Ульяна Винокурова напророчила большой путь Нарияне Ренанто. Фото автора
В Музее и Центре хомуса народов мира состоялась презентация книги Нарияны Ренанто «Магия Севера» («Хотугу Хомуhун» или «Magic of the North») на трёх языках. Исполнитель-виртуоз, солистка легендарной этногруппы «Айархаан» рассказывает в ней о своём опыте слияния северного горлового пения и звучания якутского хомуса.
Виртуоз, учитель и многодетная мама
Нарияна Ренанто родилась в селе Улахан-Ан Хангаласского улуса, что стоит на скалистой горе над Леной. В пять лет нашла в шкафу у бабушки изящный, нежно изогнутый железный хомус с тонким язычком. Тамара Николаевна Родионова рассказала, что это творение большого мастера Семёна Гоголева – Амынньыкы Уус. С тех пор она начала играть, слушая диски виртуозов.
В 2002 году семья переехала в Якутск по настоянию мамы – руководителя детского образцового ансамбля «Сэргэчээн» Риммы Моисеевны Григорьевой, и Нарияна пошла в Школу искусств учиться у одной из первых хомусистов-виртуозов Федоры Семёновны Гоголевой. Объездила с ансамблем мамы Европу, Китай.
В 2009 году встретила в Доме Арчы руководителя группы «Айархаан» Альбину Михайловну Дегтярёву -Хомус Хотун, чьи записи слушала днями напролёт. С тех пор с этногруппой выступили во многих странах и городах. И однажды на берегу тёплого моря в Таиланде под влиянием диска «Дыхание Севера» группы «Айархаан» Ренанто представила, что она на берегу Северного Ледовитого океана. И написала композицию «Муустаах бай5ал кытылыгар», которую вскоре исполнила на гастролях в Булунском улусе, в посёлке Тикси.
В июне 2022 года в Якутске состоялся III Международный конкурс хомусистов-виртуозов мира, где выступили 38 участников со всех концов планеты. Нарияна Ренанто выбрала тему севера, совместив северное горловое пение со звучанием якутского хомуса. Для этого изучила историю, культуру и религию коренных народов и вплела в мелодию крики ворона, храп оленя, традиционное эвенкийское «сээдьэ». По итогам конкурса выбрали девять новых виртуозов, в число которых вошла и наша героиня.
Кроме этого, Нарияна в 2006 году поступила на факультет якутской филологии и национальной культуры СВФУ и успешно получила диплом учителя якутского и английского языков, что весьма помогало на гастролях и в написании книги «Магия Севера». А ещё она мама троих детей и сотрудница Театра эстрады, где не только играет на хомусе, но и является помощником режиссёра мюзиклов. Один из спектаклей, в постановке которого она принимала участие, в этом году был номинирован на «Золотую маску».
– Как-то приехали москвичи снимать этно-рок-мюзикл, и тогда всем артистам поручили выучить хотя бы базовую игру на хомусе. И с этой задачей учительница Нарияна Ренанто блестяще справилась за пару дней, – вспоминает со смехом руководитель Театра эстрады Татьяна Чаранская. – Ей когда-то подарили роскошный хомус, и вот он пригодился. Корреспондент телеканала БРИКС брала интервью у Нарияны, так она и её выучила игре на хомусе.
Как не потерять голоса?
Ещё в 1964 году на симпозиуме антропологов якутянин Эдуард Алексеев прочитал доклад об исчезающем горловом пении (хабыр5а ырыата) у якутов. В 1954 году Иван Алексеев-Хомус Уйбаан услышал в Кыргыдае песню землепашца, горловым пением исполненную Иваном Васильевым, не размыкавшим губ. И пропагандист хомуса был поражён, услышав звуки его песни, как они льются и нарастают.
29 июля 1969 года Хомус Уйбаан представил на сцене дэгэттэн (длинное горловое пение) Акулины Юмшановой. В то время он по радио слушал горловое исполнение тувинца Максима Догбая, оно было идентично песням и манере народа саха.
В 1977 году на Всесоюзной конференции в Якутске специалисты со всех концов Европы попросили представителей народа саха показать своё горловое пение. Нашли 78-летнюю Акулину Никитину, которая в первый и последний раз вышла на сцену и спела в технике горлового пения, как она собирала сено в юности. Наши это не сняли, а специалисты из Чехословакии, Болгарии, Польши запечатлели на плёнку голос Акулины, которая, может быть, ещё где-то хранится.
А Нарияна Ренанто работает над возрождением этого исполнительского мастерства – таналай и хомсуо ырыалар. При этом обрабатывает фольклор коренных малочисленных народов Севера. В её композициях есть клёкот ворона, крики евражки, дыхание оленей, курлыканье стерхов и лебедей, свист пурги, звуки хоровода «сээдьэ», олений шаг, зажжение и буйство огня. Сначала Нарияна продемонстрировала нам звуки своим голосом, которые отчетливо отдавали своды Дома Хомуса. А затем вплела их в пение хомуса, и они стали нежнее и благозвучнее. Кстати, в книге «Магия Севера» есть куар-коды, по которым можно услышать композиции и обучиться технике их исполнения.
На встрече была жительница Момского улуса, которая приехала лечиться в Якутск. Её родители были коренными оленеводами, она выросла в тайге. И композиции Нарияны Ренанто напомнили ей о кочевьях, о звуках вокруг палатки. Наша героиня собирала звуки у коряков, эвенков, эвенов, чукчей и других народов.
Говорящий инструмент
На презентации книги выступила доктор филологических наук Нинель Малышева, которая училась с Нарияной на ФЯФНК. Она рассказала, что якутской фонетике учил сам Хомус Уйбаан, с ним они освоили акустику языка. А учёба в СВУ научила их синкретизму – умению сочетать культуры разных народов.
Выступил и председатель Общества дружбы Японии и Якутии, член Общественной палаты Николай Барамыгин. Ещё в 2005 году на ЭКСПО в Японии один мудрый старый учёный-японец сказал ему, что у якутов есть большая обязанность – защищать и развивать культуры малых народов к востоку от Урала как самому большому на Севере и развитому народу.
Ещё один штрих. Недавно Музей и Центр хомуса народов мира провёл опрос среди жителей регионов Дальнего Востока: сохраняют и развивают ли они культуру варгана? Ведь этот музыкальный инструмент был почти у всех народов: его делали из китового уса, дерева, бамбука, железа. Оказалось, что почти все варганы ДФО давно утеряны…
Напоследок хочется поделиться цитатой Фредерика Крейна, подарившего Музею хомуса в Якутске сотни варганов, которые он собирал всю жизнь:
– Хомус является великим инструментом. Кажется, и скрипка великий инструмент, но она только изображает звук. А хомус может производить не только звук, но и человеческую речь. Если скрипка соприкасается с человеком, то хомус полностью сливается с человеком в смысле физического существования.
This post was published on 28.11.2025 15:15
Жители Якутии получили удобный способ планировать свой досуг. Теперь приобрести билеты в кино, на концерты,…
В четверг в Якутске состоялась торжественная презентация стенда «Матери героев России – участников СВО». Экспозиция…
С пятницы 28 ноября по распоряжению главы Хангаласского улуса Сергея Гребнева открыто движение по ледовой…
В понедельник, 1 декабря, примерно на один час будет перекрыт проспект Ленина и части прилегающих…
В 33 квартале города Якутска на улице Федора Попова, 4, завершилось строительство нового многоквартирного дома.…
В связи с высоким спросом в период новогодних каникул, Акционерная компания «Железные дороги Якутии» сообщает…