Нечасто нашим артистам приходится играть на одной площадке со звёздами мирового кино. Елене Сергеевой-Румянцевой – довелось. В паре с Кэри-Хироюки Тагавой, главным злодеем американского кино, она предстала в образе найманской царицы. Тагава же в фильме Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана» воплотил роль телохранителя, влюблённого в свою повелительницу.
«Внутренний стержень»
Когда они вдвоем в кадре, ее актерская харизма оказывается как бы не мощнее его. Тонкая, как тростинка, с набеленным лицом и насурьмленными бровями, именно она – истинная царица Великой степи, и восхищение в глазах Тагавы от первой до последней секунды неподдельно. А когда она теряет все – власть, мужа, сына и его, своего преданного – до последнего вздоха – защитника, то все равно остается непобежденной. Как будто о ней, а не о царице амазонок Пенфезилее писала Цветаева:
«Взгляд её! сбитого седока
Взгляд! не с Олимпа уже – из жижи
Взгляд её – всё ж ещё свысока!»
Этот внутренний стержень не сыграть. Он или есть, или его нет. Откуда в ней эта воля, этот характер? Может, от деда – Алексея Михайловича Сергеева, убежденного коммуниста, партийного руководителя? Двое из его семерых детей носили имена Рево и Люция – революция, а одного из сыновей он назвал в честь основателя Мексиканской компартии Диасом.
Тётя Христина, дядя Христофор
Впоследствии Диас Сергеев закончил Омский сельскохозяйственный институт, стал главным зоотехником района, заслуженным зоотехником РСФСР. А судьбу свою он встретил еще в школе – с Музой они вместе учились в старших классах. Потом Муза Васильевна всю жизнь преподавала физику в вилюйских школах.
А их дочка Лена, которую в семье звали Лээкэ, с детства пела, танцевала. В школе у нее был разряд по легкой атлетике и лыжному спорту, но тяга к сцене оказалась сильнее.
К тому же мамина родная сестра Христина Васильевна была супругой всенародно любимого певца и артиста Христофора Максимова, и маленькую Лээкэ родители частенько отправляли пожить к ним.
Именно дядя Христофор был первым человеком, который отвел ее, шестилетнюю, в клуб на спектакль.
– Кажется, это был «Кузнец Кюкюр». Мы сидели близко к сцене – в третьем или четвертом ряду, я очень внимательно смотрела на все, но когда дома спросили, понравилось ли мне, я ответила, что нет — ни танцев, ни песен, мол, не было.
Дебют года
После школы она собиралась подавать документы на биофак ЯГУ, но тетя Христина, разузнав о наборе в Щепкинское училище, посоветовала попробовать.
– Творческие туры проходили в театре – том самом, где раньше был собор. Народу – битком, а девушки – одна лучше другой. Мне стало так страшно, что я оттуда сразу убежала и отважилась снова прийти только на третий день.
Даже в самых смелых своих мечтах она никогда не представляла, что поедет учиться в Москву. Но именно это и случилось, а когда, закончив учебу, юные щепкинцы вернулись на родину, в Якутском драматическом театре оставили только трех девушек – Надежду Ушницкую, Матрену Корнилову и Лену Сергееву.
Начинали, как водится, с массовки. А вскоре Андрей Борисов доверил Лене Сергеевой главную роль – Эли – в своем диско-спектакле «Перед восходом солнца» по Суоруну Омоллоону. Успех был полный и безоговорочный. Зритель принял спектакль с восторгом, а Лена и ее партнер Дмитрий Михайлов были признаны лучшим дебютом года.
Король и королева ламбады
Примерно в то же время ее имя прогремело совсем в другой сфере. Король ламбады Афанасий Афанасьев во время своей учебы в Московском институте культуры открыл при Театре эстрады группу современного танца, и подруги Лены сказали ей, что она сделает ошибку, если хотя бы раз не сходит туда. А у нее тогда уже были двое маленьких детей, как-то не до современных танцев, но подруги – спасибо им! – сумели настоять на своем.
– С Афоней мы сразу нашли общий язык. И когда в Москве организовали конкурс исполнителей ламбады, между нами произошел короткий диалог: «Давай?» – спросил он. «Давай!» – ответила я. На репетиции времени уже толком не было, и мы, позанимавшись неделю, а то и меньше, поехали. В результате – приз зрительских симпатий всесоюзного конкурса. Вошли в шестерку лидеров, хотя там были пары со всего СССР.
Позже она преподавала танец в республиканском Колледже культуры и искусств, и учились у нее ее нынешние коллеги Айаал Аммосов, Петр Садовников, Иннокентий Луковцев, Ирина Никифорова и их однокурсники.
Перед премьерой
Но главным в ее жизни был, конечно, театр. Именно он дал ей возможность воплотить на сцене мечту всех молодых актрис – роль Нины Заречной в «Чайке» по Чехову, сыграть Регану в легендарном «Короле Лире» Андрея Борисова и предстать в совершенно неожиданных для такой признанной красавицы образах – Кривобокой Кэтириис из комедии «Наара Суох» по Ивану Гоголеву-Кындылу и девки-абаасы Сарахааны Кююкэнник из олонхо «Кыыс Дэбилийэ».
Снималась она и в кино, и в сериалах. Играла в «Айыы Уола» у Эдуарда Новикова, в «Белом снеге» у Михаила Лукачевского, в сериале «По волнам жизни».
А сейчас у народной артистки РС(Я), заслуженной артистки РФ Елены Сергеевой-Румянцевой главная роль в спектакле «Соло для часов с боем» по мотивам пьесы словацкого драматурга Освальда Заградника, которую перевела на якутский язык Зоя Попова. При этом режиссер Руслан Тараховский решил пьесу осовременить и приблизить к нашим реалиям. Задействовал он в постановке и недавнее пополнение труппы театра – выпускников-щепкинцев. Художник спектакля – Елена Гоголева, хореограф Изабелла Егорова. Премьера – 18 и 19 ноября.
И ещё. Перед спектаклями можно будет посетить выставку рукоделия Елены Диасовны, многолетнее хобби которой – вышивка и вязание. Из других хобби – ходьба, скандинавская и обычная, что позволяет ей поддерживать себя в хорошей форме – и ради сцены, и ради семьи, где она не только любящая жена и мама, но и – во что совершенно не верится – заботливая бабушка пятерых внуков, старшего из которых зовут Диасом. Никто из них пока не увлекается ни танцами, ни пением, но это и не важно – главное, чтобы они были здоровы и счастливы.
This post was published on 19.11.2023 10:02