Михаил Тютюник – мастер дорожных дел

Михаил Тютюник – мастер дорожных дел

11:33
31 декабря 2023
Фото предоставлено пресс-службой ЖДЯ
Читайте нас

Дорожный мастер Михаил Тютюник третий год работает в акционерной компании «Железные дороги Якутии».  Признается, выбор профессии сразу пал на железную дорогу. Хотя до поступления в вуз он практически ничего не знал о ней – до его родного Мохсоголлоха стальная магистраль еще не дошла.

Выбор профессии

– Мне с детства нравились технические специальности, связанные со строительством, с дорогой. А тут и строительство, и дорога вместе. И я решил попробовать, тем более что все время ходил слух о строительстве моста, дальнейшем продвижении железной дороги. Мне хотелось поучаствовать в ее развитии. Может, это и двигало мною при выборе профессии, – рассказывает Михаил.

Окончив школу,  кстати, с медалью, в 2016 году Михаил поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения на специальность «Управление техническим состоянием».  Надо сказать, родители парня, сами далекие от железнодорожной отрасли,  в выбор сына не вмешивались, но, отправляя на учебу, переживали: «Лишь бы закончил».  А сейчас живо интересуются: как там дорога, как развивается? Ведь возможно, в ближайшем будущем стальные рельсы дойдут и до Центральной Якутии.

– Поступил на эту специальность по республиканской программе целевого образования и уже с первого курса знал, что по окончании учебы должен буду отработать как минимум три года в «Железных дорогах Якутии». Приезжал в Алдан на производственную практику – это было мое первое знакомство с железной дорогой, –  продолжает мой собеседник.

Фото предоставлено пресс-службой ЖДЯ

Рассказывает, именно на практике, когда появилась реальная возможность окунуться в сферу железной дороги и прочувствовать на себе непростой хлеб путейца, пришло окончательное осознание, в чем именно заключается суть профессии, и понимание того, что безопасность движения поезда, безопасность пассажиров зависят от каждого работника железной дороги, даже если их труд незаметен.

–  Я знал всю теорию, конечно, во время учебы были выезды на пути, где все показывали, рассказывали. Но когда ты уже сам выходишь и делаешь, поначалу многое не понимаешь. Но мне повезло – у меня были хорошие наставники, опытные путейцы, они мне подсказывали, помогали.

От монтёра до мастера

После окончания университета новоиспеченный молодой специалист приехал сюда же, в Алданскую дистанцию пути, и с середины августа 2021 года работает в компании. Начинал с монтера пути четвертого разряда, через полгода стал бригадиром, а затем – дорожным мастером. Надо сказать, что Михаил – самый молодой дорожный мастер в службе пути, и это о многом говорит.

Ведь человек в его должности – это тот, на ком висит материальная ответственность за всю инфраструктуру участка, а главное – за людей, которые каждый день строго по утвержденному графику выходят на путь, за качество выполненной работы и безопасность движения.  Он должен быть готов к любым нестандартным ситуациям и срываться на работу в любое время дня и ночи. Не каждый готов взять на себя такую ношу. Сегодня Михаил Тютюник руководит пятью монтерами пути и одним бригадиром.  Все – молодые кадры, трое путейцев пришли после окончания Алданского и Нерюнгринского техникумов. Бригада дорожного мастера обслуживает станцию Алдан и перегон Алдан – Нижний Куранах протяженностью 29 километров.

– Став дорожным мастером, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке, – признается Михаил. – У нас есть такая практика, что из других бригад на помощь дают сотрудников. В моей бригаде мы все одного возраста и опыта, но в других есть люди, у кого большой стаж и опыт работы на железной дороге. Переживал: как руководить теми, кто старше тебя и опытнее? Думал, будут «давить» авторитетом. Но они сразу дали понять, что ответственность на мне, и меня будут слушать, но если я что-то не то говорю или они знают, как лучше сделать, то, конечно, поправят меня и подскажут. И мне помогали, подсказывали. А теперь я и сам, бывает, могу в чем-то подсказать: свой участок уже выучил наизусть, знаю «больные» места, на что лучше обратить внимание.

Всегда на посту

Рабочий день путейцев начинается с утренней планерки: определяется круг задач, даются поручения – и можно выходить на пути. Хотя обывателю их работа и не видна, не секрет, что труд людей в оранжевых жилетах – один из самых тяжелых на железной дороге. И в зной, и в аномальные морозы работники службы пути всегда на посту. В теплое время года выполняют все текущие ремонтные мероприятия, осенью готовятся к зимнему содержанию дороги. Алданская зима, как известно, добавляет рутинной работы – практически каждый день выходят с лопатой на борьбу со снегом. И в такое время, улыбается Михаил,  в буквальном смысле «глотком свежего воздуха» становится съездить на перегон и поделать что-то другое.

Сложные условия работы и ответственность молодого мастера не пугают. И о своем выборе профессии, говорит мой герой, он пока ни разу не пожалел.

– Да, работа тяжелая и очень ответственная, путь надо постоянно содержать в норме. Но мне она нравится. У меня очень дружная бригада, мы все понимаем друг друга с полуслова, в дистанции у нас сплоченный коллектив, – говорит Михаил.

Немного удивляюсь, как двадцатипятилетнему парню удается справляться с грузом ответственности и сохранять баланс в коллективе, ведь его подчиненные – такие же молодые ребята, как и он сам, к тому же очень разные, и надо понимать каждого, и как руководителю – где-то помогать, где-то наставлять. Для этого необходимо быть не просто коммуникабельным, уметь взаимодействовать с людьми, не бояться ответственности. Нужно уметь одновременно пользоваться и кнутом, и пряником, быть требовательным и лояльным. Встретить такие качества у большинства людей молодого поколения сегодня – редкость.

Дисциплина прежде всего

Прошу раскрыть секрет, какими мерами воздействует дорожный мастер на нарушителей дисциплины.

– Для начала – поговорить, ну а потом оставить что-то доделать. Но такие случаи у нас единичны, – делится опытом Михаил. – Вообще, считаю, что наказывать рублем – это крайняя мера. Не хочу, чтобы меня боялись, это ни к чему хорошему не приведет. Важнее заслужить профессиональное уважение, чтобы думали: если он так сказал, надо сделать.

Как отмечает мой собеседник, на железной дороге сразу видно, кто есть кто, и в своих подчиненных молодой руководитель уверен: все по-настоящему понимают, что железная дорога – это, прежде всего, дисциплина и ответственность за людей, технику, безопасность.  Здесь нет понятия «не могу, не хочу», надо – значит надо!

Отмечу, что вклад молодого железнодорожника Михаила Николаевича Тютюника в обеспечение безопасности движения поездов не остался незамеченным. Дорожный мастер отмечен грамотой. Думается, впереди у него большие перспективы. Ну а пока мой собеседник высказывается на этот счет очень твердо: «Чем дальше, тем больше ответственности, и к этому надо быть готовым. А я еще не готов, мне надо набираться опыта!» Говорят, железная дорога – особенный организм, если ты к ней пришел, она тебя уже не отпустит. Так что вполне вероятно, что когда-нибудь мой сегодняшний герой будет обеспечивать безопасность новых километров якутской магистрали…

Ольга Горбачева

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 декабря
  • -33°
  • Ощущается: -40°Влажность: 68% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: