Ловушки дистанционных мошенников: какие бывают и как избежать

Ловушки дистанционных мошенников: какие бывают и как избежать

Виды «телефонного» мошенничества и не только.
Читайте нас

Сегодня активный образ жизни пожилого человека напрямую связан с различными аспектами личной финансовой и цифровой грамотности. Несмотря на то, что люди пенсионного возраста в основном располагают скромными накоплениями, но и они требуют безопасного и грамотного управления.

Практика проведения мероприятий показывает, что уровень финансовой грамотности пожилых людей – самый низкий среди всех. Лишь небольшой процент респондентов в возрасте 55+ лет отмечает у себя наличие хороших и отличных навыков управления личными финансами. Причина в том, что пожилые люди практически не пользуются услугами финансовых организаций. Из всего спектра финансовых услуг пенсионеры на регулярной основе используют только банковскую карту для получения пенсии и платежей.

При этом трудно представить обычный день современного человека без применения цифровых финансовых технологий. Цифровые финансовые технологии принесли в нашу жизнь лёгкость, комфорт и доступность различных услуг. Но это с одной стороны. С другой стороны – появились риски, о существовании которых раньше мы даже не подозревали. Как же обезопасить себя при использовании технологий?

Полезная карта

Если для молодых использование банковской карты стало неотъемлемой частью жизни, то люди старшего возраста всё ещё с опаской смотрят на это новшество.

Но есть простые советы, которые помогут без труда пользоваться банковской картой и банкоматом:

  • Самое важное правило при использовании банковской карты заключается в том, что нельзя сообщать посторонним людям, даже сотрудникам банка, данные вашей банковской карты и одноразовые пароли, которые приходят на ваш мобильный телефон в виде СМС от банка.
  • Никогда и никому не сообщайте свой ПИН-код. Смените его на цифры, которые никогда не забудете. Например, год рождения первого ребёнка или дату свадьбы. Если же запомнить не получается, то бумажку с подсказкой ни в коем случае не храните рядом с картой. Положите в потайное место, например, в чехол мобильного телефона.
  • Выбирайте банкоматы в офисе банка или в государственном учреждении. Перед тем, как начать пользоваться банкоматом, осмотритесь по сторонам, чтобы убедиться, что никто не пытается подглядывать за вами. И только после этого вставляйте карту в прорезь банкомата. При вводе ПИН-кода не забывайте прикрывать клавиатуру рукой или сумочкой. Самые популярные операции при работе с банкоматом – это снятие и внесение наличных. Если эти действия вызывают у вас сложности, обратитесь к сотруднику банка или попросите родственников показать вам, как произвести эти операции. В конце операции обязательно заберите карту, деньги и чек.

После того, как вы освоите основные операции с банкоматом, можно переходить к изучению более сложных действий. Например, пополнять баланс мобильного телефона, оплачивать штрафы, налоги и коммунальные платежи. Тем более что все эти операции очень удобно совершать через мобильное приложение вашего банка.

Полезный совет: операции, которые вы совершаете на регулярной основе, в приложении можно зафиксировать в виде шаблона. Тогда в следующий раз вы будете не заново заносить данные по операции, а просто выберете нужный шаблон, измените сумму платежа и нажмёте на кнопку «Перевести».

Виды «телефонного» мошенничества

Сегодня телефон – не только средство связи, но и посредник для обмана. Вариантов незаконного вымогательства денег по телефону множество. Ваш номер телефона и личные данные (ФИО, семейное положение, дата рождения и т.д.) могут попасть в распоряжение мошенников, поэтому они могут начать разговор с вами с обращения по имени-отчеству, чтобы вызвать у вас доверие.

Псевдосотрудники банка

Как это выглядит?

Раздаётся звонок на ваш мобильный телефон. Входящий номер может быть очень похож на номер банка. Спокойный мужской голос называет вас по имени-отчеству и представляется менеджером банка, сотрудником службы безопасности банка и т.д. Далее мошенник сообщает, что вам нужно подтвердить перевод на вашу карту. Для этого вы должны сообщить свои персональные данные (номер карты, трёхзначный номер с обратной стороны карты, код-подтверждение из СМС, которое поступит на ваш телефон). Вы диктуете номер карты, затем сообщаете код-подтверждение. С вашей карты списывают средства, которые там находятся.

Как себя защитить?

Немедленно закончите разговор, как только услышали, что сотрудник банка попросил назвать ваши персональные данные. Это точно мошенник. И сразу перезвоните в ваш банк по номеру телефона, который указан на карте, чтобы прояснить ситуацию. Ни в коем случае не перезванивайте по тому номеру, с которого звонили мошенники, даже если он очень похож на номер банка, выпустившего вашу карту. Номер телефона «горячей» линии банка размещается на обратной стороне карты. Запомните, ни один сотрудник банка не имеет право запрашивать номер вашей карты, трёхзначный номер с обратной стороны карты или код-подтверждения из СМС. Всеми этими данными банк располагает.

Ваша карта заблокирована

Как это выглядит?

На ваш мобильный телефон поступило смс “Ваша карта заблокирована. Срочно перезвоните по такому-то номеру”. Вы встревоженно перезваниваете на указанный номер, и псевдосотрудник банка сообщает, что вашу банковскую карту пытались взломать. В настоящее время она заблокирована. Её можно разблокировать прямо по телефону. Для этого вам необходимо назвать ФИО, номер карты и код-подтверждение. Вы сообщаете информацию о себе и своей карте. Далее теряете все свои сбережения.

Как себя защитить?

Внимательно читайте текст сообщений, которые поступают на ваш мобильный телефон от банка, выпустившего карту. Если сообщение содержит просьбу перезвонить в банк по незнакомому номеру, игнорируйте его. Перезвоните в банк, который выпустил вашу карту, по номеру, указанному на обратной стороне карты, и сообщите о случившемся. Сотрудники банка проинструктируют вас о дальнейших действиях и предпримут необходимые меры по защите ваших денег.

Случайно перепутали номер при переводе

Как это выглядит?

СМС с короткого номера: “Ваш баланс пополнен на 500 руб.” Следом приходит сообщение: “Добрый день! Извините, пожалуйста. Кинула деньги на ваш номер случайно. Хотела положить на счёт сына-школьника. Верните, пожалуйста, на этот номер. Спасибо за понимание”. Вы, будучи человеком честным, переводите 500 руб. на указанный номер. Потом проверяете свой баланс и понимаете, что на нём нет лишних 500 руб. – вас обманули.

Как себя защитить?

При получении подобного сообщения сначала проверьте баланс своего номера телефона, а только потом принимайте решение о возврате. Кроме того, всегда обращайте внимание, с какого именно короткого номера пришло СМС. Скорее всего, это не номер вашего оператора.

Предлагают перейти по ссылке

Как это выглядит?

Вам приходит СМС: “Вам отправлена фотография. Для просмотра перейдите по ссылке”. Вы переходите по ссылке, ведь вам интересно, что за фотография. Ваш смартфон становится уязвим для вредоносных программ, которые передают ваши персональные данные злоумышленникам. Второй вариант: с баланса вашего телефона списываются деньги.

Как себя защитить?

Запомните, нельзя переходить по ссылкам, которые пришли от незнакомых абонентов. Все ваши друзья и родственники могут самостоятельно, напрямую, минуя посредников, отправить необходимые документы и фотографии лично вам со своего смартфона. Если вы получили подобное сообщение, удалите его, не открывая. Кроме того, позаботьтесь, чтобы на ваш смартфон был установлен антивирус. Если вам сложно установить антивирус самостоятельно, обратитесь к родственникам.

Больше информации по финансовой грамотности вы можете получить на сайте www.fingramyakutia.ru.

Рита Якушева, руководитель регионального центра компетенций по финансовой грамотности Республики Саха (Якутия) при ГБПОУ «ЯФЭК» РС(Я).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -2°
  • Ощущается: -7°Влажность: 46% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: