Нет в республике человека, которого бы не волновали экологические проблемы. Но есть люди, занимающиеся ими практически всё свободное от основной работы время. А иногда и не совсем свободное. Доктор биологических наук, руководитель группы геоботаники отдела ботанических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН – обособленного подразделения федерального исследовательского центра «Якутский научный центр СО РАН» Михаил Михайлович Черосов – один из них.
По общественной линии – член Общественного экологического Совета при Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), региональный лидер федерального проекта «Чистая страна» ВПП «Единая Россия», председатель Якутского регионального отделения Российского экологического общества, он в преддверии 5 июня – Всемирного дня окружающей среды и Дня эколога России – поделился своими мыслями.
Ключевые проблемы
– Если у человека есть мама и папа, которые его защитят, то у природы защитников нет. Человек – самый ужасный организм на планете Земля. Мы уничтожаем всё, вплоть до… да мы себя можем уничтожить.
В такой ситуации я бы экологов уподобил врачам.
Смотрите – сейчас в стране идёт переход на использование минерально-сырьевой базы восточных регионов, в связи с этим у нас в республике недропользователей становится больше, и контролировать их очень важно.
Но это не единственная задача, требующая решения.
Ещё одна большая проблема – малое число очистных сооружений в поселениях на крупных реках. Населённые пункты благоустраиваются, становятся более благоприятными для жизни, и это, конечно, хорошо. Но одновременно это приводит к тому, что у нас увеличивается количество жидких стоков.
Это две ключевые проблемы на сегодня, на мой взгляд. Плюс одна застарелая, так называемый «накопленный экологический ущерб» – то, что было сформировано ещё в советские годы: например, Депутатский горнообогатительный комбинат или старые брошенные суда в долинах судоходных рек, особенно по Лене. Это проблемы, которые были, есть и ещё долгие годы будут.
Ну и проблема раздельного сбора и переработки отходов тоже никуда не денется. «Транспортное плечо» у нас очень тяжёлое: везти, скажем, куда-то собранные батарейки или даже картон, которые здесь не перерабатываются, очень дорого. А бизнес, который бы перерабатывал отходы и получал от этого доход, хоть небольшой, пока не создан. Пока не будет дохода, наша переработка будет стоять. Но раздельным сбором надо обязательно заниматься даже для воспитания грамотного потребителя.
В прошлом году появилась компания «Айылга», которая заключила концессионное соглашение с республикой о строительстве мусороперегрузочной станции. Из части отходов они будут создавать продукт, чтобы использовать его для отопления. По их планам, процент переработки станет не менее 30% с лишним. Это для нас уже очень большой процент, и если они на это пойдут, то вопрос переработки сдвинется, наконец, с мёртвой точки.
ГУП ЖКХ также активно действуют в этом плане на северах: у них есть технологии, которые они внедрили на местах, и в некоторых посёлках – Чокурдахе, Тикси – ситуация в плане раздельного сбора мусора и его переработки сегодня получше, чем в Якутске. Это единственный оператор, который охватывает самые сложные участки, фактически работает, может даже, себе в убыток, но делает нужное дело. Таким образом, какая-то перспектива появляется.
«Эколог – как прокурор»
– Теперь о кадрах. Кадры у нас, по сути, сформированы. Мы вообще одними из первых субъектов Российской Федерации начали их готовить. Кафедра экологии Якутского госуниверситета была создана в 1992 году, и сейчас у нас полная линейка специалистов от бакалавров – природопользователей до магистрантов в области техносферной безопасности, промышленной экологии.
Но с внедрением наших выпускников на предприятия недропользователей возникает проблема. Чаще всего это частные организации, и порой они берут тех, кто их устраивает, тогда проще спрятать концы в воду. Приезжим легче брать приезжих: приехали, поработали и уехали, а после них хоть «потоп».
А работник природоохранной сферы должен быть патриотом, для чего по большей части надо родиться в Якутии и тут и работать. И разумеется, иметь хорошую подготовку.
Сейчас эколог – как прокурор, который должен доказать, что предприятие виновато, а предприятия, надо сказать, набирают очень квалифицированных специалистов, которые умеют виноватого выставить невиновным. И такое есть в наше время.
В последние годы мы видим оптимизацию госслужащих, и экологи тоже оказываются в этом строю. Их тоже сокращают. Но при бо́льшей антропогенной нагрузке сокращать их не стоило бы. По идее, наоборот, надо увеличивать и усиливать свои контролирующие функции. Но можно их увеличивать и на иных уровнях.
Уменьшение количества экологов на муниципальном и республиканском уровнях вполне можно было компенсировать ростом на федеральном уровне, но такого не происходит. Федеральный Росприроднадзор имеет очень небольшое относительно территории нашей республики количество сотрудников. Когда-то у них были подразделения в регионах, сейчас их нет, поэтому реагируют они медленно, с большим опозданием.
Я говорил и буду говорить, что федеральный Росприроднадзор (и Ростехнадзор) должны лучше работать, должны реально использовать свои права и полномочия, ведь у республики и муниципалитета эти полномочия не очень большие.
Хотелось бы, чтобы Территориальное управление Росприроднадзора по РС(Я) было более активным, ведь нормативка для работы в области охраны природы сейчас стала особая, регионы не играют существенной роли, как это было в 1990-е годы.
Разве что общественники-экологи уже несколько лет как узаконены, они проходят обучение, сдают экзамены, получают статус общественных инспекторов в области охраны природы, имеют определенные обязанности, включая план, который должны выполнить. Но общественники общественниками, а государственный контроль есть государственный контроль.
На передовой
– Для эколога важно знать состав первичного растительного сообщества и животного мира. Вопросы биоразнообразия – это исходный материал, на который опирается эколог. Как доказать, что деятельность предприятия привела к ухудшению окружающей среды? В первую очередь на это реагируют животные, потом изменяются растения.
Наш институт занимается изучением и животных, и растений, и почвенного покрова – почвоведы изучают типологию почв, закономерности функционирования почв в криолитозоне, радиоэкологию, иные вопросы, связанные с радиоактивностью и круговоротом элементов в месторождениях Южной Якутии.
И вот, изучая самые ранимые компоненты экосистемы, мы, биологи, оказываемся на передовой.
Но экология для меня – общественное движение, состояние души, если можно так сказать, а сфера моих научных интересов – растительные сообщества.
В масштабах страны наша группа геоботаники входит в список команды, а это более 50 человек, которая занимается классификацией растительности.
В 2008 году во всемирно известном издательстве «Springer» (точнее, это международная издательская компания, которая находится в Люксембурге и выпускает академические журналы и книги) у нас вышла книга на английском языке на тему изучения биоразнообразия и растительного мира Крайнего Севера Якутии.
Вообще, надо сказать, наша российская геоботаника не особо сильно отстала от зарубежной, но догонять всё-таки надо.
Что касается республики, то отношение к науке у нас довольно неплохое, и если сравнивать, например, с отдельными институтами в отделениях РАН, в наших институтах довольно большая доля молодёжи.
Хотя в науку не все идут, и не всех туда надо отправлять «пачками». Это особая прослойка населения, не каждый расположен к такой работе и выдержит её.
«Брать ответственность»
– Я сам выпускник Ленинградского университета по направлению «ботаническая география». Здесь, в Якутии, начинал с лаборанта университета, сейчас работаю в академическом институте.
Кстати, нынешние преподаватели СПбГУ сетуют, что студент «не тот пошёл». С одной стороны, извечная проблема отцов и детей, с другой – эпоха другая. Современные студенты, по моим наблюдениям, более технологичные, быстрее схватывают, а вот что касается активности, степени самостоятельности – в советское время этого было чуть побольше. Сейчас молодёжь предпочитает, чтобы наверху был кто-то из руководителей, а они только выполняли его указания.
В академической науке ситуация получше, конечно. Но рано или поздно всё равно придется брать ответственность на себя, и они к этому постепенно придут.
Сейчас нужно просто задать им направление, как в свое время задал мне направление мой научный руководитель Борис Михайлович Миркин. Это великий учёный, который создал большую группу – более 20 докторов и 70 кандидатов наук – по всему Советскому Союзу, из них шесть докторов и кандидатов – для нашей республики.
Именно Борис Михайлович пригласил меня, уроженца Якутии, в аспирантуру и докторантуру Башкирского госуниверситета, так как давно был знаком с профессором Якутского госуниверситета Кононом Евсеевичем Кононовым, с которым они подружились ещё с аспирантских времён, с общежития. И до конца жизни Конона Евсеевича они с Борисом Михайловичем шли вместе, плечом к плечу, и мы, ученики, продолжаем сейчас их дело, их дружбу. Наш университет и ныне также и институт уже многие годы сотрудничают с Башкирским университетом – моей альма-матер, которая сформировала меня как геоботаника-профессионала. У нас одна методика, одна идеология. Да, идеология. Здесь я хочу повторить то, что уже говорил об экологах – нужно быть в первую очередь патриотом. И стараться воспитывать в этом духе свою смену.
Несколько слов о научно-социальной программе для молодёжи и школьников «Шаг в будущее», руководителем регионального координационного центра которой я являюсь. «Шаг в будущее» развивает проектно-исследовательские направления детей, в том числе экологические, биологические, науки о Земле. За 25 лет работы в республике уже сформировано целое поколение таких творческих людей.
В прошлом году дистанционно мы провели все отборочные мероприятия: 4,5 тысячи детей участвовали в отборе на республиканскую конференцию, 1600 из них прошли в финал. Участвуем мы во всех федеральных конкурсах, конференциях. Само собой, поддержка республики тут первостепенна, Министерство образования и науки, Малая Академия наук и все образовательные организации на местах, сотни специалистов вузов и академической науки, все мы составляем целую систему, помогающую молодёжи понять суть творческих проектов, где есть начало, а какой будет выход, выводы, покажет только сам процесс мыслительной и проектной деятельности. Узнать новое, до тебя никому неизвестное – важная задача. Мысль течет, движется. Так оно и должно быть. Всё живое должно развиваться.
Фото предоставлено героем материала.
This post was published on 06.06.2021 09:04