Климент Егоров: «Михаил Николаев — архитектор новой Якутии»
Десятилетие деятельности Михаила Николаева на посту Первого Президента Республики Саха (Якутия) — это эпохальная страница в жизни республики. Один из самых мудрых и талантливых руководителей в новейшей истории России заслужил глубокое уважение народа, оставил о себе самую добрую память. Именно в 90-е годы был заложен прочный фундамент сегодняшнего развития республики. В День рождения Михаила Ефимовича мы публикуем воспоминания о нём его соратника, Почетного гражданина Якутии Климента Иванова, вышедшие на сайте Улуус.Медиа.
Глава Якутии, как верный последователь М.Е. Николаева, принимает меры по увековечению памяти Первого Президента республики,13 ноября 2023 года издал специальный Указ №93. Мы, ветераны госслужбы, с большим удовлетворением воспринимаем, что в настоящее время продолжается путь развития республики, начатый Первым Президентом.
Новая модель развития республики
О роли личностей в развитии государств, народов высказано немало определений как древних, так и современных историков. Конечно же, общеизвестно, что творцом истории является сам народ. Но зигзаги развития безусловно определяют во многом личности.
Как известно, радикальное реформирование государственного строя везде проходит преодолевая сопротивление старого, отживающего. А в России после развала СССР, прекращения руководящей и направляющей роли КПСС наступило острейшее противостояние политических сил. В начале 90-х годов страна находилась на грани гражданской войны. Но, к счастью, победил разум, и дальнейшее развитие событий прошло в условиях шаткого равновесия.
До августовского путча ГКЧП 1990 года никто не мог и помышлять о развале СССР. Как все другие руководители автономных республик РСФСР, Председатель ВС ЯАССР М.Е. Николаев вел активную работу по укреплению государственности республики, экономической самостоятельности в решении насущных вопросов развития отраслей народного хозяйства и социальной защиты в условиях прежней системы. Он много раз участвовал в новоогаревских встречах с М.С. Горбачевым для обсуждения проекта Союзного Договора, который должен был быть подписан субъектами СССР в августе 1991 года.
Однако, с начала 1990 года все отчетливее было видно, что Советский Союз находится в железных тисках политического и экономического кризиса. Рвались многолетние хозяйственные связи регионов, отдельных отраслей, предприятий. Союзные республики отказывались платить налоги и другие отчисления в союзный бюджет. В этой связи практически прекратились бюджетные отчисления дотационным регионам, в т.ч. в бюджет нашей республики. В народном хозяйстве наступил хаос. Затем наступила политическая неразбериха.
Последствия развала СССР создали ситуацию, вдвойне сложную для нас, якутян, проживающих на окраине огромной страны с экстремальными климатическими условиями, сложнейшей транспортной схемой, вдали от развитых промышленных центров, производящих средства производства, продукты питания, товары народного потребления. В этой связи руководство республики, в первую очередь, председатель Верховного Совета Якутской-Саха ССР Михаил Ефимович Николаев, активно искали всевозможные выходы из сложившегося тупика.
Надо сказать прямо, в те дни реальная власть в республике принадлежала Верховному Совету во главе с М.Е. Николаевым. Обком партии, как и в центре, находился под огнем критики, пребывал в растерянности и не владел ни реальной, ни рекомендательной властью. Такова была правдивая картина того периода. На крутом повороте истории М.Е. Николаев выступил с инициативой выработать и реализовать новую модель развития республики, исходя из сложившейся исторической ситуации. Он утверждал, что это вызов времени и медлить нельзя, что наступил период решительных действий. Говорил, что наша пассивность и ошибочные действия немедленно и пагубно отразятся на судьбе народов республики и история нас не простит.
Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия)
Еще в сентябре 1990 года М.Е. Николаев выступил с инициативой о принятии Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), не покушаясь при этом на территориальную целостность Российской Федерации, что соответствовало нормам международного и конституционного права. В этом документе отражены основные принципы государственного строительства в новый период. Развал СССР, политический и экономический хаос в стране, вынудили руководство республики на основании Декларации о государственном суверенитете принять самостоятельные решения по спасению экономики и социального положения населения.
Составление, обсуждение и принятие новой Конституции требовали много времени. Поэтому для воплощения в жизнь положений Декларации о суверенитете по инициативе М.Е. Николаева были приняты необходимые законы. Как первый шаг для реализации Декларации принят закон «О статусе Якутской-Саха советской социалистической республики». Закон, по сути, определял верховенство государственной власти республики на территории республики. Закон предусматривал право собственности не только на землю и её недра, но и на имущество во всех отраслях народного хозяйства. Также определил свое право на долю в созданном общесоюзном и федеративном богатстве, алмазном, валютном и золотом запасах. Также законом установлено право республики иметь право решающего голоса и повышенной квоты для суверенной республики, как поставщика валютных товаров. Закон был принят 26 февраля 1991 года. 2 марта 1991 года Верховным Советом был принят Закон «О собственности в Якутской-Саха АССР».
Все положения Декларации легли в основу новой Конституции Республики Саха (Якутия), принятой Верховным Советом Республики 4 апреля 1992 года и вступившей в силу 27 апреля 1992 года. В новой Конституции нашли отражение принципы построения многонационального демократического государства в составе Российской Федерации. Возникал естественный вопрос: хватит ли у республики сил и возможностей самостоятельно решать многогранные вопросы своего социально-экономического и культурного развития? Перед нашей суверенной республикой стояла сложнейшая задача: с одной стороны, сохранить и укрепить свое место в экономическом механизме РСФСР по всему комплексу вопросов, а с другой — существенно поднять уровень экономической самостоятельности.
В начале 1990-х годов придавалось исключительное значение месту и роли республики в развитии алмазной, золотодобывающей и угольной промышленности. М.Е. Николаев исходил из принципа самостоятельной, но сбалансированной политики при обязательном соблюдении эквивалентных расчетов за поставку валютных ресурсов. После августовских событий 1991 года в конце сентября Председатель Верховного Совета направил телеграмму в адрес руководства СССР о решении прекратить отгрузку алмазов и золота в Гохран СССР. Это обусловлено тем, что он не видел перспектив сохранения Союза и его структур. Решение о прекращении отгрузки алмазов и золота в казну СССР было весьма смелым и решительным шагом. Но соответствовало духу Декларации о суверенитете и буквам уже принятых в феврале, марте Законов Верховного Совета республики. Вскоре Президент Б.Н. Ельцин принял Указ «О компетенции Якутской-Саха ССР в постоянном пользовании природных ресурсов». После чего все стало четко и ясно. Якутия впервые в своей истории начала отгружать сырье в российскую казну, оставляя у себя часть добытых алмазов и золота. Это был первый серьезный успех новой власти республики.
Верховный Совет республики 30 января 1992 года принял постановление «О разграничении собственности между РФ и РС(Я)» с соответствующими приложениями. Почти полгода шла упорная работа группы работников Правительства и Верховного Совета по согласованию с министерствами и ведомствами РФ. 25 ноября 1992 года вся эта многотрудная работа завершилась подписанием Соглашения «О разграничении государственной собственности РФ и РС(Я)», где стояли подписи Б.Н. Ельцина и М.Е. Николаева. В итоге первоначальный вариант, подготовленный республикой, не претерпел изменений. Это была крупная победа республики по пути выхода из экономического кризиса и становления современной экономики.
Образование акционерной компании «Алмазы России-Саха»
Следующим шагом, изменившим экономическую ситуацию, является, безусловно, указ Президента РФ «Об образовании акционерной компании «Алмазы России-Саха». Изданию Указа предшествовали неоднократные встречи Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева с Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Они договорились о создании компании еще в конце 1991 года. Б.Н. Ельцин дал задание составить концепцию создания компании I Заместителю Председателя Правительства РФ Ю.В. Скокову. М.Е. Николаев неоднократно встречался по этому вопросу с Ю.В. Скоковым, где определили состав учредителей и долю акций. По долям акций были серьезные разногласия, но окончательное соотношение было достигнуто во время третьей встречи и тут же с телефона Ю.В. Скокова было согласовано с Б.Н. Ельциным.
Б.Н. Ельцин в число учредителей компании предложил Фонд социальных гарантий военнослужащим. Для сохранения баланса интересов было принято предусмотреть фонду 5 % акций, столько же процентов акций решено выделить улусам алмазной провинции, пострадавших от непродуманного экологического воздействия. Чуть позже в ходе окончательного согласования доля улусов увеличилась до 8 %. А доли Якутии и России остались неизменными.
