Лена Авелева: один из кризисов раннего детского возраста – это кризис 3-х лет
Почти каждый родитель сталкивается с тем, что в какой-то период их дети становятся неуправляемыми. Вчера ещё милый малыш сегодня превращается в злого буку, с которым невозможно договориться.
Почему так происходит и что нужно знать о детских кризисах, рассказала «Якутии» ведущий психолог Диагностико-коррекционного отдела Республиканского психологического центра Лена Авелева.
Упрямство и строптивость
– Лена Владимировна, если я правильно понимаю, во время кризиса перед человеком встает какая-то проблема, которая требует решения?
– Именно так. Вот пришел человек прожить свою единственную и неповторимую жизнь, а его уже ждут решения тех или иных задач. Когда ты маленький, то воспринимаешь этот мир через призму ощущений и чувств близких тебе людей, то есть родителей.
Один из кризисов раннего детского возраста – это кризис 3-х лет. Его еще называют «Я сам». В этом возрасте ребенок из милого послушного малыша превращается в маленького бунтаря и капризулю. Это время начала обретения себя и познания мира вокруг, малышу все интересно. От того, как пройдет этот кризис, зависит насколько ребенок будет во взрослой жизни самостоятельным и смелым.
Например, если мама переполнена страхами и тревогами и душит ребенка сплошными запретами: «Туда не ходи, это не трогай», она неосознанно вкладывает такие установки, что мир и люди опасны. Из такого ребенка вырастает неуверенный, робкий и застенчивый человек, не решающийся проявлять себя, не умеющий выстраивать коммуникацию.
Спустя годы на консультации часто приходят мамы таких уже взрослых детей, которые закрываются дома и проводят все свое свободное время в иллюзорном параллельном мире, сидя за компьютером.
– Какие ещё есть кризисы?
– Следующим кризисом является кризис 7 лет. Это период познавательной активности у ребенка – время начала обучения в школе. Обычно в этот период психологи определяют, готов ли ребенок психологически к учебе. Насколько развиты его когнитивные функции (речь, память, внимание, мышление). Усидчив, терпелив ли он.
Не менее важен кризис подросткового возраста. Например, люди, не прошедшие кризис подросткового возраста, испытывают трудности в сепарации с родителями. Могут не позволить себе быть взрослыми, жить с родителями, во всех жизненно важных вопросах опираться не на собственное мнение, а на мнение родителей. Когда задаешь вопрос: «Кто ваша семья?», они начинают перечислять членов родительской семьи, а потом уже свою.
Всё начинается с любви
– Как отличить кризис от изменений в личности и ошибок в воспитании?
– Человек на протяжении всей своей жизни преодолевает те или иные кризисы. Надо просто знать о них. Что касается воспитания, надо помнить, что ребенок полностью зависит от своей семейной системы.
Семьи бывают совершенно разные. Одному ребенку повезет, и он вырастет в семье с крепкими семейными устоями и традициями, где родители любят друг друга, умеют заботиться о себе, друг друге и о детях. На семейном совете открыто обсуждаются и решаются многие вопросы, члены семьи могут договориться между собой. Соблюдается семейная иерархия, то есть с почтением относятся к людям старшего поколения. У всех есть обязанности по дому, уважение друг к другу, теплая атмосфера.
Родители – взрослые люди, а не обиженные, напуганные дети. В семейной системе иногда можно увидеть нарушения. Например, есть такое понятие как инфантильные, не повзрослевшие родители. Причины таких явлений могут быть разными (ранняя потеря одного из родителей, воспитание в другой семье, алкоголизм).
– Как стоит вести себя родителям, чтобы кризисы прошли адекватно?
– На разных стадиях развития ребенка хорошим руководством для родителей может быть положительное подтверждение. Это фразы в устах родителей или отношение к ребенку, которые могут быть выражены и без слов. Для родителей это может стать руководством, как выражать любовь к ребенку в соответствии с запросами его возраста.
Стадия развития ребенка и родительские подтверждения:
- «Быть», от 0 до 6 месяцев: «Я рада, что ты – живой, я рада, что ты — это ты. Я люблю тебя и охотно добровольно о тебе забочусь».
- «Делать», от 6 до 18 месяцев: «Ты можешь исследовать мир, экспериментировать, и я буду поддерживать и защищать тебя».
- «Думать». От 18 месяцев до 3 лет: «Я рада, что ты начинаешь думать о себе. Это нормально и хорошо для тебя, если ты сердишься, и я не буду позволять, чтобы ты причинял боль себе или другим».
- «Идентификация и обретение силы», от 3 до 6 лет: «Ты можешь исследовать, кто ты такой, и узнавать, кто такие другие люди. Ты можешь быть одновременно сильным и просящим помощи».
- «Структурирование», от 6 до 12 лет: «Ты можешь подумать, прежде чем сказать «да» или «нет», и учиться на своих ошибках. Ты можешь довериться своей интуиции, которая поможет решить тебе, что делать».
- «Идентификация, сексуальность и отделение», подростковый возраст: «Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому. Я с интересом ожидаю узнать тебя как взрослого. Моя любовь всегда с тобой».
Островок безопасности
– Как родителям найти силы, чтобы не кричать на ребенка, а проявлять адекватность и терпение?
– Крик и ор – признак собственного бессилия. Необходимо быть последовательным в вопросах воспитания, устойчивым, терпеливым, мудрым и открытым. Не морализаторствовать, а собственным жизненным примером побуждать ребенка к действиям, находить время для качественного общения, разговаривать по душам, быть честными перед самими собой и перед детьми. Дети не обязаны удовлетворять наши потребности и радовать нас своими успехами. Их задача – проживать свою собственную жизнь, свой опыт.
– Чем грозит неуспешное прохождение того или иного кризиса? Есть ли угрозы во взрослом возрасте?
– Человек может проживать словно не свою собственную жизнь или как сторонний наблюдатель, уходить в разного рода аддикции: алкоголь, курение и прочие зависимости.
Например гиперопека, здесь речь идет об ошибках в воспитании, а не о кризисе, способствует формированию зависимого поведения. Ребенок уверен: «От меня ничего не зависит. Я не знаю, мама знает». Формируется установка: «Не живи». И человек начинает разрушать свою жизнь. А ведь жизнь — это бесценный дар!
– Тогда успешное прохождение кризиса зависит от родителей?
– Да, безусловно. Наша родительская задача – помочь ребенку социализироваться, стать самостоятельным и самодостаточным человеком. Вспомните, когда ребенок начинает ходить, он находит в себе смелость делать первые шаги, потому что знает, что его поддержат, подхватят.
Мы не можем прожить жизнь за наших детей, но можем в любой момент поддержать их, быть тем островком, куда они могут возвращаться для того, чтобы наполниться безусловной любовью просто потому, что они есть.
Куда обратиться за профессиональной помощью?
В Республиканском психологическом центре поддержку можно получить на условиях полной анонимности. Психологическое сопровождение идет на всех жизненных этапах.
Телефон доверия: 8-800-100-35-50. Линия работает круглосуточно. Консультации проводятся на русском и якутском языках. Все звонки являются бесплатными и анонимными, можно не сообщать своё имя, кроме того, содержание разговора не разглашается посторонним лицам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: