Мечта детства Елизаветы Ниловой
Елизавета Нилова – второй пилот воздушного судна «Ан-2» в авиакомпании «Полярные авиалинии». Выпускница Сасовского летного училища гражданской авиации имени Героя СССР Григория Тарана. Имеет налет более четырехсот часов на самолетах «Ан-2» и «Л-410».
— Елизавета, расскажите о себе.
— Родилась я в Симферополе в семье военного лётчика. Через некоторое наша семья переехала в Воронеж, здесь я закончила школу. С самого детства у меня в голове крутилась мысль о том, что было бы здорово стать летчиком, как папа. Во многом, это решение я приняла на примере отца. Он часто водил меня на военный аэродром, где я с радостью разглядывала самолеты и вертолеты.
На момент моего школьного выпуска, девушек в училища гражданской авиации не набирали. Поэтому я поступила в Воронежский институт МВД России. Закончив его, успела более года поработать дознавателем. И все же я поняла, что дело отца надо продолжать. Решила готовиться к поступлению в авиационное училище.
Готовилась целенаправленно, приложив все усилия. Много читала в интернете про авиацию, находила документы, регламентирующие ее деятельность. Однажды специально приехала в Сасово, чтобы посмотреть на училище. Подошла к аэродрому, увидела самолеты и поняла, что должна учиться здесь. К сожалению, к тому времени отца уже не было – он погиб. Мне было не к кому обратиться за советом и помощью.
«Лететь впереди самолета»
— Сложно ли давалась учеба в авиационном училище?
— Не сказала бы, что сложно. Хоть я гуманитарий, у меня не было проблем с математикой. Как только начинаешь свой путь в этой сфере, к тебе приходит огромное количество знаний. Это работа с картами, знание законов аэродинамики, различные вычисления. Важно применить эти теоретические знания, этот пласт, который нам закладывают на первом и втором курсе, именно в полете, на практике. Ведь в воздухе действуют другие законы — летные. Пилот должен лететь впереди самолета, просчитывать обстановку заранее. Это именно та профессия, которая требует от человека большой самодисциплины и самосовершенствования.
На курсе было более 20 девушек. Увы, не все они доучились до выпуска. Ведь там жесткая дисциплина, пилот должен быть собранным, надежным, пунктуальным. И от курсантов ждали соответствия этой профессии.
С момента поступления в училище до получения свидетельства пилота гражданской авиации прошло почти три года. Практиковалась я на двух типах самолетов – «Cessna» и “Л-410 УВП Е20”. Это отличные самолеты. Поначалу даже считала, что на “Л-410” я летала бы всю жизнь. Так думала, пока не села за штурвал “Ан-2”.
Теперь вот «Ан-2» — мой любимчик. Верный и надежный товарищ, который в строю уже более 70 лет. Он универсальный, летать может везде – от Крайнего Севера до Африки. Ласково называю его «аннушкой», хотя многие знают его как «кукурузник». Управление им особенное, ручное. У него нет автопилота, гидравлической системы, приборы аналоговые. Из-за наличия хвостового колеса, при посадке необходимо соизмерять свои усилия. При управлении, движения должны быть интенсивными, с применением физической силы. Без преувеличения скажу, что, пилотируя «Ан-2», можно хорошо широкую группу мышц от рук до спины. В целом, пилотирование им – отличная школа и опыт. Говорят, что после «Ан-2» можно посадить любой самолет.
«Меня захватывает Север!»
— Кто из отечественных пилотов является для вас безусловным примером и авторитетом?
— В первую очередь, мой отец. Он многое мне дал и является личным примером дисциплины и ответственности. Также для меня примером являются советские летчики-испытатели, первые асы своего дела – Георгий Филиппович Байдуков и Валерий Павлович Чкалов. Они — пионеры в этой отрасли, вдохновители для будущих поколений, приложившие все силы для развития отечественной школы авиации. У каждого из них за плечами огромное количество типов самолетов. Слова Чкалова: «Если быть, то быть первым» — навсегда засели в моей голове и стали, своего рода, руководством к действиям.
Разумеется, я желаю стать высококлассным специалистом в авиации. Не подвести ни себя, ни семью. В перспективе, освоить новые типы самолетов, ведь пилот должен расти. Ну а тем, кто желает стать летчиком, хочу пожелать сил и терпения в освоении этой профессии. Поверьте, это стоит вложенных усилий и труда. Пилот — это не только про небо, это реализация себя, как настоящего специалиста.
— Как вам в Якутии?
— В Якутии мне нравится, дружелюбный коллектив и отзывчивые люди. Признаться, я думала о Севере еще до того, как поступила в училище, и морально была готова к тому, что когда-нибудь окажусь здесь. Уже успела посмотреть местные красоты, съездила в Нахот, покаталась на горных лыжах. Меня захватывает Север и его природа! Пока не вижу причин, чтобы не остаться здесь и связать свою жизнь с Якутией.
Станислав ПЛАТОНОВ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: