Медэкспертиза по-новому: какие изменения планируются в медико-социальной экспертизе

Медэкспертиза по-новому: какие изменения планируются в медико-социальной экспертизе

Как электронное и межведомственное взаимодействие защитит права инвалидов
Читайте нас

В прошлом году постановлением Правительства РФ были внесены изменения в Правила признания лица инвалидом. О том, какие изменения планируются в медико-социальной экспертизе и как они будут реализованы на практике, газете «Якутия» рассказала сотрудник ФКУ «Главное бюро МСЭ по РС(Я)» Минтруда России – руководитель экспертного состава №3 смешанного профиля Алла Павлова.

– С 2019 года в Якутии стартовал федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Этот проект направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счёт внедрения цифровых технологий, создаёт условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

Направление на медико-социальную экспертизу будет формироваться в форме электронного документа в Региональной медицинской информационной системе и передаваться в Реестр электронных медицинских документов ЕГИСЗ. Работа проводится путём межведомственного электронного взаимодействия между медицинскими организациями региона и главным бюро медико-социальной экспертизы по региону.

Для проведения медико-социальной экспертизы и признания инвалидности медорганизации оформляют электронное направление, содержащее всю необходимую информацию о результатах обследования, и передают готовое направление в бюро медико-социальной экспертизы через Интернет по защищённым каналам связи. На основании полученной информации бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданину и передаёт сведения о её результатах назад в медорганизацию. Применение электронного документооборота позволяет сократить срок и упрощает процедуру освидетельствования граждан для установления инвалидности.

Новые меры

– Какие изменения внесены в Правила признания лица инвалидом?

– Обращаем внимание на то, что Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2020 № 1942 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом с 8 декабря 2020 года. Если направление на МСЭ не содержит результаты полного объёма медицинских обследований по перечню, специалисты бюро МСЭ в течение трёх рабочих дней со дня получения возвращают его в медорганизацию с письменным обоснованием причины возврата для устранения выявленных недостатков таким же способом, каким было получено. При этом медорганизация в течение 14 рабочих дней устраняет указанные недостатки. После дополнения направления на МСЭ, медорганизация перенаправляет его в бюро с уведомлением гражданина (его законного или уполномоченного представителя гражданина).

– Что несут в себе подобные меры?

– Такие меры позволят сократить срок и упростить процедуру медико-социальной экспертизы граждан для установления инвалидности и исключат необходимость личного участия гражданина в проведении экспертизы: во-первых, для её начала не нужно будет ждать обращения гражданина в бюро МСЭ для подачи им заявления, во-вторых, бюро МСЭ без участия гражданина сможет оперативно получить у медицинской организации дополнительные сведения о состоянии здоровья. В настоящее время налажено взаимодействие с медицинскими организациями республики, но пока не в полном объёме. По итогам 2020 года наш регион занимает лидирующую позицию по количеству переданных на МСЭ электронных направлений в Дальневосточном федеральном округе.

– Какие правила оформления направления на МСЭ медицинской организацией существуют?

– Согласно действующей нормативно-правовой базе, медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, а также результаты проведённых реабилитационных или абилитационных мероприятий. Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ.

Федеральный реестр инвалидов

– С 1 января 2017 года в России начал работу Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Это самая большая государственная информационная система, которая содержит максимум сведений о каждом инвалиде. Оператор системы – Пенсионный фонд России. Поставщики информации – министерства, ведомства и организации, оказывающие услуги инвалидам. Вся информация передаётся поставщиками с использованием электронной подписи – все персональные данные строго защищены.

– Для чего создан этот реестр?

– Граждан с инвалидностью избавят от обязанности собирать и предоставлять разнообразные справки для получения льгот и доплат, вся информация будет находиться в системе. Федеральный реестр обеспечит контроль за назначением федеральных и региональных выплат и предоставлением льгот в сроки, оговорённые законом.

– Как получить доступ к личному кабинету реестра?

– Запись об инвалиде вносится Пенсионным фондом России в реестр на основании сведений о признании лица инвалидом, которые дают бюро МСЭ. Для входа инвалида в «Личный кабинет» ему необходимо зарегистрироваться на Госуслугах и подтвердить учётную запись в Пенсионном фонде или МФЦ. Либо, если гражданин в реестре уже зарегистрирован, можно войти через Госуслуги.

Порядок информационного взаимодействия

– Какие изменения по порядку передачи выписок из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, планируются в ближайшее время?

– Информационное взаимодействие осуществляется согласно Приказу Минтруда России № 80н, Минздрава России № 131н от 27 февраля 2020 года «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах».

Изменения коснулись выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, передаваемой в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Данный документ с 1 января 2022 года будет передаваться в Пенсионный фонд только в электронном виде. До этого периода его можно передавать как в электронном, так и в бумажном формате.

Заочное продление

– Как будет реализовываться индивидуальная программа реабилитации и абилитации?

– С 1 января 2021 года индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) согласно Приказу Минтруда России от 29 мая 2020 года № 281н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» формируется в форме электронного документа. Электронная версия документа в обязательном порядке автоматически размещается в федеральном реестре инвалидов, при этом все ответственные за исполнение реабилитационных рекомендаций ведомства могут видеть, какие именно мероприятия необходимы гражданину, что обеспечивает качественное и своевременное оказание услуг гражданам с инвалидностью.

Следовательно, самому инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) не нужно предоставлять бумажный документ в различные инстанции. Доступ к федеральному реестру инвалидов есть и у самих граждан (в личном кабинете) – для получения всей необходимой информации.

Напоминаем, что ИПРА носит для инвалида рекомендательный характер и обязательный для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) может быть предоставлена ему на бумажном носителе, для чего необходимо подать заявление в учреждения МСЭ.

– Как проводится медико-социальная экспертиза в настоящее время?

– Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 года № 1697 утверждён Временный порядок признания лица инвалидом, который упрощает процедуру оформления инвалидности без личного присутствия гражданина (в заочной форме). Введение временных правил связано с пандемией COVID-19. Гражданам-инвалидам (детям-инвалидам), срок переосвидетельствования которых наступает в период по 1 марта 2021 года (включительно), при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу будет осуществляться продление ранее установленной группы инвалидности (категории «ребёнок-инвалид»). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) будет содержать все ранее рекомендованные реабилитационные мероприятия, включая обеспечение техническими средствами реабилитации.

Это осуществляется следующим образом:

— бюро МСЭ автоматически продлит на 6 месяцев ранее установленную группу инвалидности и ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида);

— продление инвалидности гражданину, которому ранее была установлена категория «ребёнок-инвалид» до достижения возраста 18 лет, осуществляется путем установления I, II или III группы инвалидности на срок 6 месяцев в соответствии с заключением бюро о степени стойких нарушений функций при предыдущей МСЭ;

— продление инвалидности осуществляется без истребования заявления о проведении МСЭ;

— решение о продлении инвалидности и разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации принимается бюро МСЭ не позднее чем за три рабочих дня до истечения ранее установленного срока.

В случае необходимости направления граждан на медико-социальную экспертизу в первый раз или в случае изменения состояния здоровья порядок направления остаётся прежним, то есть необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, которое выдается медорганизацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с порядком, регламентированным Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года  № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Установление группы осуществляется следующим образом:

— медорганизации передают в МСЭ документы, необходимые для подтверждения инвалидности;

— гражданам не нужно лично приходить на освидетельствование, так как решение будет приниматься заочно по документам;

— информация о назначенной группе и мерах реабилитации будет автоматически передана в ПФР для назначения пенсии по инвалидности и в органы исполнительной власти по реализации ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида).

Задать интересующий вопрос вы можете на сайте: https://www.14.gbmse.ru/   или позвонив по телефону горячей линии: 8 (4112) 404-328. Адрес учреждения: 677005, г. Якутск, ул. Курашова, 65. Адрес электронной почты: mse_ykt@mail.ru.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 ноября
  • -25°
  • Ощущается: -32°Влажность: 84% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: