Медиакласс: Как готовят журналистов будущего?

Медиакласс: Как готовят журналистов будущего?

11:00
15 ноября 2020
Читайте нас на

В следующем году в Москве запускается проект по открытию медиаклассов на базе нескольких школ столицы. Предполагается, что данная задумка поможет детям приобрести необходимые навыки для жизни в современном мире и сделать осознанный профессиональный выбор в сфере массмедиа. Между тем в Якутске подобный класс действует на базе НПСОШ № 2. «Якутия» побывала в школе и своими глазами увидела, как готовят журналистов будущего.

Развитие медиаиндустрии в учебном заведении началось с запуска медиа-студии «Тускул» в 2016 году. Тогда её создание инициировал экс-директор школы № 2 Алексей Семёнов, ныне начальник Управления образования города. Изначально планировалось создать видеостудию, но после небольших практик и обсуждений было решено не сосредотачиваться на одном направлении, а учесть многие составляющие сферы медиа.

Воспитанники медиастудии сегодня фотографируют, снимают видео, монтируют ролики (передачи и фильмы), ведут профиль в инстаграм, издают журнал «Тэтим» и выпускают свой фирменный мерч (футболки, посуда, брелоки, холщовые сумки).

Попасть на кухню любого производства – всегда познавательно. Интересно узнать, как создавались медиапроекты с нуля, с какими трудностями столкнулись ребята и их наставники.

– Это наш монтажный центр. Есть ещё два кабинета под студии. Там можно небольшие проекты делать: к примеру, предметную и портретную съёмку, – рассказывает Андрей Дьяконов, руководитель медиастудии. – Основное наше оборудование – фотоаппараты.

– Неужели это всё закупила школа? – удивляюсь я.

– Школа закупила оборудование, очень хорошее – мощное и киношное, мы его используем для съемки серьезных и больших проектов. Но для оперативной репортажной съемки оно слишком громоздкое, особенно для детей, – отвечает Андрей. – Поэтому я даю ребятам свою технику, выходим из положения так.

Контент делают всё

Одним из главных достижений работы медиастудии стало то, что окружающие: учителя и ученики научились сами генерировать и делать контент.

Раньше новости приходилось искать самим, буквально клещами вытаскивая информацию у участников событий. Сейчас каждый ученик знает, куда приносить новость о том или ином событии, мероприятии в школе, и инициирует её создание, ведь смартфоны есть у всех.

Одной из развитых и активных информационных площадок школы стала её инстаграм-страница. Ведение социальных сетей очень сильно мотивирует всех учащихся и сотрудников школы, даёт возможность показать себя другим – коллегам из других школ, родителям, выпускникам. Со слов Андрея Алексеевича, активно вести свою инстаграм-страницу первой из всех общеобразовательных учреждений республики начала именно школа №2. Отметив успешный опыт, к пиару в соцсетях присоединились и другие учебные заведения.

– Сейчас на страницах многих общеобразовательных учреждений генерируется качественный контент. Где-то его создают энтузиасты-педагоги, где-то важность ведения соцсетей понимают уже на уровне администрации, например, хорошо в этом вопросе развивается школа №38, – отмечает Андрей.

Свобода творчества

На одном из мониторов смотрим медийные информационные продукты детей. Честно, в этот момент меня берет лёгкая зависть, потому что я тоже хочу научиться делать то, что уже легко умеют эти ребята.

– Это наш школьный канал на YouTube, мы сами освещаем свои мероприятия. Раньше для этого нанимали профессиональных видеографов и фотографов. Сейчас это всё делают дети, надобность в профессиональных работниках отпала, – рассказывает Андрей. – Выкладываем все работы: хорошие и не очень, по ним можно отследить профессиональный рост детей. С пандемией наши форматы немного изменились, но всё равно мы продолжаем писать историю школы.

Медиастудия выпускает не только новостные проекты, но ещё и творческие, индивидуальные. Есть проект «Звёздная перемена», её постоянная ведущая – Виктория Кычкина. Девочка не только находится перед камерой, ведя интервью, но и находит героев, ставит свет и монтирует видео.
– Помним, как Вика начинала заниматься в нашей студии в шестом классе, тогда она говорила с запинками, стеснялась работать на камеру, – присоединяется к разговору Лена Кочкина, классный руководитель медиакласса 5 «В» и помощник руководителя медиастудии.

Но на подобные мелочи кураторы медиастудии внимания не обращают. В ребятах воспитывают самостоятельность, дают творческую свободу. Поэтому сегодня пригласить гостей на съёмки для них особых проблем не составляет. К примеру, недавно ребята встретили солистов группы Snow Voice – и сразу же договорились о встрече. Молодые исполнители не смогли отказать ещё более молодым журналистам.

Другой случай тоже примечателен. Однажды школьная команда по баскетболу поехала выступать в другой город. Тогда администрация школы попросила вместе с командой отправить ещё и «медиаребёнка», который бы фотографировал игры, брал интервью и писал материалы о соревнованиях.

Тогда инициативу якутян оценили даже соперники, которые подходили и просили сфотографировать их игру за отдельную плату. Ребята договорились о бартере: с них снимки, а взамен они придут посмотреть на баскетбольную тренировку местных спортсменов.

Преемственность поколений

До начала пандемии ребята 24/7 работали над медиапроектами в монтажном центре. Тут как в настоящей журналистике: новость нужно выпустить как можно быстрее, большие проекты – можно позже. Ещё нужно не забывать об учёбе.

Со слов руководителей студии, сегодня им не хватает преемственности поколений. Ребята уходят, выпускаются из школы, а их некогда хорошие проекты замораживаются на неопределённый срок. Иногда бывает такое, что ученики бодро начинают, а потом так же быстро перегорают.

Чтобы не запускать хорошие идеи и выработать так необходимую сегодня преемственность, в этом учебном году в школе открыли новое профильное направление – медиакласс. Программа профильного класса предполагает углублённое изучение гуманитарных наук, а руководители медиастудии обучают детей основам журналистики.

Для поступления в медиакласс было необходимо успешно пройти творческое вступительное испытание: снять видеовизитку с рассказом о себе и объяснить свою мотивацию для поступления в медиакласс. В итоге выяснилось, что большинство хорошо рисует, кто-то сам фотографирует, снимает, пишет тексты, в том числе и стихи, есть молодые блогеры и это всё в совокупности – отличная основа для творчества.

– Я отправила работы своих детей на виртуальный конкурс, где они с легкостью заняли призовые места, даже специально не готовясь к соревнованиям, – поясняет Лена Александровна. – Причем я заметила такую закономерность: наградили ролики, которые дети изначально хотели сами снять, а вот наши постановочные по заданию призов не получили, их даже не опубликовали на странице конкурса, хотя технически всё было выполнено на «отлично».

В медиастудию дети ходят как на дополнительный кружок, а в медиаклассе такой фокус уже не пройдёт. Основы журналистики являются обязательным предметом для изучения и освоения.

В этом году пятиклассники изучают фотографирование и учатся писать тексты, в следующем году их ждут фотошоп, монтаж и дизайн. Планируется, что дети получат знания по основам специальных программ – Photoshop, Adobe InDesign, Publisher, Adobe Premiere Pro, CorelDRAW и др.

– В школе мы учим все предметы. Так и в медиа мы даём понимание всего, чтобы ребёнок сам выбрал своё направление, – заключает Андрей Дьяконов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
6 октября
  • -3°
  • Ощущается: -8°Влажность: 68% Скорость ветра: 3 м/с