После этого концептуального решения на высшем уровне, рабочая группа вела большую работу по подготовке всех документов и проведению учредительного собрания. Эту работу по заданию Президента возглавил вице-президент, а затем и премьер-министр В.А. Штыров.
Важнейшим событием стало подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Оно состоялось 25 июня 1995 года в Москве. Тогда же подписаны 15 соглашений между Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Они касались экономики, бюджетной политики, обеспечения занятости населения и регулирования миграционных процессов, международных и внешнеэкономических связей, образования и т.д. Договор закрепил юридическую преемственность цивилизованных методов достижения соглашений и взаимных компромиссов между субъектом федерации и федеральным центром. Он подвел итог проделанной работе по реализации основных положений Декларации о государственном суверенитете республики. Впервые были определены механизмы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Якутии. Договор означал признание политического и экономического суверенитета республики.
М.Е. Николаев является родоначальником новой, современной, демократической государственности. Именно такая власть доказала свою жизнеспособность в годы великой депрессии власти и экономического хаоса, правового беспредела в России после развала СССР.
Именно М.Е. Николаев отстоял собственность республики, добился справедливой квоты в распределении доходов от использования своих природных ресурсов. Благодаря умелым действиям Президента республики в период «шоковой терапии» Якутия избежала страшных экономических катаклизмов, которых не смогло миновать большинство регионов России. Благодаря своему лидеру, Республика Саха (Якутия) смогла в годы экономического кризиса сохранить стабильность в обществе, защитить слабых и инвалидов, детей и стариков, создать условия для достижения благополучия населения. Именно этот путь позволил якутянам впоследствии уверенно выйти из кризиса и сегодня дает возможность построить более защищенное цивилизованное общество.
Приоритетные задачи обновления сфер
Произошли коренные изменения в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. М.Е. Николаев поставил как одну из приоритетных задач обновления народного хозяйства всестороннее развитие образования. Построены много новых современных школьных зданий, внедрена компьютеризация школ, других учебных заведений, создана сеть президентских школ. Значительное развитие получило высшее образование. Расширилась сеть высших учебных заведений. Появились возможности значительного увеличения поступления абитуриентов в центральные вузы, за 1991-97 годы количество студентов высших учебных заведений увеличилось в 3 раза. Такого раньше не было. Республика стала новым центром — современной базой медицинского обслуживания населения на Дальнем Востоке.
Уделялось огромное внимание развитию науки. Открылась Академия наук республики, Академия духовности. В республике вырастили свыше 200 докторов наук, свыше 1000 кандидатов наук.
Новая Якутия стала самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений. Прежде всего М.Е. Николаев получил согласие федеральных органов на осуществление международных связей. Все инициативы республики по международным делам согласовывались с Министерством иностранных дел. Президент республики имел не только деловые, но вполне доброжелательные личные отношения с Министрами иностранных дел РФ Козыревым А.В., Ивановым И.С., это помогло решению международных инициатив республики. Республикой были подписаны международные соглашения со многими странами, в т.ч. с Белоруссией, Монголией, Латвией, Украиной, с отдельными регионами Китая, США, Японии, Франции и т.д. В 1995 году Правительством В.С. Черномырдина по заданию Президента Б.Н. Ельцина Президенту Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаеву были официально делегированы полномочия вести переговоры от имени Российской Федерации с Республикой Корея и подписать межправительственные соглашения с Республикой Корея о сотрудничестве с Республикой Саха (Якутия). Это говорит о степени доверия центральной власти РФ М.Е. Николаеву.
Работая в годы реформ бок о бок с Михаилом Ефимовичем, должен заметить, что он был истинным патриотом России не на словах, а на деле. Он всегда подчеркивал слова великого ученого М.В. Ломоносова, что могущество России будет прирастать Сибирью. Совершенно правильно вел политику экономической самостоятельности региона, чтобы и другие регионы по возможности уходили от иждивенчества и за счет самостоятельного развития региональной экономики укрепили мощь страны. Недоброжелатели изо всех сил старались преподнести такую политику чуть ли не как проявление сепаратизма. Жизнь показала правоту тех региональных лидеров, которые не только провозглашали, но и на деле реализовывали идею: «сильные регионы — сильная Россия».
“Байкальский форум” и Севморпуть
М.Е. Николаев одним из первых высказал идею создания «Байкальского форума». В 1999 году на Петербургском форуме вместе с губернатором Иркутской области Говориным и президентом Республики Бурятия Потаповым добились принятия специального решения о необходимости создания «Байкальского форума», целью и задачей которого стало объединение усилий регионов Забайкалья и Дальнего Востока для освоения богатейших природных ресурсов, привлечения инвестиций.
Неоднократно М.Е. Николаев выступал с инициативой по возрождению и развитию Северного морского пути, который будет играть громадную роль в развитии Крайнего Севера. Совместно с известным ученым, академиком Н.Н. Моисеевым подготовили и внесли официальное предложение Президенту РФ и Правительству: «Программу возрождения и развития Северного морского пути», а также подготовили ряд законопроектов для реализации этой Программы. В 2000 году Правительство РФ одобрило и создало рабочую группу по подготовке конкретных предложений по реализации проекта. К сожалению, решение этого очень актуального вопроса для развития северных регионов России тогда затянулось.
“Время реальных перемен к лучшему”
После подписания Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госвласти Республики Саха (Якутия) Президент РС(Я) М.Е. Николаев писал: «Настало время инициативы, творчества всего народа, время реальных перемен к лучшему. Задача дня: вдохнуть в наших граждан уверенность в собственных силах. Создать в обществе атмосферу инициативного, созидательного труда и предприимчивости.
Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Это тем более трудно, что мы действуем в обстановке коренного реформирования всей нашей жизни. На нашем пути немало преград: инерция старого, дух иждивенчества, стремление вернуться к прошлому… по существу мы имеем дело с консерватизмом привычек — неизбежным и самым распространенным консерватизмом убеждений, с консерватизмом интересов. В новых условиях нам необходимо модернизировать систему государственного управления».
В этих словах сформулированы в каких трудных условиях приходилось осуществлять модернизацию системы государственного управления и построить новую Якутию. Должен заметить о гуманности и демократичности методов управления Первого Президента. При всей остроте политической борьбы в ходе реформы, он обеспечил свободу слова и личности. Не помню ни одного случая преследования людей, политических движений, партий по поводу инакомыслия и острой критики в его адрес. Он вполне нормально относился к лидерам оппозиции. Тогда фактически и активно действовали оппозиционные силы, к сожалению, многие из них занимали неконструктивную позицию. Таким образом, в борьбе и муках вырабатывались и осуществлялись меры по строительству новой Якутии, ради обеспечения достойной жизни якутян.
Единение и сплочение народов
Первый Президент сделал главное: он воспитал в своем народе высокое чувство достоинства, воскресил лучшие народные традиции, разбудил его самосознание, истинный дух и одновременно вывел к высотам достижений цивилизации. Преодолевая жестокие экономические кризисы, строил материальное благосостояние народа. Его деятельность была направлена на сохранение, единение и на сплочение народов России, на укрепление великого Отечества.
Российское федеративное государство многонациональное. От правильного формирования и проведения политики межнациональных отношений зависит устойчивость развития самой России, ее международный авторитет. В новейшей мировой истории России предоставлена возможность стать не только великой военной, экономически мощной державой, но и державой — владыкой умов и сердец народов мира, как государству, на деле реализующему внутри себя мир и дружбу между народами, толерантность в отношениях между людьми.
На федеральном уровне следовало бы поднять на новый уровень и последовательно проводить прозрачную политику возрождения веры и духовности народов всей России. Для этого необходимо обобщить и использовать тот положительный опыт реального возрождения духовности, дружбы народов в регионах Российской Федерации. Считаю, что много хороших, добрых начинаний в этом важнейшем вопросе, обеспечивающем благополучие и человеческое счастье людей, а также национальную безопасность и незыблемость государственного устройства России, можно почерпнуть из опыта развития Республики Саха (Якутия) конца ХХ и начала XXI веков.
Климент Иванов, Почетный гражданин РС(Я)
15 июня 2007 года
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: