходят по домам и помогают своим подопечным, и одно специализированное отделение для лежачих больных, кому нужна медицинская помощь, помощь в присмотре. Причем услуги как бесплатные, так и платные, все зависит от медицинских показаний, возраста, наличия родственников.
– Мы предоставляем социально-бытовые, правовые, психологические и другие услуги нуждающимся одиноким пожилым людям, инвалидам. Если ранее мы их называли подопечными, то сейчас получателями социальных услуг. Таковых у нас в Якутске 725 человек, в улусах более 400. Обслуживают их 389 работников, из них 210 в Якутске, – рассказывает директор центра Наталья Пахомова. – В прошлом году мы предоставили более одного миллиона разовых услуг.
По словам директора, если раньше, действительно, в центр принимали на работу людей по зову сердца, то с принятием в 2015 году профессиональных стандартов социального работника, только со специальным образованием.
– Социальная сфера быстро развивается, появились новые вызовы, новые требования по предоставлению населению качественных услуг, над чем мы и работаем. Коллектив у нас профессиональный, знающий, умеющий, – говорит Наталья Николаевна.
К слову, администрация центра тщательно изучает опыт работы других регионов России, зарубежных стран и внедряет новые практики с учетом региональных особенностей, среди которых и наши особые климатические условия.
В центре постоянно ведется работа с самообразованием и повышением квалификации. Так, среди работников ежегодно проводятся обучающие семинары, психологические тренинги, курсы. Центр сотрудничает с колледжами республики, СВФУ.
– Часто проводим и тестирования на предмет профессионального выгорания. Работа сложная не только физически, но и морально, вы сами поняли, как работают наши специалисты, с каким трудным контингентом они встречаются ежедневно. Любая работа с людьми сложная, это психологическая, эмоциональная нагрузка, а работа с пожилыми вдвойне тяжелая.
С ними надо быть выдержанными, тактичными, знать возрастную психологию, относиться с душой, трепетом, чувствовать каждого из них, уметь производить и медицинские манипуляции по уходу, – считает директор.
Счастливы помогать людям
Наталья Николаевна понимает, что только здоровый и счастливый человек может помогать другим людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, поэтому много внимания уделяет здоровой атмосфере в коллективе, поддержке и обучению своих специалистов.
К слову, чтобы получить такие услуги, надо обращаться в центр, но иногда бывает так, что им звонят и добрые соседи, просто проходящие мимо люди, увидевшие человека без определенного места жительства. На этот случай в центре есть отделение срочной помощи, куда можно обратиться. Работники центра работают в тесной связи с участковыми врачами, полицейскими, социальными службами.
– Если говорить о планах, то они у нас большие. Министерство труда и социального развития республики ставит перед нами новые задачи. Так, планируем открыть новое направление – работу с людьми, страдающими деменцией. В последние годы их стало достаточно много. Кроме того, наш второй проект – организация профессионального ухода, то есть служба сиделок. У нас есть все предпосылки для начинания этих двух проектов: накоплен опыт, профессионализм, есть нужные кадры, – продолжает Наталья Пахомова. — Дефицита кадров у нас нет, наоборот, много желающих, мало свободных вакансий. Можно сказать даже, что их нет.
Гуманность общества определяется его отношением к самым слабым: детям и старикам. Не все люди, дожившие до преклонных лет, инвалиды могут позаботиться о себе. Среди них много одиноких, больных, тех, чьи родные живут далеко. Помогать им и призваны социальные работники. Жизнь каждого человека бесценна и уникальна, будем же терпимы к каждому. Неизвестно, как сложится старость у нас самих.
This post was published on 07.06.2020 08:48