«Художникам очень важно знать своих предшественников», – сказал народный художник Якутии Эдуард Васильев на творческой встрече в честь 100-летия живописца, подвижника музейного дела, интеллигента, человека энциклопедических знаний – Льва Михайловича Габышева. Личности, двигавшей историю.
Отец и сын
– Он родился в необыкновенной семье, – начала свое повествование Ася Львовна Габышева. – Его отец Михаил Федорович Габышев был одним из тех, кто стоял у истоков государственности республики – первый секретарь ЯЦИК, первый нарком земледелия ЯАССР. Отъезд из Якутии, наверное, спас его от участи соратников.
Впоследствии он стал одним из первых докторов наук Советского Союза того времени. Именно благодаря профессору, доктору экономических наук Михаилу Федоровичу Габышеву якутская лошадь была выделена в отдельную породу (а его предложение об осеннем отъеме жеребят-сосунков позволило сократить падёж кобыл и, соответственно, увеличить поголовье. – Прим. авт.).
В экспедициях по районам Якутии в послевоенное время, когда отец исследовал табуны, его сопровождал сын, которого эти поездки вдохновляли на создание пейзажей.
Но если вернуться к началу начал, то и сам Михаил Федорович прекрасно рисовал, а увидев, что сын тянется к искусству, начал собирать коллекцию западноевропейских мастеров, желая, чтобы он воспитывался среди шедевров: начал прикупать в антикварных магазинчиках малых голландцев, испанцев, французов, мастеров эпохи Возрождения…
А сын в свое время поступил в училище Памяти 1905 года, где учился у таких представителей русской пейзажной школы, как Петр Иванович Петровичев (любимый ученик Левитана) и старейший передвижник Василий Николаевич Бакшеев (преподавателя своего Лев Михайлович так почитал, что позже заслужил у своих коллег дружеское прозвище «Габышеев»).
«Драгоценная бабушка»
Но говоря о питавших Льва Михайловича истоках, нельзя обойти молчанием его драгоценную, как он сам ее называл, бабушку Варвару. Одним из самых ярких впечатлений детства (и возвращением к жизни) внук был обязан ей, и вот как об этом рассказывает Ася Львовна:
– Сильно простыв в летнюю жару, Левушка тяжело заболел, есть ничего не мог и тихо угасал. Бабушка с ног сбивалась, предлагая ему то землянику, то сливки, то ушицу – все было бесполезно. Но в одно прекрасное утро она стремительно вошла к нему с букетом полевых цветов, что-то придерживая в фартуке, а когда распахнула его, оттуда вылетел рой разноцветных бабочек. С этого-то дня он и пошел на поправку, а волшебное мгновение, подаренное бабушкой, запомнил на всю жизнь.
Это была необыкновенная женщина. Соскучившись по сыну, уехавшему на учебу в Москву, она подхватила внука, нанялась на пароход матросом, доплыла до Киренска, а оттуда на попутках – до столицы. Так и предстала всклокоченная старушка с внуком на пороге московской квартиры. Шел 1930 год. Больше с сыном они никогда не расставались: куда бы Михаил Федорович ни переезжал, он всегда брал мать с собой, и ее слово было решающим, что бы ни обсуждалось.
А в 70 с лишним лет от роду она стала первой якутской актрисой, сыграв старую чукчанку в фильме Марка Донского «Романтики». Через восемь лет, когда ей было уже 84, Марк Семёнович пригласил ее в свою картину «Алитет уходит в горы». Варвара Васильевна гордилась, что за ней со студии отправляют машину, «как за настоящей актрисой». В этом образе и запечатлел драгоценную бабушку любимый внук.
«На якутской земле»
– Как художник он состоялся на якутской земле. Рос в Москве, а все пейзажи якутские, – отметила Ася Львовна.
– Лев Михайлович – очень большой мастер, – продолжил народный художник Якутии Эдуард Васильев. – Он сам говорил: сколько себя помнил, всегда рисовал. Потом прошел хорошую школу. Его учитель Петровичев учился у Левитана. А мы, художники, передаём то, что сначала получаем от кого-то. Эстафета…
Афанасий Николаевич Осипов вспоминал, как впервые приехал в Якутск и, увидев работы Льва Михайловича Габышева, пришел в восторг: сама жизнь в них присутствует! Он потом стал великим художником, а Лев Михайлович был для него маяком, ориентиром.
Габышев – из того поколения, к которому принадлежат Евграф Михайлович Крылов, Петр Петрович Романов. Благодаря им у нас существует художественное училище. Благодаря им у нас существует искусство.
Народный художник Якутии Виктор Петров работал со Львом Габышевым 22 года – с 1952-го, когда Льва Михайловича назначили директором Якутского музея изобразительных искусств.
– Мы были тогда, после войны, очень бедны. На площади Ленина был Гостиный двор, и один угол в нем отдали музею. Было нас трое: директор, я – заведующий фондами, а третьим был младший брат Ивана Васильевича Попова Пантелеймон Попов.
Угол свой мы отапливали в то время, конечно, дровами. Была у нас ещё и лошадь, для которой нужно было добывать сено. Все это хлопоты необходимые, но далёкие от искусства, однако мы работали, музей развивался и рос.
Ася Львовна добавила ещё один штрих: в пору директорства Льва Михайловича неофициальным гимном музея была песня якутских лыжников Великой Отечественной «Хайысар» – одна из любимых его песен. И это неслучайно: воля к победе и вера в торжество общего дела двигали и ими тоже. Их сбывшаяся мечта, результат их каждодневного труда – Национальный художественный музей. Визитная карточка республики.
«Свой маленький Эрмитаж»
А жемчужина НХМ, бриллиант в его короне – коллекция Михаила Федоровича Габышева, переданная его вдовой Ксенией Николаевной и сыновьями Львом и Густавом в дар республике в 1962 году. Михаил Федорович скончался, не оставив завещания, но семья и без него выполнила последнюю волю отца.
– Такой коллекцией обладает не каждый город, и это относится не только к России, но и к зарубежью, – подчеркивает Ася Львовна. – А у нас в Якутске есть свой маленький Эрмитаж, где мы можем встретиться с мастерами высокого Возрождения и мастерами Востока, поздороваться и с XVI веком, и с XVII, и с XVIII.
Как-то раз, будучи в Москве, Виктор Григорьевич Петров отобедал в гостях у Михаила Федоровича Габышева… черным хлебом. Угощение это запомнилось ему на всю жизнь, потому что по окончании трапезы хозяин вынес ему показать «Мадонну» Сассоферрато, и гостю без лишних слов стало понятно, почему на столе один черный хлеб без масла.
А Лев Михайлович помогал отцу формировать коллекцию, после же использовал все свои знакомства и знакомства отца, чтобы наша коллекция с 1950-х годов до начала 1970-х пополнялась прекрасными работами. Айвазовский, Врубель… Последнее его приобретение – рисунок Врубеля «Портрет грузинки», выполненный черной тушью.
Это разнообразная, синтетическая коллекция, где представлены все стили, какие есть в изобразительном искусстве, все виды и жанры. А ведь поначалу для этого уникального собрания даже места подходящего не нашлось, из-за чего Лев Михайлович сильно переживал, – об этом вспомнили супруга Эдуарда Васильева и дочь Дмитрия Кононовича Сивцева-Суоруна Омоллоона Люция Дмитриевна.
Ныне коллекция Михаила Федоровича Габышева украшает собой одно из немногих сохранившихся исторических зданий Якутска, и у каждой картины там – свое освещение. И приходит туда племя младое, незнакомое, которое примет эстафету и передаст дальше.
P.S. Льву Михайловичу принадлежит заслуга издания трудов отца «Якутская лошадь» и «Кормовые травы Якутии», чего он добивался десять долгих лет. Это и по сей день настольные книги наших учёных.
This post was published on 14.05.2023 15:00