14 мая в честь 75-летия заслуженного артиста РСФСР и ЯАССР Анатолия Ултургашева на сцене Театра оперы и балета состоится юбилейный вечер и презентация книги «Балет – моя жизнь».
Он появился на свет 20 апреля 1950 года в маленьком селе Нижняя Тёя в Хакасии, где о существовании балета тогда никто и не слышал. Перед Анатолием сама судьба расстелила тропинку: за хорошую учебу ему вручили путёвку в летний пионерский лагерь «Баланкуль» («Оленье озеро»), куда в то лето приехала комиссия Новосибирского хореографического училища.
Ултургашева заметили сразу – такие прекрасные природные данные встречаются нечасто. Но он… наотрез отказался ехать. Лишь когда кто-то из взрослых сказал, что там каждый день будут давать мороженое, несговорчивый мальчуган согласился. А потом школьная учительница и односельчане уговорили и его маму Катарину Надановну.
Осенью 1960 года он приехал в Новосибирск, где его впечатлил невиданной красоты театр, а балет «Доктор Айболит» поразил настолько, что он поверил в реальность декораций и после финала побежал за здание театра, чтобы поближе увидеть чудесное море, но там были только трамвайные рельсы…
Сама учёба давалась довольно легко, на первых порах мешало только незнание русского языка, но он преодолел и это – с помощью педагогов и книг, с которыми потом не расставался. Обучаясь в то же время, я часто заставала смуглого черноголового мальчонку с сердитыми бровями в каком-нибудь пустом классе за увлекательным чтением с кусищем хлеба, причем он явно не приветствовал попытку вторжения.
Талантливые педагоги и заботливые воспитатели, наш первый директор Э.И. Шумилова делали всё, чтобы балетный зал и находившийся в этом же здании интернат стали для Анатолия родными. За восемь лет учёбы он особенно подружился с ребятами из Якутии, их объединял и общий любимый педагог классического танца С.Г. Иванов. Именно он, когда в 1968 году Анатолий получил диплом и возможность выбора работы в театрах Фрунзе, Уфы, Иркутска, дал ему судьбоносный совет: «Поезжай-ка лучше в Якутск, там уже работают твои старшие товарищи, ты их знаешь, а они тебя».
В Якутске он пополнил «могучую кучку» первых «новосибирцев». Первую ведущую партию – Кулут Туйгуна – исполнил в балете-олонхо «Кюн Куо» В. Каца в 1969 году в дуэте с Клавдией Ивановой.
А в 1971 году балетмейстер Алексей Попов доверил ему в своем дипломном спектакле «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно партию Вакха. Его выступление произвело фурор. Словно силы самой земли играли и любовались этим диким юным полубожеством, то подбрасывая его вверх, то низвергая ниц, заставляя замереть и застыть, как скульптуру из драгоценного камня… Такой роскошный и живописный Вакх мог бы украсить любой театр. Это был первый триумф, который разделила вместе с ним и замечательная Вакханка – Саргылана Саввина.
С огромным успехом Анатолий выступил в «Вальпургиевой ночи» на Вечерах якутской литературы и искусства в Магадане, которые заставили говорить о якутском профессиональном музыкальном искусстве как о неординарном культурном явлении в общероссийском пространстве.
Безоговорочно талантливая и яркая работа выдвинула Анатолия в ранг любимых кумиров, олицетворяющих искусство и культуру того времени. На плечах трех богатырей якутского балета того периода – Алексея Попова, Геннадия Баишева, Анатолия Ултургашева и вырос репертуар.
Далее состоялась и давно желанная встреча артиста с героем якутской народной сказки: «Я не просто приехал в Якутск, а приехал танцевать, и не просто танцевать, а танцевать именно главные партии. Чурумчуку всегда привлекал меня – образ игровой, танцевальный, есть возможность раскрыться во всех отношениях. Это одна из любимых моих партий, хотя сейчас можно назвать много других, не менее интересных».
Было не так-то просто сказать новое слово после уже успевших набрать силу и опыт Алексея Попова и Геннадия Баишева, но у него это получилось! Дебют в партии Чурумчуку в дуэте с Клавдией Ивановой состоялся в исторический момент, когда театр после и во многом благодаря выступлениям в Магадане обрёл статус самостоятельного Музыкального театра.
Важной вехой в истории якутского балета стало первое участие Анатолия Ултургашева и Саргыланы Саввиной во Всесоюзном конкурсе артистов балета и балетмейстеров в Москве в 1972 году. Подготовку конкурсной программы с артистами вёл главный балетмейстер театра Сулейман Бурханов, сочинивший два оригинальных номера «Северная баллада» в сопровождении хомуса и «Охотник и олень». Выступление якутян отметили в прессе народная артистка СССР Ольга Лепешинская и балетмейстер Юрий Григорович.
В 1976 году Анатолий во второй раз участвовал в московском Всесоюзном конкурсе с Натальей Христофоровой и Галиной Кузьминой (Афанасевич). Готовил их к конкурсу Алексей Попов, ставший к этому моменту главным балетмейстером театра.
Алексей Попов счастливо обрёл в нём своего артиста и соавтора. Он сочинял спектакли на его артистическую индивидуальность, равно как и Ултургашев счастливо обрёл своего балетмейстера, который создал для него и на него целый репертуар. Подобный творческий тандем – явление редкое. Это содружество подарило нам много интересных постановок, талантливых спектаклей, которые формировали репертуар, труппу, определили двадцатилетний период истории и жизнь не одного поколения.
Многие годы украшал концерты театра номер А. Попова «Светлана» на музыку Т. Хренникова. Стали визитками республики на сценах России и за рубежом миниатюры на темы якутской графики «Друзья» («Девочка и олень»), «О, солнце!» на музыку В. Бочарова. Эти номера благодаря таланту первых исполнителей стали образцами якутской классики, передаваемыми «из ног в ноги» поколениям артистов.
Широко известны балетные спектакли А. Попова, в которых Анатолий Павлович был первым, а порой и единственным исполнителем. Создавая образ Фёдора Попова в балете «Подвиг» Г. Комракова в 1976 году, он обогатил тему Великой Отечественной войны на якутской сцене. В яростном героическом пафосе взлетающих, словно снаряды, диагоналей, стремительно строчащих вращений он воплощал безграничный гнев и ненависть к врагу, отчаянную юношескую жажду жизни и решительное мужество духа.
Спектакль стал знаменательным художественным событием, получив резонанс и в центральной печати. Работа молодого солиста в партиях Вакха и Фёдора признана Областным комитетом ВЛКСМ Якутии «Лучшим дебютом 1976 года». А в 1978-м авторам балета «Подвиг» и исполнителю партии Фёдора Анатолию присудили премию Комсомола Якутии. Ултургашев так и остался единственным создателем этого героического образа, равного которому ни по хореографии, ни по исполнительскому мастерству пока ещё не создано в национальном репертуаре…
А вот совершенно полярный образ Ултургашева – библейский Адам в балете «Сотворение мира» А. Петрова. Здесь в артистическом арсенале танцовщика преобладали простодушная «непричёсанность» открытых эмоций, обезоруживающее детское обаяние, естественная наивность первого человека в добром юморе идиллических сцен Рая, благодаря чему он остался непревзойдённым и во всех значениях первым Адамом якутской сцены.
Большой репертуар в творчестве Ултургашева составили и другие балеты А. Попова разных лет: сюита «Сияние Севера» В. Бочарова, одноактные «Священный Ильмень» В. Салимана-Владимирова и «Двое» Р. Щедрина, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Болеро» М. Равеля, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Это спектакли «Собор Парижской богоматери» Ц. Пуни, в котором он был и горбатым Квазимодо, и красавцем Фебом. Это и такие балеты, как «Маугли» В. Бочарова и «Двенадцать стульев» Г. Гладкова. В балетах на сюжеты якутских легенд «Абакаяда» Н. Пейко и «Северная легенда» Г. Комракова Анатолий исполнял партии отрицательных персонажей Ергэ и Киктэя.
На протяжении многих лет артист представал проникновенным и истовым романтиком в шекспировском образе Ромео, а из традиционного классического ряда балетных Принцев Ултургашеву довелось танцевать две партии в спектаклях А. Попова «Щелкунчик» и «Золушка» – они сопровождали его творчество более двадцати лет со дня премьеры.
А выходя в образе Хулигана в одноактном спектакле «Барышня и Хулиган» в хореографии К. Боярского, перенесённом А. Поповым со сцены Новосибирского театра, он настолько впечатлял сценой преображения погибающего героя, что весь зрительный зал рыдал…
С большим успехом он выступал в шедеврах традиционного наследия балетной классики: фокинской «Шопениане», фрагментах «Лебединого озера», па-де-де «Дон Кихота» и «Гран па балета «Пахита». Как все ведущие танцовщики его ранга, Анатолий мечтал станцевать главные партии в полнометражных спектаклях «Лебединое озеро», «Дон Кихоте» – и станцевал бы, если бы работал в другом театре.
А в его период такой возможности у балетной труппы и театра не было. И за все годы Анатолий ни разу не пожалел, что работает в Якутском театре, как все, он преодолевал трудности и радовался, когда удавалось выйти на сцену хотя бы во фрагментах этих балетов, когда их включали в концертные программы.
Большое место в творческой биографии Ултургашева занимала партия Альберта в «Жизели». В академичных формах элегичных дуэтов и полётного танца выплёскивалась безысходность скорби, душевное смятение и глубокое раскаяние героя. А в великолепных двойных кабриолях с тающим приземлением и прогибом назад, нарастающих взлётах и антраша страдала и очищалась его душа. В 1995 году Анатолий Павлович успешно выступил в партии Альберта с Жизелью – Ириной Борисовой на сцене родного Новосибирского театра оперы и балета в рамках гастролей группы солистов Театра оперы и балета РС(Я).
Будучи уже зрелым мастером, он первым на якутской сцене в 1983 году исполнил сложнейшую лирико-драматическую партию Солора в самом масштабном полотне М. Петипа «Баядерка» в дуэте с Ириной Пудовой. Анатолий с трепетом подходил к каждому движению балета, любимого с училища. Трудоёмкая работа с балетмейстером Н. Маркарьянцем была для него настоящим подарком судьбы и творческим счастьем. «Баядерка» сдвинула труппу с привычных границ и показала совершенно новые горизонты современного потенциала якутского балета к середине 1980-х.
В 1986 г. очень многое дала работа с известным московским хореографом Алексеем Чичинадзе в его балете «Франческа да Римини» П. Чайковского, в котором Анатолий создал совершенно полярные образы двух братьев – юного романтичного Паоло и не знающего пощады воина Джанчиотто. В балете «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова в постановке Рината Ибатуллина много лет Ултургашев радовал зрителей мастерски воплощённым образом Шахрияра.
Индивидуальности артиста и танцовщика великолепно вписались и растворились в пряной неге восточной пластики как в любовных адажио, так и в бурных, темпераментных аллегро ожесточённого неверностью жены шаха.
С увлечением Ултургашев открывал для себя и постигал необычный стиль талантливого петербургского хореографа Александра Полубенцева в балетах «Приключения Чиполлино» (1992), «Ночные танго» и «Знак солнца» (1994), «Праздники танца» (1995), в новой редакции «Жизели» (1996)…
Ему посчастливилось танцевать со всеми поколениями ведущих балерин и солисток. Первый урок взаимопонимания между партнёрами ему преподала народная артистка ЯАССР, наша первая профессиональная балерина, «вагановка» Евдокия Степанова. Даже обычные репетиции с ней превращались в спектакль.
Из одного поколения «новосибирцев» с Анатолием танцевали Саргылана Саввина, Клавдия Иванова, Наталья Христофорова, Наталья Посельская, Галина Докторова, Лира Габышева, Галина Афанасевич; позднее – Майя Мекюрдянова, Мария Сайдыкулова, «вагановки» Антонина Степанова, Валерия Захарова, Екатерина Мыреева. Ещё позже – тоже «вагановки» Ирина Пудова, Ирина Борисова, Зинаида Попова, Галина Эверстова.
Постоянные партнёрши последних сценических лет – «новосибирки» Айталина Носова и Оксана Абрамова, из Бурятского училища – Гульнара Дулова. Завершает этот список выпускница Республиканского хореографического училища 2000 года Екатерина Тайшина, ныне главный балетмейстер театра. Многим юным Нюргуянам, Джульеттам, Евам, Жизелям и Никиям он открывал путь, «выпуская» из своих крепких и надёжных рук партнёра в большое творчество.
В жизни Анатолия Павловича было много знаменательных и радостных событий. Первое волнующее выступление перед земляками в родной Хакасии. Незабываемые моменты Всесоюзных смотров творческой молодёжи в Минске и Москве, первый Бенефис балетной труппы в Москве в начале 1993 года. Выступления в составе комсомольских групп в Панаме и Коста-Рике, Италии и на Мальте. Ултургашев – участник всех официальных Дней якутской культуры и искусства, фестивалей искусств РС(Я), а также больших гастролей театра и балетной труппы за пределами республики начиная с 1970-х и включая 2000-е.
Творческую биографию дополняют фестивали балета «Северный дивертисмент» и Всероссийские фестивали балета «Стерх» в Якутске, участие в знаменательном ХV Всероссийском театральном фестивале «Золотая маска» в Москве.
Известна и его многолетняя общественная работа председателя ревизионной комиссии Союза театральных деятелей Якутии на протяжении 20 лет. Неоднократно защищал он спортивную честь театра на различных соревнованиях по теннису, шахматам…
Постепенно расставаясь с ведущими партиями, он с 1998 года выходил на сцену в пантомимных и игровых ролях. Большую радость приносила ему работа над балетом «Дон Кихот», в котором он запомнился замечательным «Рыцарем печального образа».
Одновременно он работал педагогом-репетитором родной балетной труппы. С 2000 года начал преподавать в Якутском хореографическом колледже им. А.В. Посельской. Среди воспитанников Анатолия Павловича – народный артист РС(Я) Сарыал Афанасьев, заслуженные артисты республики Ренат Хон и Павел Необутов, ведущие солисты Николай Попов и Айал Скрыбыкин, Тимофей Федотов, ныне успешно работающий в Болгарии и выступающий на гастролях в Европе.
В 2007 году Ултургашев окончил Восточно-Сибирский институт культуры и искусства с красным дипломом и прошел повышение педагогической квалификации в Московской государственной академии хореографии. Доля его репетиторского труда есть и в спектаклях Ю. Григоровича «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», в которых он участвовал рядом со своими учениками.
В «Лебедином» Анатолий Павлович выходил в пантомимной роли Распорядителя со своим старшим сыном, ведущим солистом Саяном Ултургашевым в партии Зигфрида.
Саяну в своё время он передал почти всё своё репертуарное наследие и строго следил за исполнением той или иной партии. После 10 лет работы Саян в силу семейных обстоятельств оказался в Великобритании, танцевал в театре Лондона, и ныне он педагог-репетитор, чьи знания востребованы и за пределами Европы. А на презентации балетной труппы в новом статусе Театра оперы и балета 9 января 1992 года на сцену под овации зала выходили представители балетных династий, в том числе отец и сын Ултургашевы…
Анатолий Павлович стал главой балетной династии: после Саяна в театре несколько сезонов танцевала его дочь Галина. Внук Саша – маленькая копия деда в детском возрасте, учится в балетной школе. Дети Иван и Катя удачно нашли себя в других сферах. А хранительница семейного очага Ултургашевых Ольга Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, большой поклонницей балета стала после знакомства с Анатолием.
Не представляя свою жизнь без театра, экс-премьер труппы в 2010 году освоил специализацию помощника режиссёра в балетном спектакле. Только 17 июня 2019 года, когда он уже не мог оправиться после болезни, театр скромно проводил легендарного танцовщика, как обычно говорится в таких случаях, на «заслуженный отдых».
Отныне его почти всегда можно было видеть в зрительском кресле, но он и тогда танцевал, танцевала его душа, его мышцы привычно повторяли каждое движение на сцене…
Он тихо скончался в больнице в первый день зимы после продолжительной болезни 1 декабря 2022 года. Но хочется верить, что духовная энергия его незабываемого творчества, страстное и преданное служение самому прекрасному из искусств – балету, это всё-таки навсегда…
Лира Габышева.
This post was published on 20.04.2025 10:08
23 апреля в Доме дружбы народов Якутии пройдет благотворительный концерт (6+) в помощь участникам СВО.…
Накануне Пасхи Глава Якутии Айсен Николаев вместе с православными верующими принял участие в Пасхальном крестном…
Сегодня, 20 апреля, на телеканале «Россия 24» в 19:00 часов покажут специальный проект ГТРК «Саха»…
Новостная лента полна сообщений о пожарах в Забайкалье, где сейчас работают 100 парашютистов-десантников «Авиалесоохраны» из…
Пасха в 2025 году будет отмечаться 20 апреля. Это одно из важнейших событий года для…
Уважаемые якутяне! От всего сердца поздравляю вас с одним из самых значимых и почитаемых христианских…