Логопед Есения Шкляр о задержке речевого развития, возрастных нормах и билингвизме

Логопед Есения Шкляр о задержке речевого развития, возрастных нормах и билингвизме

10:52
18 декабря 2021
Читайте нас

Приближается пора «бенефисов» малышей на табуретке под нарядной ёлкой. Если дети или внуки так вас уже радуют, поздравляем. А если нет? Об этом мы поговорили с нашей сегодняшней гостьей – логопедом Есенией Шкляр.

Включение в диалог

– Раньше у большинства детей, которых приводили к логопеду, были незначительные проблемы – в основном, из-за произношения. В последние же годы резко увеличилось количество малышей с общим недоразвитием речи, ограниченным словарным запасом, грубыми грамматическими ошибками, неспособностью к связной речи.

Выросло и количество детей с нарушениями эмоциональной связи с окружающим миром, то есть расстройствами аутического спектра, детей-алаликов, у которых речь вообще отсутствует. А детей с дизартрией – серьёзными нарушениями звукопроизношения из-за поражения центральной нервной системы – просто не перечесть.

Причин этому много. Здесь надо на всё смотреть: как развивался ребёнок в утробе, есть ли какие-то генетические нарушения, каким было речевое развитие у родителей. К задержке речевого развития могут привести и тяжёлые роды, и перенесённые инфекционные заболевания.

А может быть и просто педагогическая запущенность, как это ни печально. Если родители мало общаются и дети постоянно «в телефоне», о каком развитии речи и вообще о развитии можно говорить?

Очень большая ошибка со стороны мам и пап думать, что чем больше времени ребёнок проводит с гаджетом, тем быстрее развивается. Нет. Без общения ребёнок просто-напросто не накапливает словарный запас. Речь развивается только вживую, в непосредственном общении, и лишь тогда, когда ребёнок не только слушает, но и отвечает, когда включается в диалог.

«Избежать множества проблем»

– Чтобы ребёнок заговорил, его речь должна быть включена в конкретные практические действия, и здесь главное – общение со взрослыми.
А гаджеты до трёх лет, я считаю, вообще недопустимы. Да и позже «сидение в телефоне» нужно дозировать. И вот тут надо начать с себя, а это, пожалуй, самое сложное. Но ведь вид родителей, с головой ушедших в планшет, убеждает малыша, что так и надо.

Задайте себе вопрос: сколько времени я провожу со своим ребёнком, сколько я с ним общаюсь?
Играйте со своими детьми в настольные и подвижные игры, читайте книжки.

Сколько уже об этом говорилось, но не лишним будет повторить ещё раз: у читающих ребят совершенно другой уровень речевой культуры, грамотности, кругозора, потому что зрительный образ слова у ребёнка формируется, когда он видит его напечатанным в книге. Ребёнку 3-4 лет необходимо читать книжки. Десяти минут хватит, чтобы в будущем избежать множества школьных проблем.

С самого рождения

– О задержке речевого развития можно говорить, если ребёнок младше трёх лет. После трёх лет идут уже диагнозы.
При задержке речевого развития задерживается формирование всех компонентов – звуков, свойственных раннему детскому возрасту, словарного запаса, построения фраз, связной речи.

Важно понимать: развитие речи начинается не с года-двух, а с самого рождения.
С полутора до двух месяцев у ребёнка уже должно быть гуление. Также важно обращать внимание на то, как он плачет: монотонный плач – повод насторожиться.

С 4-5 месяцев должен появиться лепет: звуки, слоги – «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
В 7,5-8 месяцев – простейшие слова вроде «ням-ням».

В 9-10 месяцев – первые слова.
В год словарный запас малыша должен состоять минимум из десяти слов: «мама», «папа», «баба», имён членов семьи. И хоть произносить их он может нечётко, слоговая структура должна быть сохранена: если, например, не «со-ба-ка», то «а-ба-ка».

В возрасте от полутора лет до года и восьми месяцев в норме происходит лексический взрыв: ребёнок начинает использовать слова из своего пассивного запаса, то есть те, которые он понимал, но не мог произнести. Это такой качественный скачок, малыш может заговорить простыми предложениями: «Дай яблоко», «хочу пить».

Конечно, скорость формирования речи у разных детей варьируется. Допустимы небольшие отклонения в ту или иную сторону до трёх месяцев. В три года он не говорит? Три месяца можно подождать. Но не больше. Три года и три месяца – это предел. Дальше уже надо бежать – именно бежать – к логопеду. А то уже не успеем скорректировать это отставание до школы.

«Соответствовать норме»

– Ещё раз повторю: речевое развитие должно соответствовать возрастной норме.
В три года словарный запас ребёнка составляет от 500 до 800 слов, в четыре года – от тысячи до полутора тысяч.

Ориентиром для обращения за помощью к специалисту служат такие временные рамки: в год малыш всё ещё молчит или произносит однотипные звуки, не показывает реакции на обращённые слова (то есть не понимает их); в полтора-два года не может показать названный взрослым предмет, то есть не до конца понимает. Тут уже будем думать: может, со слухом что-то не так? Со зрением? С чем-то ещё?

Да, именно так: при задержке речевого развития первым делом нужно убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта, психики – на речевую функцию влияет все. Причём ребёнок может родиться здоровым, но перенесенные заболевания (и то, чем болела мать во время беременности) могут иметь последствия.

Если малыш в 2,5-3 года не строит простых фраз, в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов, а самостоятельной речи нет; использует жесты и мимику вместо речи, опять же надо задаться вопросом, почему?

В таких случаях без промедления обращайтесь к логопеду, а он в случае надобности направит к неврологу, лору, психиатру, чтобы исключить или констатировать нарушения, из-за которых страдает речь, и принять меры, пока не поздно.

Консультации можно получить у логопеда в детском саду – даже в том случае, если ребёнок не посещает садик, можно привести его в приёмные часы и показать специалисту. Также логопеды ведут приём и в поликлиниках.

«Один родитель – один язык»

– Так как мы живём в многонациональной республике, у нас развито двуязычие. Считается, что билингвизм положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроте реакции, умении анализировать.

Это всё так, но при условии, что речь развивается правильно. В случае, если имеются нарушения, это серьёзная нагрузка для ребёнка. Тут лучше выбрать один язык. Какой? Который ребёнку легче понимать.
Вообще, при тяжёлых нарушениях коррекцию предпочтительнее проводить на родном языке. В лёгких случаях – допустимо и на втором.

Наиболее благоприятный вариант – когда общение на двух языках происходит с рождения по принципу «один родитель – один язык», причём родитель должен стараться ни в коем случае не смешивать их. Ничего страшного, если ребёнок слышит, что папа/мама владеет и другим языком. Главное то, на каком языке он/она говорит с ним.

Кстати, овладевая двумя языками в возрасте до трёх лет, малыш проходит две стадии: сначала он их смешивает, потом отделяет, и к четырём годам перестаёт путать. Но нужно следить, чтобы он не путался в этих языках и всё понимал. Так что, мамы и папы, будьте внимательны к своим детям. Главное – не упустить ребёнка.

Фото предоставлено героиней материала.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 апреля
  • -2°
  • Ощущается: -5°Влажность: 69% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: