Мария Николаева — о позировании Мунхалову, съемках в Латвии и актерском счастье

Мария Николаева — о позировании Мунхалову, съемках в Латвии и актерском счастье

10:04
18 февраля 2023
Фото: архив Марии Николаевой.
Читайте нас

18 февраля в Саха театре – бенефис заслуженной артистки Якутии Марии Николаевой. Родилась она за несколько дней до того, как ее отец, Егор Николаев, ступил со своим станковым пулеметом на ильменский лёд…

«Кровинка моя»

Фото: архив Марии Николаевой. Родители, Варвара Васильевна Сортолова и Егор Еремеевич Николаев.

Из этой бойни его вытащили живым – осколок, пробив лопатку, прошел над сердцем. Лечение было долгим, и в конце концов оказался Егор в ташкентском госпитале.

Вспоминая позже о том времени, чаще всего он говорил об арбузных корках, которыми раненые спасались от голода. Самих арбузов им не доставалось, а корки можно было подобрать на помойках. Ташкент – город хлебный, да не для всех…

До родных мест Егор Еремеевич, которого земляки помнили видным, статным мужчиной, добрался на себя не похожим: почерневшим, высохшим наполовину. Жена Варвара – женщина степенная, сдержанная, при известии о его возвращении бежала по улице, как девчонка, крича от радости.

Но встреча вышла с горчинкой. Егор, узнав о существовании Маши, которая с двух месяцев воспитывалась у бабушки, вскинулся: а моя ли она? Жена его попреков не стерпела, слово за слово – и на рассвете, хлопнув дверью, он размашисто зашагал туда, где жила теща.

Два с половиной кес – двадцать пять километров – преодолел единым духом, но в тещиной юрте было пусто: хозяйка, понятно, на работе, а ребенок-то где? И вдруг за печкой зашуршало. Обойдя печь, увидел крохотную беленькую девочку, до того похожую на него, что защемило сердце.

А малышка при виде незнакомого дяди не испугалась – наоборот, сделав несколько шажков, приникла всем тельцем к колючей солдатской шинели. «Я тогда сразу кровинку свою признал», – рассказывал потом Егор.

Лучшее место на свете

Фото: архив Марии Николаевой. Слева направо: Маша, Лээлэ (Валентина), Ася (Анна), Иэлэ (Елена).

Куду, где они жили с бабушкой, было для Маши лучшим местом на свете. Кроме бабушки, был дядя – мамин брат, но он как стал в 14 лет на замену призванным в армию табунщикам, так всю жизнь с табунами и проходил – дома его видели изредка.

А бабушка раным-рано уходила работать, оставив на столе миску молока для Маши – это была ее еда на весь день.

Но однажды на день рождения Сталина им выдали по два куска американского сахара – шесть кусков на троих, и бабушка, припрятав их, выдавала потом Маше по кусочку. Тот сладчайший вкус она помнит до сих пор…

Так бы и жили они потихоньку, но, когда Маша закончила нулевой класс, школа в Куду закрылась, и бабушка, понимая, что без образования никак нельзя, объяснила внучке, что теперь она должна жить с родителями.

По дороге в Верхневилюйск Маша зорко вглядывалась в окрестности, запоминая дорогу, чтобы при первой же возможности сбежать обратно.

Но в новой жизни оказались свои преимущества. В школе – подумать только! – они занимались пением и танцами под началом учительницы Павлы Федотовны Давыдовой, собственный сын которой, маленький Витя (будущий доктор философских наук Виктор Данилович Михайлов), сидел тут же, в классе, никому не мешая.

А дома старшие сестры, возвращаясь из Дворца пионеров, распевали русские песни, и Маша, не понимая ни слова, заучила на слух «У дороги чибис» и несказанно этому радовалась. Ещё в чулане обнаружились «Голубая чашка» Гайдара и «Храбрый Персей» – все в переводе на якутский, и это было счастье. «Голубую чашку» Маша не выпускала из рук даже во сне. Дома-то, в Куду, у нее был только дядин однотомник Ленина-Сталина…

Путешественница

Росла Маша девочкой самостоятельной.

В 1952 году отца назначили председателем сельпо в Далыре – это 65 километров от Верхневилюйска, а от бабушки – все девяносто. Но Машу это нисколько не смущало.

Самочинно договорившись с кем-нибудь из проезжающих мимо путников, она пристраивалась позади седла и добиралась таким макаром до райцентра, где у нее был старый знакомый – Степан Платонов, который, случалось, ночевал у них с бабушкой. А был он председателем колхоза имени Маркса, поэтому по прибытии из Далыра в Верхневилюйск Маша мчалась прямиком в правление, врываясь туда с криком: «Степан, мне к бабушке надо!» Он приветствовал ее: «А, затычка задницы моей лошади приехала!» – и доставлял «затычку» до Куду в лучшем виде.

