yakutia-daily.ru

Михаил СИВЦЕВ: «Главный приоритет – открытость и прозрачность»

До назначения исполняющим обязанности министра образования Якутии Михаил Сивцев возглавлял Департамент среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций Дальневосточного федерального государственного университета. Говорят, что предложение главы республики возглавить Министерство образования и науки Якутии стало неожиданным и для самого Сивцева. Так ли это? Читайте в интервью газете «Якутия».

Согласился без колебаний

– Да, это было действительно так, но после уточнения круга задач согласился сразу, практически без колебаний. Понял, что мне эта работа интересна, и я смогу принести больше пользы для детей и жителей Якутии.

– Как профессиональное сообщество отреагировало на ваше назначение? Родные?

– Профессиональное сообщество сферы образования республики довольно многочисленное, и я не смогу дать объективную картину его реакции на мое назначение. Сколько людей, столько и мнений. Буду недалек от истины, если скажу, что люди по-разному восприняли информацию, были различные публикации. Конечно, для дошкольного и общего образования человек я неизвестный, учителем проработал недолго, а последние три года жил и работал во Владивостоке, хотя до переезда трудился в сфере профессионального образования республики. Но, считаю, понимание системы общего образования у меня все же есть. Будучи сотрудником ДВФУ, по совместительству возглавлял университетский комплекс – гимназию-колледж вуза. Как родитель и педагог знаком с проблемами дошкольного воспитания.

Моя мать долгие годы работала в детском саду. Она, конечно, переживает, но в то же время рада за меня, пожелала всего хорошего. Думаю, любой родитель радуется успехам своих детей. Жена – педагог и тоже всей душой болеет за развитие системы образования.

– Как прошел первый день в министерстве? Какие пожелания высказал Владимир Егоров?

– В министерстве много знакомых мне людей, в свое время я работал под руководством Владимира Егорова, Михаила Присяжного, так что встретили доброжелательно. Владимир Анатольевич передал мне символические подарки, рассказал о целях и задачах, поставленных перед министерством. Он пожелал, чтобы те проекты, которые сейчас реализуются, были завершены, чтобы была сохранена преемственность. Считаю это верным. Системный подход, последовательные действия – важные составляющие успешной работы.

– Ваши первые шаги в качестве министра? Что вы считаете самым важным в своей работе сегодня?

– В эти дни я много встречаюсь в режиме ВКС с родителями, учителями, директорами учебных заведений, руководителями управлений образования районов. Важным считаю опереться на нужды общества, то есть планирую работу, исходя из запросов общества, необходимости повышения реальных доходов людей, развития экономики, подготовки специалистов, способных конкурировать на глобальном рынке труда, способных выпускать классный продукт «Сделано в Якутии», который можно было бы экспортировать.

Школьная пора

– Наступает горячая пора: конец учебного года, сдача ЕГЭ. Как разбираетесь с ситуацией?

– Из-за пандемии коронавирусной инфекции мы все попали в весьма сложное положение. Но, с другой стороны, для системы образования нынешний год уникальный с точки зрения применения различных подходов в обучении, воспитании. Понимаю учителей, которым приходится на ходу менять методы и формат обучения. Понимаю также и тревогу родителей за здоровье и знания детей, которые с утра до вечера практически сами осваивают огромное количество учебного материала, сидя перед гаджетами. Что касается ОГЭ, нынче девятиклассники его сдавать не будут, а получат аттестаты с оценками, выставленными по итогам года.

ЕГЭ сдавать придется, но сроки его сдачи передвинуты. При этом экзамены будут сдавать только те ребята, которые планируют поступать в вузы в этом году. Если выпускники выбирают ссузы, то они освобождаются от сдачи ЕГЭ. Аттестаты они получат с оценками, выставленными по итогам года. В следующем году выпускники имеют право сдать ЕГЭ. При этом у ребят есть год для лучшей подготовки, возможность поработать или пройти обучение.

По предметам ЕГЭ: базовую математику нынешние выпускники сдавать не будут, а вот профильную, безусловно, надо. В эти дни будет принято решение о начале приемной кампании ссузов и вузов.

– Когда в Якутии завершится учебный год?

– Учебный год завершается в соответствии с календарным учебным графиком, утвержденным самим учебным заведением, с учетом согласования с органами местного самоуправления. Как правило, для начальных классов учеба завершается в 20-х числах мая, а для остальных – в промежутке до 30 мая/начале июня.

Я обращаю внимание руководителей управлений образования, директоров школ, что у них есть полное право аттестовать обучающихся, если они усвоили учебный материал. Существуют методические рекомендации, требования СанПин, исходя из которых они могут завершить по отдельным предметам обучение до окончания учебного года. При этом подчеркну, завершение учебного года не означает, что детей надо отпускать на улицу. Перед нами по-прежнему стоит задача максимально ограничить круг их контактов, крайне важно удержать их дома. Мы планируем проведение занятий в дистанционном режиме, это дополнительные занятия, воспитательные, общеразвивающие.

– Как насчет качества обучения школьников? Есть мнение, что школы не готовы к переходу на дистанционное обучение.

– Конечно, режим очного обучения намного эффективнее, потому что есть возможность ментального контакта человека с человеком. Учитель видит, в каком настроении пребывает ученик, и исходя из этого выстраивает разговор с ним. Во-вторых, дети общаются друг с другом и учатся правильно вести себя в обществе. При дистанционном образовании это невозможно сделать. Очное обучение – лучший формат в обучении, социализации детей, он должен сохраняться. Другой вопрос, как мы это будем организовывать дальше. Возникает вопрос о мотивации ребенка. Если мы больше внимания уделим приобретению навыков самообучения, повышения мотивации, то получим большее количество учеников, которые будут стараться усвоить материал самостоятельно. В современном мире будут преуспевать люди, которые непрерывно обучаются новому, получают новые знания.

От повара до мехатроника

– Могут ли появиться новые профессии в связи с пандемией? Какие изменения в системе профобразования планируете?

– Система профессионального образования республики в последние годы активно меняется, внедряются международные стандарты Ворлдскиллс, повышается престиж рабочих профессий. При этом сохраняется тот формат, те специальности, которые были открыты еще в 50-70 годах прошлого века. Это профессии сварщиков, электриков, поваров и других. Сегодня мы живем в другой реальности. Конечно, нам нужно пересмотреть перечень профессий с точки зрения потребности кадров для развития экономики региона. Появляются новые специальности, такие как мехатроник, специалисты по работе с большими данными, IT-специальности и другие. В этом направлении мы и будем двигаться дальше. Если есть современные технологии, значит, нам нужно научиться ими пользоваться и работать лучше других, чтобы оставаться конкурентоспособными.

– Будете ли лично знакомиться со школами и куда поедете в первую очередь?

– Обязательно. Как только представится такая возможность, мне бы хотелось поехать в свою родную школу. Я учился в Легойской средней школе, потом там появилась Саха-Бельгийская. Какое-то время они существовали порознь, потом объединились в одну. Помню всех учителей и лично хочу выразить им свою благодарность.

Мой принцип – в работе опираться на чаяния общества. Исходя из этого буду максимально стараться своими глазами увидеть, что происходит в реальности, и принимать управленческие решения.

– Какие проблемы в сфере образования наиболее часто встречаются, как будете решать?

– В Якутске это – нехватка мест в школах. Центр столицы небольшой, густонаселенный, в последние годы к этому прибавилась и миграция из улусов республики. Родители стараются выбирать для детей уже хорошо зарекомендовавшие себя школы, и мое мнение, это не должны быть школы только в центре города. Должны появиться учебные заведения со своими традициями и принципами, тогда туда поведут своих детей родители. Хотелось бы выстроить такую работу. Таких примеров много, в ту же Саха-Бельгийскую школу приезжали дети из Якутска.

В улусах это – нехватка кадров. Это проблема не только нашей республики, но и всей страны в целом. Есть и вопросы укрепления материально-технической базы, но они вполне решаемы.

– Что делать с кадрами?

– Стимулировать систему подготовки учителей. У нас есть свои учебные заведения, готовящие кадры, активная работа ведется и на федеральном уровне.
Второе – наладить работу с органами местного самоуправления, совместными усилиями создавать достойные условия для педагогов, помогать в адаптации молодым учителям, строить жилье и так далее.

Там, где нет возможности, применять дистанционные технологии, чтобы дети не оставались без учителя.

Летний отдых

– В некоторых регионах планируют открыть онлайн-лагеря. Как у нас будет организован детский летний отдых?

– Главная задача в наступающем сезоне в силу известных причин – организация летнего детского отдыха с минимальным контактом друг с другом. Речь не идет о каких-то онлайн-лагерях, а о проведении занятий в дистанционном режиме. Это могут быть различные мероприятия воспитательного, общеразвивающего, спортивного характера, о которых я уже говорил. Это немного другой формат, чем онлайн-лагеря.

Первый сезон, который традиционно у нас начинался с 5 июня, планируем организовать в дистанционном режиме именно в тех населенных пунктах, где продолжают действовать ограничительные меры. Это касается и всех школьных мероприятий до конца мая. Дальше будем смотреть по ситуации.

Что касается отдаленных арктических районов, как вы помните, согласно указу главы есть перечень населенных пунктов, которые не имеют автотранспортного сообщения, там лагеря откроются при условии соблюдения всех санитарных требований.

Выезд детей летом за пределы республики, их перемещение из одного улуса в другой, приезд в Якутск – все это по понятным причинам отменяется до стабилизации ситуации. Кроме того, также не надо выезжать из улусного центра в села. Нельзя допускать риски распространения коронавирусной инфекции.

О себе

– Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

– Я старший ребенок в многодетной семье. Мать Альбина Михайловна всю жизнь проработала в детском саду. Отец Петр Дмитриевич, сварщик по профессии, работал в совхозе, а в начале 90-х вместе с друзьями организовал крестьянско-фермерское хозяйство. Мы в детстве все помогали ему, так что труд сельского труженика знаком с малых лет. Отец увлекался фотографированием, и, конечно, мы тоже занимались этим. К сожалению, он рано трагически погиб, и матери пришлось одной поднимать пятерых детей. Младшему брату на тот момент было всего два года.

Нам помогали соседи, односельчане, родственники, за что им огромное спасибо. Чтобы мы ни в чем не нуждались, мать, помню, стряпала пирожки, варила варенье, готовила быппах (кисломолочный напиток) и продавала их.

– Чем увлекались в детстве?

– Занимался легкой атлетикой, играл в волейбол, шахматы. Кроме того, любил паять, увлекался конструированием, радиоуправлением, параллельно изучал растительный мир. Наверное, мог бы стать и биологом, участвовал в олимпиадах. Потом наступил период, когда все дети стали выезжать за рубеж на языковые курсы. В первый год, когда все мои одноклассники поехали на стажировку во Францию, я остался, поскольку попал в больницу с аппендицитом. Но тоже очень хотел поехать, поэтому стал усиленно изучать французский, участвовал в школьных олимпиадах, и, в конце концов, моя мечта сбылась.

– Проблем с выбором профессии не было?

– В пятом классе, когда весь класс разделился на две группы, желающих изучать английский или французский, я выбрал вторую группу. Не знаю, наверное, решил, что французский – красивый язык. Кстати, подумывал поступать в Томский университет радиоэлектроники, никому об этом не говорил, втайне готовился. Позже чаша весов перевесила, и я выбрал отделение французской филологии, ныне ИЗФИР СВФУ.

– Ваше хобби?

– Бегаю регулярно, играю в волейбол, шахматы. Немного умею играть на гитаре, пою, когда душа поет, в кругу близких мне людей.

– Остается ли время на семью?

– Свободное время стараюсь как можно чаще проводить с семьей. Много внимания уделяю воспитанию сыновей. С женой Мариной вместе бегаем, любим ходить в походы. Она пока работает в ДВФУ, специалист в области дистанционного и онлайн образования.

Знакомы с ней еще со школы, а поженились, когда вместе работали в Борогонцах в детско-юношеской спортивной школе. У нас двое прекрасных сыновей. Старший Олег заканчивает шестой класс, младшему Саше в этом году исполнится 5 лет. Жду своих, приедут, когда наступят послабления в режиме самоизоляции.

– У вас много друзей?

– Я общительный человек, у меня много друзей, знакомых. Но настоящих друзей, которым ты доверяешь на все сто, априори не может быть много. Но они у меня есть.

– Готовы к общению в соцсетях?

– Всегда отвечаю на все вопросы в социальных сетях. Когда сам, когда перенаправляю в соответствующие отделы. Свои аккаунты в Инстаграме, Фейсбуке веду сам. Я открыт для общения. Главный приоритет – открытость и прозрачность. Люди должны видеть и понимать, куда мы двигаемся.

– Обидно ли читать что-то негативное о себе в Интернете?

– Нет, не обидно. Мы все разные, да и люди не могут знать всего обо мне. Я просто делаю выводы. Если человек плохо отзывается обо мне, стоит подумать над этим. Возможно, он указывает на какие-то мои недостатки и надо над ними поработать. Это все равно как поднять более тяжелую штангу. Опыт и новые знания никогда не помешают.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top