X

Малая Академия наук: отчаянные троечники, марсианский полигон и бесплатные профильные смены

Фото: МАН.

«Личное целеполагание – источник всех успехов человека, – уверен ректор Малой академии наук РС(Я) Василий Павлов. – Поэтому мы пытаемся найти стратегический подход к детям, при котором они сами будут думать. Если им дать такую возможность, они многого могут достигнуть».

«Быть на стороне ребёнка»

Фото: МАН.

– Были у нас мальчики из Нерюнгри, которых мы называли «отчаянные троечники», – продолжает Василий Климович. – На русский, к примеру, они вообще не ходили – и так далее. Шансов пройти в университет у них не было. При этом – удивительные способности к инженерии, которые мы помогли им развить. Сейчас они очень востребованы в дрон-индустрии, работают с большими корпорациями. Работодатели за ними охотятся.

Это о чем говорит? Детей ставят в рамки, хотя их возможности от нас скрыты.
В нашей академии принцип – быть на стороне ребенка, помочь ему с выбором, пройти с ним этот путь. Именно поэтому наши выпускники из обычных школ поступают в известнейшие университеты мира.

Приезжая к нам, дети попадают в белый открытый дворец, где много света, в свободные открытые пространства, где они могут взаимодействовать, общаться друг с другом и создавать что-то новое. Наука есть только там, где существуют открытая передача информации и коллаборация, то есть сотрудничество.

Дворец с марсианским полигоном

Фото: Кюннэй Еремеева.

Для этого здесь есть все условия: высокотехнологичное оборудование для «белого дворца» закуплено за счет нацпроекта «Образование» на 200 млн рублей, а сам дворец – Учебно-лабораторный комплекс Малой Академии наук на 150 мест в селе Чапаево Октемского наслега Хангаласского улуса – построен к 100-летию ЯАССР в рамках соглашения между Правительством РС(Я) и компанией «Роснефть», выделившей для этого более 1 млрд рублей.

Лаборатории здесь, как говорится, на любой вкус и цвет: аэрокосмической инженерии, биотехнологии, молекулярной диагностики, генотипирования, палеонтологии и археологии.
Плюс IT-центр, коворкинг-центр, телестудия и студия звукозаписи, научно-образовательный центр по изучению криолитозоны, центр биотехнологии с лабораториями ДНК, испытательные полигоны.

– На марсианском полигоне представлен спускаемый аппарат от Роскосмоса, – рассказывает проректор по научно-методической работе МАН Александра Яковлева. – Мы его закрыли куполом, который финансировал Целевой фонд будущих поколений. Внутри сделаем марсианский кратер для экспериментальных исследований космической робототехники.

На полигоне альтернативной энергетики пока смонтированы солнечные панели, в планах – ветрогенераторы и все остальное.
На стадии разработки – полигон нефти и газа. Метеоплощадку подарил нам Институт биологических проблем криолитозоны, этим летом мы должны запустить ее в работу.

На просторы Вселенной

Фото: МАН.

На экскурсии по лабораториям даже у взрослого глаза разбегаются: здесь делают коптеры, там – занимаются выращиванием дендритных клеток для создания искусственной кожи, тут – изучают окаменелости, найденные во время экспедиции по Средней Лене, а увенчано все это параболическими антеннами для получения информации с 80 космических спутников.

Кстати, 4 апреля здесь стартовала проектная смена «Космомания», и в течение 12 дней 38 школьников 8-11 классов из 17 образовательных учреждений будут изучать малые космические аппараты, космическую робототехнику и дистанционное зондирование под руководством сотрудников Сибирского университета науки и технологий имени академика Решетнева из Красноярска. Между прочим, проводится эта программа в третий раз.

А в ноябре здесь впервые прошла проектная смена «Киномания», где 70 детей учились снимать фильмы, а наставниками у них были режиссеры Любовь Борисова, Михаил Лукачевский, оператор Семён Аманатов, директор «Сахафильма» Сардана Саввина. Словом, все всерьез, и участие в республиканском фестивале короткометражных фильмов – тоже: «Октемвуд» представляет! А смена «Киномания» теперь будет традиционно проходить в конце ноября – декабре.

К слову, помощь в проведении «Киномании» оказал не только «Сахафильм», но и Калининградский центр одаренных детей – по видеоконференц-связи, и с ними же сейчас апробируется проведение телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы». После самостоятельной подготовки дети участвовали в первом туре, потом 29 из них прошли собеседование. На съемки финала изъявил желание приехать ведущий «Умников» Юрий Вяземский.

«В поле зрения»

Фото: МАН.

Вообще же в 2023 году в МАН запланировано 26 очных профильных смен. Все они бесплатные.
Как туда попасть?
– Через конкурсные мероприятия, – объясняет проректор МАН. – Все дети, проявившие себя на олимпиадах, появляются в поле нашего зрения.

Второе направление – проектно-исследовательская деятельность. С 1996 года у нас проводится конференция «Шаг в будущее». Тут мы охватываем около 12 тысяч школьников. Нашими усилиями эта конференция два года назад была включена в перечень Министерства просвещения РФ, что дает дополнительные баллы отличившимся на ней школьникам при поступлении в вузы.

Также мы ежегодно вывозим более 300 детей за пределы республики для участия в перечневых конференциях. Ну и ключевое наше мероприятие – это Международные интеллектуальные игры.

После выявления одаренных детей мы начинаем с ними заниматься.
В 4-6 классах – усиленная математическая подготовка, потому что математика есть логика, воспитание волевой сферы, развитие умственных приемов – анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации.

К 8-9 классам – дифференциация по интересам и интенсивная профильная подготовка по отдельным предметам.

«Открыты всем»

Фото: Кюннэй Еремеева.

– Ещё одна наша важная задача – поддержка качества общего образования, чтобы каждая школа отправляла к нам детей на углубленное расширенное изучение предметов. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает предметников. Поэтому мы стараемся доходить до всех районов, открыты всем.

С 2021 года мы начали свои образовательные экспедиции, побывав в семи улусах, в 2022-м также посетили семь районов, на этот год запланировано столько же. В данный момент наши сотрудники работают в Верхоянском районе.

По итогам образовательных экспедиций по науке даются рекомендации для участия детей в профильных сменах, они приезжают к нам и включаются в общую олимпиадную деятельность.
Также мы даем рекомендации для поступления в Училище олимпийского резерва, Высшую школу музыки или Якутскую республиканскую балетную школу.

Сейчас мы стали региональным центром выявления и поддержки одаренных детей, – продолжает Александра Яковлева. – Такие центры открываются во всех российских регионах – на Дальнем Востоке мы вторые, и глава республики поставил перед нами задачу стать локомотивом работы с одаренными детьми по всем направлениям – науке, искусству, спорту, добавив к этому креативную индустрию (ИТ-сфера, дизайн, кино).

«Научное лето»

Фото: Кюннэй Еремеева. Результаты летних экспедиций.

Системную работу по поддержке талантливых детей здесь проводят посредством дополнительных образовательных программ – интенсивных, регулярных и с применением дистанционных технологий.

Например, еженедельно на базе МАН проходят дистанционные курсы на платформе «Сириуса»: идёт второй год реализации совместной дополнительной образовательной программы по сопровождению детей, имеющих математические способности. Критерии отбора утверждает попечительский совет.

Участвовать в таких программах может каждый школьник, отличившийся в перечневых олимпиадах и конкурсах. Нужно только зайти на сайт МАН и подать заявку со ссылкой на свои дипломы.

Есть и летние программы – такие как образовательная сетевая программа «Научное лето», когда с июня по сентябрь школьники Якутии пишут летопись природы, проводя у себя полевые работы, а «собираются» онлайн и так же работают с научными консультантами, представляя в итоге свои проекты на республиканских, российских, международных конкурсах.

Вот тут, как ни странно, помогла… пандемия – хочешь не хочешь, а дистанционную работу по зуму все освоили, МАН же во время вынужденного «заточения» вышла почти на каждую школу.

Олимпиадная школа

Фото: МАН.

Отметив в прошлом году 30-летие сети президентских школ, с сентября МАН начала совместную деятельность с одиннадцатью из них: дополнительная образовательная программа «Олимпиадная регулярная школа» по математике охватила 347 учащихся пятых классов, а 16 педагогов за счет своих часов по внеурочной деятельности в школе ведут по программе МАН кружковые занятия по этому предмету. По итогам первого полугодия из этих 347 детей 150 получили приглашения на профильную смену, а 70 из них будут учиться ещё и в летней школе. Возможно, дальше последует подготовка уже к международным олимпиадам.

С 2015 года МАН сопровождает организацию и проведение Всероссийской олимпиады школьников по 22 общеобразовательным предметам. Результаты следующие: в 2019 году по России мы были на 24 месте среди регионов и ежегодно имеем шесть-семь призеров заключительного этапа.

В этом году есть уже один призер по предмету «Искусство (Мировая художественная культура)» – одиннадцатиклассница СОШ N30 г.Якутска Аделина Гукасова. В МАН девочка занималась по направлению «Литература», а подавать документы собирается на искусствоведческий. Призовое место даёт ей право поступать в избранный вуз без экзаменов. Но это ещё не всё: бонусом идут Президентский грант, который она будет получать четыре года, и членство в Ассоциации призеров Всероссийской олимпиады.
А в том, что у нас будут и другие призеры, в МАН не сомневаются.

В федеральную базу

Международная олимпиада «Туймаада» по математике, физике, химии, информатике пройдет в этом году в тридцатый раз. За эти годы более 4 тысяч детей из 20 с лишним стран участвовали в ней.

Есть ещё Республиканская олимпиада школьников по родным языкам – якутскому и коренных малочисленных народов Севера, а также олимпиады по черчению и педагогике/психологии. С 2022 года они включены в перечень конкурсных мероприятий, утверждаемых Министерством просвещения РФ, то есть их победители, призеры и участники заключительного этапа входят в государственный информационный ресурс о детях с выдающимися достижениями – эту федеральную базу курирует «Сириус», и она является одним из показателей эффективности глав регионов.

– Идет рост результативности участия наших школьников в значимых мероприятиях Минпроса России, – подчеркнула Александра Яковлева.
В копилку вошло и то, что при помощи Целевого Фонда будущих поколений МАН удалось запатентовать две интеллектуальные разработки наших школьников, а вообще в этом году подано семь таких заявок.

«Оставь свой след в республике»

Фото: Кюннэй Еремеева.

А ещё МАН стала нетиповым учреждением. Что это значит?
– Будем работать над получением лицензии для дополнительного профессионального образования, то есть учителя, приезжая со своими школьниками на образовательные программы, например, при углубленном изучении математики, будут работать как ассистенты, набирая предметную компетенцию, – поясняет Александра Васильевна. – За каждым одаренным ребенком стоит учитель.

А 27-29 апреля здесь пройдет республиканский форум «Будущие интеллектуальные лидеры», где традиционно выбирают действительных членов и членов-корреспондентов МАН. Его идея: «Оставь свой след в республике».

– Наши олимпиадники принимают участие в проектной деятельности, что позволяет им поступить в хорошие университеты, чего бы они не могли сделать, будучи только олимпиадниками, – говорит ректор МАН Василий Павлов. – Позже, добившись в этой жизни чего-то, они могут вернуться к своим идеям, над которыми работали здесь, и участвовать в развитии республики.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 09.04.2023 15:00

Related Post