Позже Степан Николаевич Платонов стал первым заместителем председателя Совета Министров Якутской АССР, но и тогда остался таким же простым в обхождении: Машин дядя по старой памяти останавливался у него в Якутске.

…Тем временем Мария подросла. По принятому тогда правилу перед поступлением на учебу нужно было два года отработать в колхозе, и Маша с подругой Зоей Багынановой оформились доярками, но тут пришла весть о наборе в Щепкинское училище (а следующий – через десять лет: кто не успел, тот опоздал).

Первый тур прослушивания был в Нюрбе, но желающих улететь туда оказалось столько, что даже пробиться к кассе не было никакой возможности. Отчаяние придало девчонкам решимости, и они направились прямиком к начальнику аэропорта. Но тот, едва услышав их фамилии, огорошил: «Вас же милиция ищет!», предъявив бумагу из райкома о побеге из колхоза имени Сталина доярок Багынановой и Николаевой, которых надлежит задержать и вернуть обратно.

Однако не успели Маша с Зоей осознать, что все пропало, как начальник распорядился… незамедлительно оформить им билеты – оказалось, он враждовал с секретарем райкома и был рад насолить ему хотя бы так.

«Солнце светит всем»

Фото: архив Марии Николаевой. Однокурсницы (слева направо): Валентина Николаева, Мария Николаева, Зоя Багынанова.

На прослушивание в Нюрбе, а потом в Якутске подружки ходили в новых платьях из красного ситца, из которого Машина тетя хотела сшить пододеяльники, но искусство требует жертв. Эти платья для них оказались счастливыми…

В Москве началась взрослая жизнь – не только учеба, но и замужество (обе вышли за своих однокурсников), рождение первенцев, а Маша ещё вдохновила начинающего художника Афанасия Мунхалова на большую работу.

На втором курсе якутских щепкинцев поселили в общежитии ГИТИСа, где жили также и студенты знаменитого Суриковского института. Новый год решено было встречать вместе, и вот среди этой суеты и колготни Маша заметила серьезный взгляд Афони. Потом были танцы, и он, сидя в углу, все так же не отрывал от нее взгляда. А потом подошёл и тихо попросил: «Хочу поработать с тобой. Согласна?» Маша согласна не была: «В каникулы? Скажешь тоже!» Но парень проявил настойчивость: «Это много времени не займет. Хотя бы час с утра».

Однако для Маши сидеть смирно целый час оказалось невыполнимой задачей: то одно вспомнит, то другое, и тут же срывается с места. А в последний день и вовсе сбежала в кино, усадив вместо себя перед онемевшим Афоней однокурсницу. Много позже Афанасий Петрович вспоминал те творческие муки. А его гравюра «Друзья» из серии «Солнце светит всем», для которой позировала Мария Николаева, давно стала классикой.

Первооткрыватели

Фото: архив Марии Николаевой. В роли Лушки в спектакле «Поднятая целина» по М.Шолохову, режиссер М.Гладков.

Щепкинская студия выпуска 1966 года вернулась на родину, зная, что им предстоит открывать театр в Нюрбе.

По прибытии их запихнули в две комнаты крошечной гостиницы: в одну – парней, в другую – девушек. Потом привели в храм искусства, где им предстояло служить. Роль храма играл клуб, в котором не было даже кулис.

18 дней «первооткрыватели» трудились, не покладая рук: сильный пол плотничал и столярничал, а прекрасная половина шила кулисы и костюмы.

Тем временем по радио бросили клич: кто располагает достаточной жилплощадью – разбирайте артистов по домам. Гостиница моментально стала местом паломничества. В вечерней тишине – рокот моторов, свет фар: нюрбинцы приезжали на мотоциклах, чтобы сразу увезти новоявленных «дюккахов» – соседей – со всем скарбом.

Правда, видели они их потом не так уж и часто: театр гастролировал неделями, а то и месяцами. По разбитым дорогам ездили в открытых грузовиках, на тракторах, и в соответствии с погодными условиями служителей муз экипировали кирзовыми сапогами, валенками и бараньими тулупами. Во время первых гастролей в Сунтаре местные при виде них шушукались: «Разве это артисты? Мы думали – рабочие…»

Но на спектаклях залы были битком, и следующего их приезда ждали с нетерпением.

Со временем появилось и свое жилье, но то была палка о двух концах: возвращаясь зимой в нетопленые жилища, случалось, и носы себе за ночь отмораживали. А на первых порах директор театра Александр Алексеевич Габышев лично ходил с кочергой по комнатам, так как молодежь, отвыкшая за время учебы в Москве от растопки печек, запросто могла угореть.

Сасыл-Сысы под Валмиерой

Осенью 1967 года Нюрбинский театр приехал на гастроли в Якутск, и когда Маша шла по площади Ленина, ее вдруг окликнул московский знакомец – первый якутский оператор Никандр Саввинов: «Маша, готовься сниматься в кино, я тебя порекомендовал». Рижская киностудия приступала к съемкам фильма про красных латышских стрелков, участвовавших в обороне Сасыл-Сысы.

Первоначальное название «В пурге оленьего края» после широких дискуссий в печати заменили на «Утро долгого дня» (а то, действительно, какие в Амге олени!). Режиссером была ученица Сергея Герасимова Ада Неретниеце.

Несколько раз Мария ездила на пробы, пока ее не утвердили окончательно.

На съемки вызвали перед Новым годом. Снимали сначала в павильоне, потом – на натуре. В местности Аустроза километрах в тридцати от городка Валмиера с латышской дотошностью выстроили точную копию усадьбы Карманова – сходство было бы полным, если бы не окружавшие ее высоченные деревья.

Да и лошади, участвовавшие в съемках, были гораздо больше якутских. И вот их-то она должна была спасать от пожара в своей первой сцене: съемки в военной драме начались с драматического момента.
Сначала была репетиция с привязанными лошадьми. «Подбеги и отвяжи», – сказали ей. Проделав это, Маша услышала аплодисменты. «Смотрите – не боится! Она их не боится!» – ликовала съемочная группа. Но это были цветочки…

«Когда подожгут сарай, дубль будет один, всего один!» – напутствовали ее перед тем, как все заполыхало. Флегматичные битюги в дыму и пламени обезумели, но Мария умудрилась справиться с ними, за что ее буквально искупали в заслуженных на этот раз овациях.

Аплодисментов она удостоилась и после по-настоящему трагической сцены, когда ее героиня делает арангас своему погибшему возлюбленному, притянув за веревки верхушки двух берёз и привязав к ним его тело, чтобы уберечь от поедания волками.

Все это она проделывала сама, а потом, застыв, стояла под деревьями, и только слезы бежали по щекам.
«Надо же! По-настоящему плакала!» – не скрывали восторга окружающие, привыкшие, видимо, к тому, что в таких ситуациях без слезоточивых средств не обойтись – не зря ведь сдержанный прибалтийский темперамент стал притчей во языцех.

До встречи в театре!

Фото: архив Марии Николаевой. С семьёй.

И все же главным в жизни Марии Егоровны Николаевой всегда был театр. И ролей было много, но самыми любимыми она считает Майю в «Судьбе» по Николаю Якутскому, которую поставил в Нюрбинском театре Василий Фомин, и Нанди в спектакле «Перед восходом солнца» по Суоруну Омоллоону режиссёра Андрея Борисова.

А гастроли – часть ее жизни.

– Мы нашу бригаду под руководством Димы Михайлова называем «Суперстар», – улыбается она. – Очень ждём весенних гастролей, а то просидели столько времени взаперти во время пандемии. Покажем спектакли в Вилюйске, Верхневилюйске, Сунтаре.

Недавно в Нюрбе были, очень хорошо съездили. Замечательный у них теперь театр – через 56 лет! И зритель нас хорошо принял: залы были полные.

А Нюрбу я не узнала – до того там все изменилось. Хотя дом, где мы жили, мне показали. Стоит… Но Нюрба теперь настоящий город, не только по названию.

А 18 февраля приглашаю на свой бенефис.

С Зоей Багынановой и Леной Сергеевой-Румянцевой мы столько вариантов перебрали, а остановились на пьесе башкирского драматурга Флорида Булякова «Выходили бабки замуж», по которой я на 70-летие нашей народной артистки Марии Ивановны Варламовой ставила спектакль «Расцвел бы вновь подснежник». Зритель его очень любил и, надеюсь, будет рад увидеться снова.

Зоя Багынанова, Маргарита Борисова и Михаил Апросимов играют свои прежние роли, а роли, которые играли Мария Ивановна и Анна Ивановна Кузьмина – я и Лена Сергеева-Румянцева. Вместе с нами выйдут на сцену Жанна Ксенофонтова, Айталина Лавернова, Эдуард Захаров, а ещё мой внук – Роберт Кривогорницын. Танцы нам ставил народный артист РС(Я) Афанасий Афанасьев. До встречи! Ведь счастье актера – встреча со зрителем.

+1
10
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
3 мая
  • Ощущается: 1°Влажность: 70% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: