Мария Нохсорова: «Самое ценное в жизни человека – его здоровье»

Мария Нохсорова: «Самое ценное в жизни человека – его здоровье»

В интервью «Якутии» она рассказала о проблеме выявления диагноза на ранних стадиях и о проектах, над которыми она сегодня работает.
Читайте нас

Детский кардиолог Национального центра медицины Республиканской больницы №1 Мария Нохсорова считает, что проблема сердечно-сосудистых заболеваний кроется в дисплазии соединительной ткани – нарушении развития клеток. В интервью «Якутии» она рассказала о проблеме выявления диагноза на ранних стадиях и о проектах, над которыми она сегодня работает.

Первое место

– Мария Артёмовна, почему вы решили стать врачом?

– Любовь к медицине у меня зародилась ещё в детские годы, так как моя бабушка долгие годы работала в сфере здравоохранения РС(Я). Она стала для меня примером для подражания, я пошла по её стопам.

В школьные годы я участвовала в научно-практических конференциях с темами, связанными с медициной. После окончания школы поступила в Медицинский институт СВФУ, на педиатрический факультет. В университете заинтересовалась исследованиями, связанными с сердечно-сосудистыми заболеваниями детей. Ведь во всём мире сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди всех болезней человека.

На третьем курсе мы проходили цикл «Пропедевтика детских болезней», который вела преподаватель МИ СВФУ, доцент, к.м.н. Аэлита Михайловна Аммосова. Преподаватель заметила мой интерес к детским болезням и пригласила вступить в студенческий научный кружок «Юный педиатр». Не задумываясь, я согласилась и начала под её руководством свое научное исследование. Именно Аэлита Михайловна впервые объяснила мне, что все болезни человека взаимосвязаны друг с другом.

Параллельно мы с однокурсниками посещали дополнительные занятия по сосудистой хирургии в РБ №2, где внимательно наблюдали за мастерами своего дела. Поэтому мой выбор был очевиден – я решила стать детским кардиологом.

Приобретённые навыки помогли мне в профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе. Под научным руководством Аммосовой мы со студентами научного кружка обследовали школьников Якутска.

Именно такие масштабные исследования с большим количеством детей и подростков помогают выявлять болезни на раннем этапе. Это является главной основой их предотвращения, особенно это актуально для детей, страдающих системными заболеваниями.

После окончания университета я поступила в очную аспирантуру по направлению «фундаментальная медицина», специальность «патологическая физиология». Там моим научным руководителем стала профессор, заведующая кафедрой нормальной и патологической физиологии МИ СВФУ, д.м.н. Наталья Владимировна Борисова. Под её руководством мы получили очень хорошие фундаментальные данные по выявлению метаболических нарушений соединительной ткани у детей якутской популяции.

Жизненно важные соединения

– Поясните, что это такое?

– Мы работаем над ранней диагностикой синдрома дисплазии соединительной ткани у детей и подростков. Синдром дисплазии соединительной ткани можно диагностировать только при осмотре ребёнка по специальной общепринятой методике и оценочно-балльной шкале.

К сожалению, многие врачи-практики не могут вовремя поставить данный диагноз. Как следствие, ребёнок не получает должной медицинской помощи, необходимых препаратов. В запущенном состоянии болезнь переходит в более сложную хроническую стадию. Мы работаем над тем, чтобы на ранних стадиях выявить данный синдром и ввести для ребёнка специальные лечебно-оздоровительные (реабилитационные) мероприятия.

Человеческий организм практически целиком состоит из соединительной ткани, это наши жизненно важные внутренние органы, кожа. Поэтому, когда разрушается соединительная ткань, с ней уходят и жизненно важные соединения. Многие вещества являются продуктами распада соединительной ткани, например, коллагена, поэтому, изучив количество этих соединений, можно чётко сказать, что ребёнок теряет много веществ и у него происходит разрушение соединительной ткани.

– Как работает ваша тест-система?

– Совместно с биохимиками ИЕН мы занялись с разработкой биотест-системы для ранней диагностики, которая чётко и быстро может установить количество разрушающихся веществ соединительной ткани, и тем самым определить степень выраженности данного заболевания.

Первый этап прошёл успешно, было осмотрено более 300 школьников. В настоящий момент мы находимся на втором этапе реализации проекта, сейчас получаем лабораторные образцы экспресс- тест-полосок.

– Сложная эпидемиологическая ситуация оказала своё влияние на отделение кардиологии, где вы работаете?

– Да, пандемия очень ясно показала всем нам, что самое ценное в жизни человека – его здоровье. Я работаю в отделении сердечно-сосудистой хирургии, в нашем отделении есть еще кардиореанимация, где лежат дети после перенесённой операции на сердце.

Конечно же, врачам нужно соблюдать все необходимые меры безопасности, чтобы не заболеть самим и не заражать наших маленьких пациентов. Ведь организм маленького ребёнка, у которого есть проблемы с сердцем, сосудами, очень плохо борется с инфекционными болезнями, так как у таких малышей практически нет иммунитета, а значит, их организм не может бороться с вирусами и другими патогенами. При поступлении пациентов мы обязаны брать анализы на КОВИД-19, чтобы не допустить распространения инфекции среди больных.

Поддержка семьи

– Что, по-вашему, наиболее важно для учёного и врача?

– На мой взгляд, это поддержка семьи. Помимо моей основной работы, я много времени уделяю научно-исследовательской работе.

У учёного нет определённого графика работы, он всегда находится в поиске истины, получения новых результатов. Очень много времени уходит на написание научных статей. Поэтому для учёного важно чувствовать поддержку семьи, поддержку коллектива, поддержку руководства.

– Семья поддержала вас в выборе?

– Моя семья всегда поддерживает все мои начинания. Я многодетная мать, воспитываю двух девочек и одного мальчика. Всем известно, чтобы освоить профессию врача, необходимо потратить на это много лет, после окончания университета пройти узкую специализацию. Программу профессиональной переподготовки врача на детского кардиолога я прошла в Федеральном центре Национального медицинского исследовательского центра имени В.А.Алмазова в Санкт-Петербурге.

На переподготовку требуется около полугода, это большой срок для тех, у кого есть семья и дети. Мои родные на полгода переехали со мной в северную столицу. Даже бабушка и дедушка поехали с нами, чтобы присматривать за правнуками.

– Вы в этом году заканчиваете аспирантуру. Что вы планируете дальше?

– Я в этом году заканчиваю аспирантуру по специальности «Патологическая физиология». В настоящий момент готовлю научно-квалификационную работу, для этого все полученные во время студенчества и аспирантуры результаты статистически обрабатываю, выявляю корреляцию.

После окончания вместе с научными руководителями буду искать диссертационный совет по своей специальности для представления работы на защиту. После защиты собираюсь работать дальше врачом, лечить детей.

Справка:

Нохсорова Мария Артемовна, детский кардиолог Национального центра медицины Республиканской больницы №1, отделение сердечно-сосудистой хирургии, педиатр, аспирант Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова.

+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
28 марта
  • -13°
  • Ощущается: -20°Влажность: 52% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: