Этот деревянный дом в самом центре столицы республики до сих пор смотрится величаво. Знаменитая «Романовка», хоть и была построена в 1880 году,
не только сохранила свою стать, но и прибавила в статусе: сегодня это Дом-музей «Якутская ссылка», первый филиал Краеведческого музея, история основания которого началась в далеком 1951 году.
Памятник истории
Как рассказывает заведующая Дома-музея «Якутская ссылка» Наталья Гоголева, 18 февраля 1951 года здесь был открыт историко-революционный музей, который назывался «Большевики в якутской ссылке». Инициатором его создания был Афанасий Дмитриевич Сыроватский, старший научный сотрудник отдела советской истории, известный краевед и историк.
– Дом-музей «Якутская ссылка» – памятник истории республиканского значения. Построен зажиточным якутом Федотом Романовым, – рассказывает Наталья Константиновна.
Купец Романов сдавал здание внаем, и до революции здесь жили политические ссыльные. Романов был первым, кто построил в Якутии деревянные дома на каменном фундаменте. В 1904 году здесь произошло событие, которое вошло в историю под названием «Романовский вооруженный протест политссыльных в городе Якутске».
С чего началась якутская ссылка
Действующая экспозиция располагается на втором этаже деревянного особняка и состоит из четырех разделов. В первом зале показана история возникновения и распространения ссылки в Ленском крае с момента включения Якутии в состав Российского государства.
– В Ленском крае ссыльные образовывали внесословную группу, на них не распространялись нормы права государства. По культурному уровню, образу жизни, трудовой деятельности, отношению к окружающим уголовные, религиозные и политические ссыльные отличались друг от друга. Каждая из этих категорий по-разному влияла на жизнь и духовный мир местного населения, – рассказывает Наталья Константиновна.
Центральное место в разделе экспозиции занимает доска для телесных наказаний конца XIX в.
Также здесь впервые демонстрируются портреты первых ссыльных в Сибири: гетмана Левобережной Запорожской сечи Демьяна Игнатьевича Многогрешного (его племянник Михаил Зиновьев отбывал ссылку в Якутске), графини Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой, ее брата графа Михаила Гавриловича Головкина и многих других высокопоставленных лиц.
«Преступники» против веры
Во втором зале представлена экспозиция о религиозных ссыльных, осужденных за преступления против православной веры – старообрядцах, духоборах, иконоборцах, скопцах.
– С середины XIX в. Якутская область становится местом массовой ссылки религиозных преступников, которые признавались особенно вредными и подвергались лишению всех прав и состояния. По отчету губернатора, за 1881 год в Якутской области раскольников разных толков было 1395 человек: скопцов – 1211; приемлющих священство – 134; неприемлющих священство – 22; молокан – 19; духоборов – 8; иудействующих – 1, – отмечает Наталья Гоголева.
По прибытии в Якутскую область религиозные сектанты образовывали свои поселения (так появились 12 скопческих и 27 небольших старообрядческих). Их деревни, особенно скопческие, отличались добротностью домов, сельскохозяйственных строений. Наделение землей ссыльных проводилось против воли якутов и в ущерб их интересам, так как лишало их земель и возможности заниматься земледелием.
В Якутской области религиозные ссыльные имели определенное влияние на развитие нетрадиционных видов хозяйствования, строительных работ и ремесел. Они отличались от других категорий ссыльных (уголовных и политических) мирным нравом, добропорядочностью и трудолюбием. Среди них было много каменщиков, столяров, строителей, токарей, слесарей, сапожников, портных, столь необходимых области.
Главной заслугой ссыльных сектантов стало то, что они, наряду с русскими крестьянами, доказали возможность успешного ведения сельского хозяйства и внедрили на территории края земледельческую культуру.
Уголовный элемент
В третьем зале можно познакомиться с историей уголовных ссыльных, которые сыграли самую пагубную роль в жизни местного населения.
– Ленский край становится местом ссылки за разные провинности с 40-х годов XVII в. В разные эпохи при спаде и увеличении их численности – это была основная категория в массе ссыльных. Так, в 1884 году в Якутской области проживало 250 243 человека, среди них ссыльных было 6415, за ними по своей воле прибыло 1533 человека, т.е. всего 3,2% от общего населения города. Среди них – категорий уголовных – 74% (4725 человек), – рассказывает Наталья Константиновна.
По социальному происхождению уголовные ссыльные в массе своей были выходцами из крестьян и разночинцев. Среди них были и полицейские низших чинов, мелкие чиновники, солдаты, сосланные за кражу, подлог, убийство, нарушение нравственности, договорных обязательств, а также представители духовенства. Законы предусматривали использование их труда на местах водворения. Однако зачастую в инородческих улусах поселенцы не имели заработка, поскольку их труд не пользовался спросом.
Среди них были и бродяги, люди, не привыкшие к физическому труду. Инородческие общества вынуждены были содержать подобных поселенцев за свой счёт. Многие из них жили на содержании обществ десятки лет, так и не обзаведясь никаким хозяйством и ничем не занимаясь. Зачастую нищенское положение заставляло их совершать побеги, объединяться в разбойничьи шайки. Достаточно отметить, что на их долю ежегодно приходилось 2/3 преступлений, совершаемых в Сибири.
Глава Ботурусского улуса Егор Дмитриевич Николаев многое сделал для отмены уголовной ссылки в Якутскую область. Он составил на имя царя докладную записку о необходимости прекращения уголовной ссылки в Якутскую область. Благодаря его энергичной деятельности в 1887 году Комитет министров утвердил Положение об ограничении числа уголовно-ссыльных в Якутию.
Политические
С историей политических ссыльных можно ознакомиться в четвертом зале.
– В Якутский уезд ссылали наиболее опасных с точки зрения царской администрации лиц. Не только участие, но и подозрение в причастности к подобным деяниям карались самым строгим образом, – объясняет Наталья Гоголева.
В XIX веке массовой ссылке государственных преступников предшествовала ссылка декабристов в 1826 году и участников Польского восстания 1863 – 1864 годов.
В 1870-х годах началась массовая ссылка членов кружка «Народная воля». В 1872 – 1883 годах в Вилюйском остроге содержался Николай Гаврилович Чернышевский, в 1881 – 1884 годах в слободе Амга отбывал ссылку Владимир Галактионович Короленко.
В 1890-х годах в якутскую ссылку прибыли представители первых марксистских кружков, члены петербургского, московского, киевского, уральского «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса» Померанец и Эйдельман, сотрудники газеты «Искра» – Иван Бабушкин, Иван Радченко и др.
Среди политссыльных преобладали лица интеллектуально одаренные, образованные, обладавшие дефицитными для региона профессиями (врачи, учителя, музыканты, журналисты, экономисты, юристы и т.д.). В 1914-1916 годах среди политических ссыльных 76,7 % были грамотными, в том числе высшее образование имели 5,7 %, среднее – 14,9 %.
Наталья Константиновна отмечает, что и сегодня, благодаря работе Дома-музея, наглядно показано то прогрессивное значение, которое имела ссылка для края: благодаря ей появилось пашенное земледелие, укрепились традиции оседлого быта, шёл процесс приобщения к русской культуре, что не могло не повлиять на создание яркой самобытной культуры современного якутянина.
This post was published on 07.06.2020 15:08