yakutia-daily.ru

Мастерица Анисия Фадеева: «Если человек хочет, он научится всему»

Мастер народных художественных промыслов Анисия Кузьминична Фадеева встречает меня в летнем домике, стилизованном под якутский балаган.

Вокруг – клумбы с цветами, внутри – панно собственноручного изготовления. Сразу чувствуется особая атмосфера – Анисия Кузьминична, как Хозяйка Медной горы – здесь у нее все сделано любовно своими руками и с большим мастерством. Говорит, балаган построил ей муж в качестве подарка на 65-летие. Садимся, наливаем морс, едим вкуснейшие оладьи и начинаем неспешный, на якутский манер, разговор…

Профессия по призванию

– Шью я со школьной скамьи. Моя мама тоже хорошо шила, брала заказы. А я хорошо рисовала. И мой отчим посоветовал мне идти в швеи. Я отучилась в училище два года. Будучи студенткой, сшила папе костюм–двойку: брюки и пиджак. Он был крупный мужчина, с нестандартной фигурой – чтобы костюм хорошо сидел, нужно было постараться. Костюм получился на славу, отец очень гордился мной и долго его носил, – начинает свой рассказ хозяйка.

До перестройки работала в ателье, потом, кода все закрыли, стала преподавать в школах швейное дело. В 97-м году поступила на работу в Центр культуры «Саргы Тусулгэтэ» и тогда впервые соприкоснулась с творчеством – в Центре культуры устраивали различные выставки по якутскому, по лоскутному шитью и т.д. Анисия стала посещать занятия объединения «Уран Ханалас». Председателем там был Павел Гермогенов. Он дал дельный совет начинающей мастерице – шить национальную одежду. Так Анисия стала работать на заказ и даже занялась предпринимательством.

Исторические костюмы

Мастерица обучалась в школе мастерства у Светланы Ивановны Петровой. Преподаватель подсказала объединению сшить коллекцию одежды семьи Ксенофонтовых. Перед тем как шить, мастера изучили костюмы того времени в музеях, по сохранившимся костюмам, фотографиям рассмотрели крой, ткани, фасоны…

Во время работы над коллекцией мастерица выяснила, что покрой одежды у хангаласцев был совсем другой, отличный от других улусов. Например, в национальном платье халадай сборка рукавов была более умеренной, строгой, и подолы были двухъярусными – для красоты и для тепла. Гаврил Васильевич перенял эту моду у русских, считает Анисия. У богатых купцов были свои швеи, и они могли диктовать им свои желания.

– Эти три платья – нарядные. Платье на мне тоже по мотивам этих костюмов – халадай в клетку, с кружевом. Головные уборы были у них, в основном, платки, и редко встречались «таблетки», это был особый шик. Сапожки у женщин в семье Ксенофонтовых – типа нынешних ботильонов, со шнурками, пряжками. С этой коллекцией мы были в ДК им. А.Е. Кулаковского, в Музее мамонта, участвовали в юбилейном показе фирмы «Киэргэ». После этих выставок у наших женщин пошла мода на жабо с халадаем, – отмечает Анисия Кузьминична.

Ысыах Олонхо – отдельная песня

Мастера ездят на выставки, на конкурсы, особая тема – Ысыахи Олонхо. Нынче Анисия Фадеева сшила пять костюмов. Шили костюмы для конкурсов группой из трех человек – Валентина Васильева, Лариса Константинова и Анисия. Также втроем они ездили в Суздаль на выставку лоскутного шитья.

Коллекция платьев королевского синего цвета символизирует реку Лену. К платью будет шиться еще накидка, на которой будут изображены лоскутным шитьем Ленские скалы, рыба, соболь, стерхи – то, чем гордится наш край. Эта коллекция должна была выставляться еще в Турции, но с выездом по известной причине не получилось. Жилет к этому платью сшит из гипюра. Анисия рассказывает, что купила этот материал в местном магазине в Покровске, где он лежал очень долго. И шелк платья, которое на ней, в магазине тоже выглядел неказистым. Разглядеть будущий шедевр тоже надо суметь.

Творческая жилка по наследству

Двоих дочерей Анисия Кузьминична обшивала с детства. Особенно это выручало в 90-е годы. Младшая дочь, Ольга, работает воспитателем в детском саду и тоже рукодельничает. Внуки все ходят в художественную школу, хорошо рисуют.

– В молодости приходилось много работать, девочки выросли самостоятельные, – говорит Анисия. – Вот старшая, Лена, придет со школы и сошьет себе на вечер наряд, какой хочет, и идет на школьную дискотеку. Все думали, что это я шила. А я просто отдавала ей отрезы, знала, что у нее не залежится. А она сама себе наряд придумает, сошьет и наденет. Шьет она без выкройки, на глаз. Но получается неплохо.

На стенах висят лоскутные панно. Хозяйка показывает свою первую работу – Ленские столбы и река. Смеется, говорит:

– Выглядит все плоским, как будто асфальт укладывали. Начала я заниматься этим по наитию, не зная секретов мастерства. Потом узнала, что нужно для рельефности делать такие швы, – показывает другую картину, уже более профессиональную. Рассказывает, что не может выкидывать лоскутки – у нее к ним особое чувство. Копит годами и создает потом картины. В одном панно умещаются тысячи лоскутков.

Умеешь сама – научи других!

Анисию Фадееву все знают в Покровске как мастерицу. Уже шестой год она работает с Центром занятости – обучает безработных швейному делу. Второй год работает по программе обучения женщин предпенсионного возраста.

– Учить мне нравится даже больше, чем шить, – признается мастерица.

Также Дом Арчы постоянно приглашает на мастер-классы. Побывала в Момском, Кобяйском улусах – проводила там учебу.

– Если человек хочет, он научится всему, – говорит мастерица. Шьет Анисия строго по чертежам, говорит, привыкла с построением шить, для каждого платья создает выкройку по всем правилам.

Душа требует творчества

На кирпичной печи, обмазанной глиной, вижу глиняные фигурки в виде якутских сувениров. Анисия говорит:

– Когда строили дом, начали рыть ямы для свай. Там обнаружили глину, чистую, мягкую, как пластилин. Я не смогла устоять, руки зачесались сделать что-нибудь. Я ведь обучалась гончарному делу в Якутске, в советское время приезжала американка из Анкориджа и проводила курсы. В детстве во время каникул подрабатывала на Покровском кирзаводе, и мне очень нравился запах глины. Когда я прошла курсы, хотела устроиться к ним на работу, чтобы мне выделили мастерскую, и я бы лепила там из глины сувениры. Но мою идею не одобрили, а мечта так и осталась, вот и леплю сейчас для себя. Глина – она лечебная, нравится мне с ней работать.

Вот такая она – Анисия Кузьминична Фадеева, мастерица на все руки – азартный и охочий до работы человек.

Лана Ильина

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top Яндекс.Метрика