В куклы играют не только дети. Инженер-строитель Светлана Пономарёва – мастер-кукольник. Любимое хобби появилось случайно, когда однажды на ВДНХ она купила книгу мастера Зинаиды Зиминой о текстильных, обрядовых куклах и погрузилась в этот удивительный живой мир со своими тайнами, историями, чудесами.
Из уст в уста
Народная текстильная кукла хранит в себе многое: рукотворную энергию народа, его традиции, обряды и культуру. Светлана Витальевна увлекается созданием таких кукол уже более пятнадцати лет и считает, что многого ещё не знает, настолько богата история создания народных игрушек.
Изготовление куклы – это живое общение с мастером. По их мнению, нюансов много, вплоть до того, как нужно правильно держать нитки. Иначе нельзя, только таким образом можно сохранить народные традиции, которые передавались из уст в уста, из рук в руки.
– Я посетила мастер-классы известной кукольницы Натальи Громовой и затем стала изучать историю создания кукол более детально и основательно. Куклы – это этнография, традиции, костюм, тут всё взаимосвязано. Важно знать, кто передавал куклу, из какого региона, поскольку куклы даже из соседних деревень отличаются по конструкции, тканям, цветам и даже скручиванию, – поясняет мне мастерица.
Куклы без иголок
Оказывается, практически все народные куклы изготавливаются без иголок, методом скрутки. В дело идут тряпочки, ветошь, нитки, ну и умелые руки. Есть куклы обрядовые, игровые, обережные. Среди распространённых можно назвать такие куклы, как Зерновушка, Благополучница, кукла Коза, Травница и другие.
Вот, к примеру, младенчик, его ещё называют пеленашкой. Это одна из первых кукол, которую дают ребёнку. Её изготавливали до рождения дитя и клали в кроватку, чтобы та не пустовала. Малюсенькая, она помещалась в ладошку малыша.
– Получалась своеобразная терапия активных точек. Домотканые ткани-то раньше были грубые, шероховатые, – напоминает Светлана Витальевна.
Ребёнок до года играл с этой куклой, и её часто обновляли. Девочек уже с подросткового возраста учили крутить таких малышек. И делалось всё не абы как, а по всем правилам. Так, обязательно изготавливались два платочка и две пеленки, нижние и верхние, длинная нитка, имитировавшая свивальник. Для пояснения: детей в старину туго пеленали длинной холстиной, которая и называлась свивальником.
Одна из игровых кукол – зайчик на пальчик. Было несколько способов его скручивания. Первый – тряпочка складывалась и завязывалась узлом. Игрушка готова! Второй способ более сложный. Для зайчика брали полоску ткани и скручивали её с помощью одной длинной нитки.
– Зайчик тоже был своего рода терапией для избавления от страхов. Ребёнок надевал его на пальчик и отобрать игрушку было сложно. Получалось, что игрушка практически всегда при нём, и у малыша создавалось ощущение присутствия друга, с которым можно было поиграть, – рассказывает мастерица.
Куклу-покосницу быстренько скручивали из ткани. Дети играли, пока мама работала на покосе. Отсюда и название. Это тоже одна из примитивных кукол-пятиминуток.
В руках у Светланы увесистая кукла Каша. Кстати, она не была обережной, а помогала девочке самостоятельно приготовить свою первую кашку. Каким образом? – удивитесь вы. Наши предки учили девочек заниматься хозяйством уже с малых лет. И поскольку тогда не было мерных стаканчиков, кукла Каша выполняла их роль. «По пояс крупицы, по шею водицы», – приговаривали мамы, объясняя сложности варки крупы. По поясок тельца насыпалась в чугунок крупа, а по шею – вода. То есть кукла служила мерой, чтобы девочка знала, сколько чего насыпать и вливать.
Кукла Подорожница изготавливалась с котомкой в руке. Её дарили члену семьи, которому предстояла дальняя дорога. Подорожница служила оберегом в пути. В котомочку насыпали крупы, чтобы не голодал, либо золу из печки, чтобы не забывал дорогу домой.
– Кукла была маленького размера, чтобы удобно было хранить её в кармане, – продолжает свой рассказ Светлана Витальевна.
Выставка в музее
В её коллекции кукол много. Мастерица говорит, что всегда оставляет себе экземпляры, созданные на мастер-классах. В эти дни в музее истории города Якутска, что в Старом городе, выставлена коллекция текстильных народных кукол, созданных Светланой Пономарёвой в рамках проекта «Невесты России» и «Куклаки».
– Эти куклы были собраны и описаны этнографами в начале 20-го века. Они находятся в запасниках РЭМ, в музее Сергиева Посада. По их материалам была издана книга искусствоведа Марины Мишиной, проведены мастер-классы. По их итогам я сделала кукол, которые сейчас выставлены в музее. Кроме того, на выставке вы сможете увидеть и мои авторские версии народных текстильных кукол. Вот, например, орловская мамка у меня одета немного по-другому, не как одевались женщины из Орловской губернии. У моей куклы на голове повязан платочек, а на традиционной должны быть украшенная сорока и платок, – показывает мне куклу.
По словам Светланы Витальевны, в традиционной кукольной культуре русского народа мало обережных кукол, которые сейчас пытаются приписывать многим образцам.
– Кукла – это мысли и форма. Как говорится, что в голове, то и намотаешь. Я люблю куклы, которые создаю, – улыбается она.
Разные коллекции
Увлечённый человек, она, конечно, не могла не обратить внимание на ткани, из которых скручиваются куклы. Так родилось ещё одно увлечение – коллекция красивейших, вышитых различными узорами рушников, которая также представлена в музее.
– Самый дорогой для меня рушник – тот, который подарила сестра. Ей в свою очередь он достался от мамы. Очень тонкая, нежная ткань, похожая на импортный батист. Вышивка выполнена в редкой технике, которую мы до сих пор не можем разгадать, филигранная работа! – восхищается Светлана Витальевна.
В её коллекции рушников редкие экземпляры конца 19-го, 20-го веков, часть из которых вы можете увидеть на выставке. Кроме прочего, есть коллекция чепчиков и крестильных рубах.
А ещё Светлана Витальевна собирает русские народные костюмы. Очень красивые, яркие наряды, краска со временем не потускнела, цвет не изменился. Вот что значит качество! Даже лейбл сохранился, согласно которому можем узнать, что ткань изготовлена на Барановской мануфактуре.
– На мне курский шерстяной сарафан с плиссировкой. Удивительно, что плиссе делали при помощи свежеиспеченного горячего хлеба. Да так искусно, что до сих пор держится! – восхищается Светлана Витальевна. – А вот эти ёлочные бусы на самом деле были так любимы женщинами южных регионов, они их носили на шее. А украшать ими елку стали в 1935-36 годах, когда её вновь стали ставить в домах.
Много интересного рассказала мастерица. Её куклы словно живое напоминание старины, тех русских традиций, которые не утеряны благодаря таким энтузиастам, как она.
Кстати, 11 сентября, в День рождения Якутска, в музее столицы состоится интерактивная лекция «Народная кукла» мастера-кукольника, коллекционера Светланы Пономаревой.
Приходите, не пожалеете!
This post was published on 28.08.2022 14:01