«Мастерство на генном уровне»: мастерица из Намского района об истории, традициях и культуре
Быт якута был связан с лошадью, ведь она и рабочая сила, и транспорт, и пища. Даже богиня плодородия Иэйиэхсит у якутов предстает в образе белой кобылицы. Традиции сохраняются и в наши дни. В последнее время стали очень популярны изделия из конского волоса в национальном стиле, и не только в одежде, но и в быту. С секретами мастерства с нами поделилась Прасковья Прокопьева (Стручкова) – Алгыстаана Кыл кыыса Саха Уус, стоявшая у истоков возрождения этого искусства.
Плетением рукодельница занимается с 90-х годов. Тогда ей было 26 лет, а в 33 она уже стала народным мастером. Сейчас изделия мастерицы известны широкому кругу общественности. Во время выставки «Якутия мастеровая», посвященной 100-летию ЯАССР, многих удивил и восхитил портрет Максима Кировича Аммосова, выполненный ею из этнического материала.
– Смастерить портрет из него – дело непростое, – говорит Прасковья Ильинична. – Это уже четвертый по счету его портрет, который я смастерила. Цвета у конского волоса разные, поэтому сочетать их сложно. Здесь задействованы три цвета – черный, белый и коричневый. Специально к 100-летию республики я также выполнила работу «Полет», на которой изображены Ленские столбы, река, орел, летящий к свету.
Уникальные портреты
Мастерица рассказывает, что для четвертого портрета Максима Аммосова конский волос коричневого цвета она собирала лет 10. В своих работах она использует только натуральный материал, никогда не пользуется красителями.
– Первый портрет сделала к 100-летию Максима, он был самым маленьким – 40 на 50 сантиметров, – рассказывает мастерица. – К открытию музея государственности в с. Хатырык Намского района изготовила портрет уже побольше, мне помогали две мастерицы. К 110-летию Аммосова появился третий портрет.
По ее словам, именно этот портрет дался довольно сложно – конский волос все время рвался, неровно ложился.
– Этот портрет изображает его в последние годы жизни, – говорит Прасковья. – То есть, когда он уже был репрессирован. Думаю, что сложности в работе мистическим образом связаны с тем, что пришлось пережить Максиму Кировичу в те годы жизни. Всю его боль я прочувствовала в момент работы над портретом.
Опыт поколений
Прасковья Ильинична считает, «плетение – вид искусства, хранящий опыт поколений». Раньше, когда не было веревок, а в хозяйстве они необходимы, все умели вить их из конского волоса. Использовали, к примеру, для привязи скота.
– Уникальность технологии – в плетении веревки в три слоя, такой метод есть только у якутов, — рассказывает Прасковья Прокопьева. – Есть и другие технологии – плетение из косичек, ткаческая, это техника изготовления гобелена. Портреты мастерю именно так. Работы из конского волоса олицетворяют дух народа саха, его терпение, трудолюбие.
Генная память
Свою тягу именно к этому виду народного творчества Прасковья Ильинична объясняет генной памятью. Рассказывает, как впервые увидела циновку из конского волоса на выставке, посвященной 45-летию Великой Победы. Изделие сразу бросилось в глаза будущей мастерице, она запомнила имя автора и поехала к ней в Чурапчинский улус. Однако женщина делиться секретами не стала…
Прасковья училась тогда в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом отделении. Там девушка познакомилась с буряткой, которая как раз писала дипломную работу по плетению из конского волоса. Вот она-то и показала ей азы плетения. Что примечательно, увидев всего один раз, Прасковья сразу усвоила технологию и начала творить.
Умеешь сама – научи других
Прасковья Ильинична-Алгыстаана-Кыл кыыса – одна из тех, кто не только мастерит изделия, но учит этому других. Так, в начале творчества она организовала кружок для желающих в селе Техтюр Мегино-Кангаласского района. Позже, увидев на республиканской выставке одну из ее работ, директор Намского педагогического колледжа пригласил её на работу – преподавать студентам плетение из конского волоса.
– Когда отец был жив, он приносил состриженную гриву и хвост жеребят домой, – говорит Прасковья Ильинична. – Сейчас заготавливаю материал сама. Стираю волосы в горячей мыльной воде, затем полоскаю в чистой воде 5-6 раз. После стирки они сушатся в хорошо проветриваемом сухом помещении. Волос должен дышать и храниться только в тканевых мешочках. Потом сортирую по цветам – это самое сложное. В одной гриве могут быть разные по цвету волосы, темные и светлые. Вся зима уходит на заготовку и сортировку.
Раскладываю конский волос и рассматриваю. Показалось, что разложенный волос лег, как камыш, значит, делаю пейзаж с камышами, похоже на ветер – надо делать работу с ветром. Работаю над одним изделием от двух до пяти лет. Мастерю, когда есть вдохновение, вкладываю всю душу, поэтому не работаю на заказ.
Дорогие сердцу
Многое из того, что сотворила своими руками мастерица, находится сейчас в Японии, Австрии, Германии и других странах.
– В 1996-м году «Кудай Бахсы» поехали в Японию, взяли мои работы, — рассказывает Прасковья. – Так получилось, что на выставке купили только мою работу из всех остальных представленных. Тогда я легко отнеслась к этому, подумала – сделаю еще такую же. Однако, как ни старалась, повторить то же самое не удалось. Сейчас понимаю, что продавать свои лучшие, дорогие сердцу работы ни за какие деньги не нужно. Конский волос очень прихотливый материал, сотворить одно и то же не выйдет, каждый раз получается разное. Каждая работа для меня – мое детище, замысел долго вынашиваю.
Мастерица уверена, надо знать и уважать культуру своего народа. Кто не знает прошлого, у того нет будущего.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: