Лихачи, пьяные за рулем и самое аварийное время: как проходят трудовые будни сотрудников ДПС
Дорожно-постовая служба республики на днях получила 33 новых патрульных машины марки «Лада-Веста». Десять из них передали районам, двадцать три будут нести службу в Якутске. И это неспроста: в столице республики наибольшая концентрация машин, значит, и контроля нужно больше.
Чтобы посмотреть на работу инспекторов Государственной инспекции дорожного движения изнутри, отправляюсь рано утром на ул. Автодорожную в Якутске. Перед зданием уже выстроились на утренний развод сотрудники ГИБДД. Это – бойцы батальона, которые ездят по городу, охраняя правопорядок на дорогах.
Нарушений стало меньше
В отделе меня встречает Станислав Федосеев, временно исполняющий обязанности заместителя командира батальона, капитан полиции. Он вкратце вводит в суть дела.
– Наиболее частые нарушения – это несоблюдение скоростного режима, несоблюдение дистанции, управление в состоянии алкогольного опьянения, управление не имеющими права управления. Также водители не учитывают погодные условия, к примеру, не меняют вовремя летнюю резину на зимнюю. Зимой часто случаются ДТП по причине непредоставления преимущества при проезде перекрестков, проезда на запрещающий знак, при выезде с прилегающей территории. Также в числе нарушений – несоблюдение требований дорожных знаков, скоростного режима. Травмы в ДТП получают, в основном, пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности. Чтобы призвать граждан быть более сознательными, мы работаем через радио, телевидение, ведём профилактическую работу с пешеходами, с детьми. В данный момент по выявляемости правонарушений есть улучшение показателей.
Также наши инспекторы выезжают на магистральные, федеральные трассы для профилактики безопасности дорожного движения, для работы с таксистами, водителями грузовых перевозок. Ведутся профилактические работы – проверка, сверка номерных знаков, путёвок. Частые нарушения в этой группе – несоответствие высоты либо массы груза.
– Больше правонарушений фиксируется в летний период, когда много выездов на природу, отдых, – продолжает рассказ Станислав Федосеев. – Также все массовые мероприятия касаются нас, начиная с Первомайской демонстрации и заканчивая пикетами. Мы ведь не только за дорогой следим, но ещё и охраняем общественный порядок.
Если приходит информация, что произошло какое-то преступление, и патруль ГИБДД находится рядом, то он сразу едет туда. Нередки раскрытия преступлений, чаще по изъятию наркотических веществ, по изъятию нелегальных перевозок спиртных напитков. Осенью и весной происходят проверки автотранспорта на незаконную добычу дичи. Инспектор должен быть очень хорошо юридически подготовленным. Каждый день на разводе я проверяю подчинённых на знание закона, досмотровых, смотровых мероприятий, в том числе и с понятыми.
Выезд на дорогу
Садимся с инспектором пропаганды Владиленой Охлопковой в одну из новеньких патрульных машин. Сегодня мне предстоит проехаться вместе с патрулем.
За рулём – Артём Антонов, заместитель командира первого взвода второй роты ДПС, рядом с ним на переднем сиденье Николай Слепцов, старший инспектор ДПС. Сначала мы подъезжаем к заправке – здесь выстроились в ряд все машины ГИБДД, заправляются перед рабочим днём. Затем получаем путевой лист и выезжаем на дежурство. Едем по центральным улицам. Мне объясняют, что каждая патрульная машина движется по своему маршруту, но каждый раз он новый.
В батальоне служат около 200 человек. Каждый наряд патрулирует свою прикреплённую территорию.
– На работу нужно прийти в 6 утра, – говорит Артём Антонов. – Пока ты выгонишь машину из гаража, пройдёшь медосмотр, получишь нужные бумаги, уже 7. После развода выезжаем принимать смену. Работаем до 19 вечера, домой попадаем только в восемь вечера, а иногда и в девять.
У каждого автопатруля имеется план-задание. Кроме наблюдения за порядком, инспекторы не должны забывать и про специальное громкоговорящее устройство, по которому они напоминают водителям и пешеходам о необходимости соблюдения дорожных правил.
«Любим свою работу»
– Я работаю уже 6-й год, – рассказывает заместитель командира взвода. – В среднем, один патруль составляет в день по 15-20 протоколов. В дневную смену машин намного больше и, соответственно, больше нарушений. В ночную смену упор делается на выявление преступлений, водителей в состоянии алкогольного опьянения.
В случае ДТП, если ущерб составляет больше 100 тысяч, или у одного из участников ДТП отсутствует какой-либо документ – водительское удостоверение или страховое свидетельство, или есть пострадавшие, с ними работает ГИБДД. Если же вышеперечисленного нет, то тогда ДТП оформляется через аварийных комиссаров.
Николай говорит, что очень много случаев, когда люди выезжают на природу и там по просёлочным дорогам ездят за рулём пьяными. Так, в одну ночную смену инспекторы выявили аж 8 пьяных водителей.
– Они думают, что раз на природе нет ГИБДД, значит, можно ездить пьяными, – говорит Николай Слепцов. – Местный отдел полиции не справляется своими силами, поэтому бойцы нашего батальона приходят им на помощь.
Батальон работает во всех улусах. Так что командировками на две недели в Оймякон ребят уже не удивишь. А работают здесь только молодые – как правило, у всех молодые семьи, маленькие дети, а их жёнам приходится справляться со всем хозяйством самим.
Ковидные особенности
– COVID-19 коснулся нас довольно сильно, – рассказывает инспектор пропаганды. – Во-первых, в самом начале пандемии многие водители восприняли локдаун как отдых. Было очень много водителей в состоянии алкогольного опьянения. В неделю таких горе-шоферов только в столице задерживали аж до 60 человек. Для сравнения – в обычное время их бывало в среднем до 20 человек.
Возникли неудобства по соблюдению мер безопасности – инспекторы ведь работают непосредственно с людьми. Старались не приглашать для оформления протоколов в машину ГИБДД. Но всё равно плотного общения бывает не избежать – когда у человека много нарушений, приходится общаться долго. И с пьяными быстро не получится разобраться. Как следствие – начался рост заболеваемости ковидом среди инспекторов, многие болели по несколько раз. В общем, пришлось нелегко.
Работают энтузиасты
– Работают у нас не из-за зарплаты, это миф, что она у нас очень высокая, – рассказывает инспектор. – Здесь может продержаться человек, который всецело отдаёт себя работе. В ней много негатива, и нужно уметь с ним справляться. Нужно быть настоящим фанатом, чтобы работать в полиции многие-многие годы.
Однако идут на работу в ГИБДД молодые люди охотно. Говорят, очередь на вакантную должность выстраивается за полгода. «В этом есть свой плюс, – говорит мне Владилена. – Некоторые, простояв какое-то время в очереди, махнут рукой и уходят, в итоге остаются те, кто действительно хочет работать здесь».
Требования к сотрудникам обычные: у претендента должны быть юридическое образование, служба в армии, водительские права, смотрят также на отсутствие административных нарушений и физическую подготовку.
Ох уж эти соцсети…
Соцсетями служба пропаганды пользуется активно, но бывает, что они очень мешают работе ГИБДД, сетует инспектор. В наше время, когда идёт задержание пьяного водителя, свидетели сразу хватаются за телефон и начинают снимать как самого гражданина, так и инспекторов.
Когда случается ДТП, собирается толпа зевак, снимающих происшествие на телефоны. Особенно наши люди отличаются, когда есть пострадавшие. Этим они очень мешают работе ГИБДД, сотрудникам следственно-оперативной группы. Инспекторам непонятно, почему люди не могут проявить хотя бы элементарного сочувствия, уважения к чувствам родственников погибших, пострадавших… «Очень хотелось бы, чтобы люди задумывались над такими вещами», – говорит Владилена.
– Недавно по соцсетям гуляло видео, как пьяному водителю заламывают руку при задержании, он кричит, – рассказывает инспектор. – Вырезан и выставлен на всеобщее обозрение именно этот момент применения силы, благодаря чему наши инспекторы выглядят извергами. А тот факт, как человек ездил пьяным, создавая угрозу жизни другим участникам дорожного движения, как сопротивлялся при задержании – почему это удалили?
Действительно, в работе инспекторов ГИБДД негатива много. Сейчас многие водители спорят с инспектором, козыряя знанием законов, поэтому инспекторов и проверяют регулярно на знание их норм. Ну, и стрессоустойчивыми сотрудники ГИБДД должны быть обязательно.
«Не зря работаем»
По статистике, в этом году наблюдается снижение количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2021 году на этот период было зарегистрировано трое детей, пострадавших в ДТП, то в этом году – один. Но бдительность терять не следует: в начале февраля всего за два дня было зафиксировано 14 ДТП из-за гололёда, и это при том, что весна со своей переменчивой погодой ещё не вступила в свои права!
Незнание законов не освобождает от ответственности
– Очень многие водители до сих пор не знают, что, если не оплатить штраф вовремя, то через 60 дней придётся оплачивать его в полном объёме или же подвергнуться аресту на 15 суток, – рассказывает Артём Антонов. – Особенно по этому поводу очень сильно возмущаются женщины-водители. Недавно было несколько таких случаев, когда женщины долго не оплачивали полученные штрафы, а затем недоумевали, почему их дела передавали судебным приставам. Многие до сих пор не знают, что, если водителя во второй раз задержали в состоянии алкогольного опьянения, то на него уже заводится уголовное дело, а это уже очень серьёзно.
Поэтому не игнорируйте присылаемые по почте квитанции! Более того, для того чтобы узнать, какие штрафы выписаны на ваше авто, сейчас не нужно идти в отдел ГИБДД. Достаточно ввести данные своего транспортного средства в Госуслугах и получать сведения по начисленным штрафам.
Другой случай неуплаты штрафов, когда человек продаёт машину и не снимает с учёта. А тот, который её купил, не ставит на учёт. В таком случае все штрафы новоявленного владельца поступают в адрес бывшего хозяина машины. Поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо бывшему владельцу самому писать заявление о снятии с учёта, а для этого потребуется предъявить договор купли-продажи автомобиля.
Инспектор рассказывает, что буквально на прошлой неделе в отдел ГИБДД обращались несколько таких беспечных продавцов. Продать машины продали, а с учёта не сняли, ещё и договор купли-продажи потеряли. И теперь разрешить подобную ситуацию они смогут только в судебном порядке. Между тем надо было просто вовремя снять автомобиль с учёта – как путём обращения в ГИБДД, так и через Госуслуги.
За разговорами мы с патрулём проезжаем весь запланированный маршрут. Город просыпается, становится больше машин, там и тут снуют пешеходы. Ни одного нарушения во время моего пребывания инспекторы не зафиксировали. Действительно, даже присутствие машины ГИБДД уже дисциплинирует людей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: