Метаморфозы пластика: Ноу-хау якутского школьника

Метаморфозы пластика: Ноу-хау якутского школьника

Как одиннадцатиклассника Нерюнгринского информационно-технологического лицея вдохновили пластиковые бутылки

Многие уверены, что для запуска проекта нужно иметь богатый жизненный опыт, финансы. Как бы не так! Порой куча пятилитровых пластиковых бутылок на задворках школьного двора может вдохновить на интересную идею.

Умник Денис Еремин

Одиннадцатиклассник Нерюнгринского информационно-технологического лицея № 24 имени Е.А. Варшавского Денис Еремин – пятикратный победитель республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Этот его рекорд, пожалуй, еще никто не побил. Он также победитель Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», который проходил в центре для одаренных детей «Сириус» в Сочи, победитель Международного научно-технического системно-инженерного конкурса «НТСИ-SkАРТ»- Сколково, действительный член Малой академии наук республики. Это, конечно, не все достижения одаренного подростка, побед на всевозможных городских, республиканских и российских конкурсах у Дениса хватает.

В эти дни, когда многие предприниматели помогают врачам и снабжают их защитными экранами для лица, всевозможными приспособлениями, напечатанными на 3D-принтере, школьники тоже не сидят без дела.

– Купить хороший специализированный пластик для 3D-принтера в Нерюнгри всегда было проблематично. У нас они продаются только в некоторых магазинах, да и то плохого качества. Вот Денису и пришла в голову мысль перерабатывать старые, испорченные, уже использованные модели. Он их измельчал и снова использовал для новых вещей, – рассказывает учитель технологии Сергей Деминов.

– Мне всегда было жалко выбрасывать столько пластика, который можно превратить во что-либо другое. Так пришла идея создания станка, позволявшего перерабатывать весь этот пластик, снова использовать его для печати, тем самым сократив расходы, – вторит ему ученик.

Пятилитровки в дело

Однажды Денис увидел во дворе лицея груду пустых пятилитровых бутылей для воды. Сергей Иванович объясняет, что ежегодно на базе их лицея организовывается склад питьевой воды для детских лагерей района, после чего бутыли и остаются. «А что, если их переплавить?» – тут же возникла идея у мальчика.

Так и появилась мысль о станке, который позволяет перерабатывать различные виды пластика. Это сократит расходы на покупку специализированного пластика, а также его количество, выбрасываемого ежедневно человеком.

Почему нет? И начались их эксперименты. Практически полгода Денис занимался ими: изучил опыт других, перелопатил весь Интернет, прочитал массу литературы, как надо наладить температуру, как охлаждать пластик и так далее.

По словам учителя, практически все те, кто занимался переработкой пэт-пластика, охлаждали его при помощи воздуха.

– Но у нас он кристаллизовался и ломался. Позже узнали, что надо использовать специальные присадки, то есть химию, – говорит Сергей Иванович.

Выдавать секреты юного Кулибина мы не будем, поскольку на днях Денис подал заявку для участия в конкурсе «Умник», организуемом фондом Бортника, а потом надо запатентовать свой проект. Есть такая программа по поддержке талантливой молодежи, победители конкурса получат грант в размере 500 тысяч рублей на развитие инновационного проекта.

Одним словом, Денис сам сконструировал станок из сподручных материалов: сантехнических трубок, различной электроники, пластикового контейнера, придумал свое ноу-хау охлаждения пэт-пластика водяной дорожкой, в результате чего получил гибкую, тугую нить из пластика. Нить сразу наматывается на катушку из принтера, затем вставляется в него, и уже можно печатать всевозможные детали. По словам ученика, из пэт-пластика он изготавливает только черновые детали.

– Так мы определяем все их изъяны и, если все нормально, печатаем детали уже из хорошего пластика, – рассказывает Денис.

Подросток считает, что в принципе можно печатать и не только черновые детали, но пэт-пластик не везде можно применять. Например, его нельзя сильно нагревать, оставлять на солнце. А вот одноразовые вещи типа заколок и защелок для медицинских масок вполне можно мастерить.

К слову, нить из пэт-пластика может выглядеть по-разному и зависит от типа бутылок. От этого еще зависят цвет, а также текучесть пластика. По свойствам нити он менее хрупкий, чем PLA пластик, но может выдерживать большие нагрузки на изгибе, а во время печати на 3D-принтере не требует доработок, при печати некапризен.

Денис сетует, что из-за карантина у него сейчас нет доступа к принтеру, ведь лаборатория находится в школе. Но как только разрешится данная ситуация, он намерен печатать на принтере различные защитные маски для врачей, защелки и заколки для масок.

Конкуренция полезна

Интерес к электро- и радиотехнике у подростка возник в 6-м классе. Он тогда позвал с собой друга и одноклассника Илью Сезько (мы не раз писали об этом талантливом ребенке) в кружок по технологии, который вел учитель Сергей Иванович Деминов. Денис порой шутит, что зря привел Илью на свою голову, ведь им часто приходится конкурировать между собой. Зато у ребят появились интересные проекты и, как следствие, победы на российском и международном уровне.

У Сергея Ивановича, талантливого педагога, лауреата стипендии «Знанием – победишь!», учрежденной первым президентом Якутии Михаилом Николаевым, удивительная способность находить одаренных учеников, мотивировать их и достигать вместе с ними потрясающих успехов. Его ученики – призеры и победители многих конкурсов и фестивалей. Кроме того, его подопечные выбирают технические профессии и продолжают учебу в лучших вузах России.

Кстати, интересный факт: Сергей Деминов и Илья Сезько – единственные стипендиаты «Знанием победишь!», получившие премию одновременно как учитель и ученик.

– Еще я занимаюсь сборкой различных механизмов на платформе Ардуино, но все же основное мое занятие – 3D-технологии. Практически каждый день я занимаюсь пайкой электроники и сборкой различных схем. Электро- и радиотехника – основные мои занятия дома. Также в последнее время я стал заниматься сборкой различных аудиосистем, начиная от пайки плат и заканчивая созданием корпуса. На моём счету уже двенадцать собранных аудиосистем от самых маленьких до самых больших. Была даже одна, у которой весь корпус распечатан на 3D-принтере, – рассказывает о своих увлечениях Денис.

Кстати, одиннадцатиклассник уже работает руководителем школьной лаборатории. Вместе с ребятами они создают и печатают сувениры для нужд школы, корпусы и различные крепления для сборки роботов.

После окончания школы он планирует получить профессию по направлению «Робототехника и мехатроника» в Санкт-Петербурге.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
28 мая
  • 13°
  • Ощущается: 11°Влажность: 50% Скорость ветра: 10 м/с