Логопед Анна Николаева: «Профессию подсказала любимая тетя»
14 ноября в России уже в 17—й раз отмечается Международный день логопеда.
Если в образовательных учреждениях задача логопедов заключается в исправлении произношений звуков, то в реабилитационных центрах на них возлагается задача посложнее. Об этом и не только мы поговорили с логопедом Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Анной Николаевой.
– Анна Александровна, как вы выбрали профессию?
– До 10 класса я и не знала, что есть такая профессия. Спасибо моей родной тёте Альбине Афанасьевне Скрябиной, которая долгое время проработала заведующей детским садом. Как-то она рассказала, что есть такая интересная и востребованная профессия – профессия логопеда —и познакомила со своей коллегой-логопедом. Вот тогда я заинтересовалась этой профессией и после окончания школы сразу поступила в Пединститут СВФУ им. М.К. Аммосова.
Помню, во время учёбы проходили практику у Веры Петровны Бубновой в детском саду “Незабудка”, где я прошла отличную школу.
– Где начинали свой трудовой путь?
– После окончания института в 2010 году работала в детских садах и школах Амгинского, Мегино-Кангаласского улусов, Якутска. Был опыт работы в системе здравоохранения – в Первично-сосудистом отделении с. Майя и Психоневрологическомотделении №1 РБ-1 НЦМ.
Так получилось, что, достаточно поднакопив опытаработы с детьми разного возраста и нарушений в развитии, в 2019 году пришла в Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ.
– Расскажите, пожалуйста, о своей профессии.
– Сразу скажу, быть логопедом очень трудно, но интересно. Трудно, потому что надо быть универсальным специалистом, чтобы за короткое время успеть узнать ребёнка, определиться с методикой работы с ним. Нужно максимально продуктивно использовать отведённые занятиям четыре часа рабочего времени.
Все дети, которые приходят на занятие, имеют разные нарушения, уровни развития, возраст. К каждому ребёнку нужны индивидуальный подход, подходящая только ему методика.
А логопед в реабилитационном центре – это не только логопед, но и тонкий психолог, умеющий разглядеть в каждом изюминку, интересы (кто-то любит двигаться, кто-то рисовать и т.д.), и, как говорится, «плясать» от этого. Для продуктивности работы во время уроков вводим их любимые занятия.
Мы находим подход к каждому пришедшему к нам за помощью ребёнку. Логопеды, как и учителя, тщательно готовятся к каждому занятию. Но скажу, что не всегда они идут по плану, иногда приходится импровизировать, что-то менять на ходу.
– Какой человек может стать логопедом? Какими основными качествами он должен обладать?
– Любящий детей, сопереживающий им, доброжелательный, отзывчивый – без этого никак. Не помешает быть креативным, чтобы из ничего придумать что-то совершенно новое и интересное. Гибким в плане того, чтобы в ходе занятия быстро менять методы и приёмы работы. Ну и постоянно заниматься самообразованием, посещать семинары, курсы.
– Вы ещё работаете и с родителями…
– Все родители большие молодцы. Стараюсь побольше общаться. Считаю, что от позитивного настроя специалиста и родителя зависит успешность реабилитации. Мы о многом с ними говорим.
На консультации спрашиваю их пожелания, запросы по речи, а после диагностики объясняю, какие нарушения есть, над чем стоит работать в первую очередь, что поддается коррекции, что нет. После поставленных задач обсуждаем с родителем направление работы. Показываю, объясняю, как надо работать, какие методики будем использовать, как надо дома заниматься.
– Что бы вы посоветовали родителям?
– Не надо бояться, если заметили отставание ребёнка от сверстников. Время быстротечно – нельзя его упускать. Нужно действовать, начать обследование, и чем раньше, тем лучше.
Реабилитация должна продолжаться и дома. Все члены семьи – бабушки, дедушки, братья, сестры, тёти, дяди – должны включиться в этот процесс, закреплять достигнутое. И идти дальше.
Самое главное – постоянное общение, разговоры с ребёнком. Задавайте вопросы всегда, например, во время прогулки спросите: как мы идём, быстро или медленно, во что ты одет, холодно на улице, снег белый, что кушал, было ли вкусно и т.д. Можно давать ребёнку простые инструкции и постепенно усложнять их и др.
– Анна Александровна, спасибо за интересные ответы. Поздравляю вас, а также всех логопедов с профессиональным праздником! Здоровья, терпения, позитивного настроя!
– Спасибо, в свою очередь я поздравляю всех своих коллег с Международным днём логопеда! Желаю успехов в нашем непростом, но очень нужном деле! Здоровья и всех благ.
Текст: Мария Решетникова.
Фото предоставлено героями материала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: