В Якутии 2021-2030 годы объявлены Десятилетием здоровья.

Майя Данилова рассказала о Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата

Результаты рейтинга национальных проектов не только побуждают становиться лучше, но также выявляют лучшие практики и мотивируют региональные власти обмениваться опытом. Большинство из них на слуху, поскольку ориентированы на улучшение качества жизни в республике.

Как идёт координация деятельности органов местного самоуправления для реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата, «Якутии» рассказала министр экономики РС(Я) Майя Данилова.

«Красная зона»

– Майя Андреевна, на Петербургском международном экономическом форуме был объявлен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах за 2020 год. Как вы оцениваете позицию нашей республики?

– Якутия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации заняла 10 место в группе с Тамбовской, Ленинградской и Белгородской областями. Национальный рейтинг возглавили Москва, Республика Татарстан и Тюменская область.

В этом году Агентство стратегических инициатив изменило подход к распределению мест, сгруппировав регионы с близкими результатами, так как разница итоговых баллов, особенно в ТОП-20, минимальна и не отражает разницу в инвестиционном климате.

Мы ставили задачу закрепиться в рейтинге, оценивая более жёсткую ситуацию в 2020 году с ограничительными мерами относительно других регионов. Если считать количество регионов впереди нас, то задача выполнена – мы сохранили свои позиции. Благодарим бизнес за доверие и высокую оценку!

Отметим, что бизнес положительно отозвался на качество и доступность мер финансовой поддержки. Якутия в числе первых приняла пакет антикризисных мер: улучшились разрешительные процедуры в строительстве, постановка на кадастровый учёт, подключение к электросетям, показатели административного давления на бизнес.

Есть «красная зона», в которую входят и традиционно неконкурентные позиции – это транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, нефинансовая поддержка, доступность кредитных ресурсов. Появились и новые «звоночки» – оценка регулирующего воздействия, прямая связь с инвесторами, оценка консультационных услуг, доступность трудовых ресурсов – всё это в ближайшее время обсудим с предпринимателями на Проектном офисе и определим совместно план работы по улучшению ситуации. Мы по-прежнему не ограничиваемся только показателями, оцениваемыми в составе Национального рейтинга, и продолжим системную работу по всему спектру взаимодействия с инвесторами.

Лучшие практики

– Что даёт республике Национальный рейтинг? Зачем он нужен?

– Национальный рейтинг сравнивает регионы относительно друг друга вне зависимости от географических, климатических и инфраструктурных условий.

Во-первых, рейтинг оценивает работу региональных властей по улучшению инвестиционного климата, как выстраивают региональные власти взаимодействие с федеральными органами власти (многие процедуры, включая контрольно-надзорные – это прямая деятельность территориальных органов), а также с ресурсоснабжающими организациями.

Во-вторых, рейтинг выявляет лучшие практики и мотивирует региональные власти обмениваться опытом. То есть проблема, казавшаяся безнадежной здесь, в других регионах решается, и с ней можно работать.

В своё время мы переняли опыт Хабаровского края в области оценки регулирующего воздействия и контрольно-надзорной деятельности. Сейчас адаптируем опыт Татарстана по стимулированию закупок у малого и среднего бизнеса.

Рост уровня доверия бизнеса

– А оценку своим регионам дают сами предприниматели?

– Основная часть показателей Национального рейтинга формируется, исходя из опросов предпринимателей. От них зависит 75% показателей Национального рейтинга. Так, по оценке предпринимателей среднее время подключения к электросетям сократилось с 49 до 40 дней, среднее время постановки земельного участка на кадастровый учёт – с 28 до 15 дней.

Рост уровня доверия бизнеса хорошо прослеживается и по его активности при оценке административного давления на бизнес. В марте 2020 года был объявлен мораторий на проверки, что позволило уменьшить количество проверок на 40%. Были прекращены все плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также были введены серьёзные ограничения для внеплановых проверок до конца 2020 года. Внеплановые проверки могли проводиться только по исключительным основаниям по согласованию с органами прокуратуры.

 

Оценена и деятельность Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, сопровождающего инвестиционные проекты по принципу «одного окна». Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта РС(Я) сопровождаются 21 инвестиционный проект общей стоимостью 41,33 млрд рублей. Центром поддержки экспорта РС(Я) для экспортно ориентированных предприятий организовано 13 образовательных семинаров по экспортной деятельности, оказано содействие по участию в восьми международных выставках, в том числе в онлайн-режиме, заключены 12 экспортных контрактов на общую сумму 689 тысяч американских долларов.

Предприниматели высоко оценили инвестиционный портал «Invest Yakutia» и портал малого и среднего предпринимательства portal.b14.ru. Положительную оценку получили объекты инвестиционной инфраструктуры – территории опережающего развития (ТОР). Резидентами ТОР осуществлено инвестиций 62,4 млрд рублей, создано 7650 рабочих мест. Общий объём инвестиций по всем соглашениям составляет 124 млрд рублей, планируется создать 9943 рабочих мест.

Как я уже отметила, есть и слабые зоны, и наверное, это самое важное, что мы должны вынести из результатов рейтинга. Бизнес обозначает проблемы, а власть реагирует и находит совместные сбалансированные решения.

Оперативное реагирование

– Прошлый год прошёл совсем не так, как было запланировано.  Пандемия очень сильно ударила по бизнесу?

– В 2020 году главной задачей стало оперативное реагирование на ситуацию с распространением COVID-19. Якутия стала одним из первых субъектов РФ, которая приняла антикризисный пакет мер. Поддержка бизнеса в 2020 году оценивается в 1,35 млрд рублей, в том числе федеральные меры – 767 млн рублей, региональные – 587,36 млн рублей, также была введена кредитная поддержка бизнеса в размере 3,7 млрд рублей.

Несмотря на негативные проявления кризиса в 2020 году, полное освобождение от уплаты налогов за второй квартал и предоставление налоговых льгот, по сравнению с 2019 годом объём налоговых поступлений по специальным налоговым режимам – это УСН, патент, ЕНВД и ЕСХН – сократился всего на 2% до 3,6 млрд рублей, при этом по упрощённой системе налогообложения возрос на 5% до 2,8 млрд рублей.

Существенными были федеральные меры поддержки – например, по льготной программе кредитования ФОТ 2.0 фактически было выдано более 800 кредитов на сумму 1,9 млрд рублей субъектам МСП. Эти средства при сохранении числа занятых не возвращаются.

И в этом году данная программа продолжается под названием ФОТ 3.0 для наименее восстановившихся отраслей – это общепит, культура, спорт и развлечения, организация мероприятий, туризм.

Новый федеральный закон

– С 1 июля вступает в силу новый федеральный закон о конт-роле и надзоре. Как это будет происходить?

– Основная цель нового федерального закона заключается в том, чтобы переориентировать контролирующие органы на профилактику правонарушений. Например, если устанавливается правонарушение, выдать предупреждение.

При этом все контролирующие органы обязаны иметь программу профилактических работ, то есть разъяснять бизнесу, как не допускать этих правонарушений. Будут внедрены новые виды проверок, такие как инспекционный визит, контрольная закупка либо дистанционное обследование, те виды контроля, которые не отвлекают предпринимателя от деятельности. Также новый закон обязует проводить проверки в зависимости от потенциального ущерба, который может быть нанесён в результате несоблюдения обязательных требований. Сейчас практически все федеральные органы власти меняют свои регламенты работ.

В РС(Я) наши региональные контрольно-надзорные органы перешли на типовое облачное, цифровое решение, когда вся документация сохраняется в информационной системе ТОР КНД, чтобы проверяющие лишний раз не обращались к предпринимателям. Проведены подготовительные мероприятия к введению нового федерального закона, и мы рассчитываем на его благоприятное действие на снижение административного давления.

Электронный вид

– Как сказывается на развитии бизнеса повсеместная цифровизация?

– В республике с 2017 года в рамках цифровизации экономики услуги переводятся в электронный вид.  На данный момент большинство услуг можно получить, не выходя из дома, чем активно пользуются жители республики.

В целом электронные сервисы стали активно использоваться в период пандемии за счёт вынужденного одномоментного перевода всех услуг в дистанционную форму. Хотелось бы отметить цифровую грамотность населения и бизнеса, которые в новых неблагоприятных условиях взаимодействовали с организациями-поставщиками услуг.

Например, для подключения к электрическим сетям можно пройти все процедуры на портале «Якутск-энерго», не выходя из дома. Можно получить актуальные сведения об основных этапах выполнения заявок, включая информацию о дате поступления заявки и её регистрационном номере, о текущем статусе заявки в режиме реального времени. По готовности вы получаете и подписываете документы на технологическое присоединение электронной цифровой подписью, что избавляет от походов в офис и ожидания в очереди к специалисту.

В 2020 году центры «Мой бизнес» бесплатно оформляли электронную цифровую подпись для предпринимателей, включённых в реестр МСП. Такими услугами воспользовались 816 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целенаправленная работа

– Как реально улучшить инвестиционный климат в республике?

– Высокая позиция республики в Национальном рейтинге за последние три года показала нам, что улучшить инвестиционный климат можно только за счёт комплексной и целенаправленной работы органов власти и предпринимателей.

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата и внедрения лучших практик Национального рейтинга утверждён План мероприятий («Дорожная карта») по улучшению инвестиционного климата в РС(Я) на 2021–2022 годы.

План разработан по результатам Национального рейтинга с акцентом на проблемные вопросы, а также по итогам выявленных проблемных вопросов на заседаниях Проектного офиса по улучшению инвестиционного климата в РС(Я). В основу плана наряду с предложениями органов власти положены инициативы представителей делового и предпринимательского сообществ.

Дорожная карта включает 88 мероприятий, направленных на повышение эффективности и упрощения процедур по предоставлению государственных услуг, оптимизацию и сокращение их сроков, улучшение качества предоставляемых услуг, повышение квалификации кадров и т.п.

Ответственными за исполнение мероприятий являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти совместно с подведомственными организациями, ресурсоснабжающие организации, институты поддержки предпринимателей и др.

Также в качестве рабочего инструмента, в целях повышения уровня удовлетворенности предпринимателей процедурой закупок по 223-ФЗ, процедурами в строительстве, уровнем конкуренции и степенью административного давления создана Лаборатория по стратегическому направлению «Развитие деловой активности». Это рабочая группа из специалистов различных министерств и организаций, представителей бизнеса для совместной проработки проблемных вопросов, которая поможет обозначить пути достижения целей.

Лаборатория направлена на решение таких проблем, как отсутствие реально действующего механизма стимулирования крупных компаний по осуществлению закупок у местных производителей, наличие административных и иных барьеров в строительстве, влияющих на сроки разрешительных процедур, высокая доля государственного сектора в конкурентных отраслях (связь, здравоохранение, дополнительное образование, коммунальный сектор), высокая степень административного давления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рейтинг муниципалитетов

– В 2020 году Якутия впервые провела рейтинг инвестиционного климата в муниципальных районах и городских округах республики. Расскажите, как муниципалитеты включаются в работу? Что они делают для улучшения инвестклимата?

– По итогам 2020 года будет сформирован рейтинг, результаты которого выйдут в июле. Анализ аналогичен с Национальным рейтингом – также состоит из общих и опросных показателей. В опросе приняли участие около 1000 предпринимателей. Лидером рейтинга в общем итоге стал Томпонский район, вторую позицию занял Амгинский район, третье – ГО «Жатай».

Предприниматели Томпонского района высоко оценили деятельность органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство и эффективность подключения к электросетям, меры финансовой поддержки, удовлетворенность получения консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Наша цель – не просто сделать рейтинг муниципалитетов, а объединить все уровни власти, найти лучшие практики по улучшению бизнес-климата по всей республике и транслировать в другие районы. Так как рейтинг был проведён впервые, не все районы в полной мере включились в работу. Нам предстоит усилить работу по координации деятельности органов местного самоуправления для реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