Народной артистке СССР, РСФСР и РС(Я), лауреату международных и всесоюзных конкурсов, множества разных премий Анегине Егоровне Ильиной-Дмитриевой – 80 лет. Ее имя яркой кометой ворвалось в музыкальную жизнь нашей страны радостной вестью из далёкой Праги. На международном конкурсе вокалистов якутянка, студентка Московской консерватории, завоевала премию лауреата в 1967 году.
Благословенное имя
Анегина была у всех на устах, обложки советских и зарубежных изданий пестрели экзотичными для европейцев портретами улыбающейся девушки с Севера. Казалось, счастливая улыбка не сходит с её лица – победы следовали одна за другой: Мюнхен, Киев, Минск…
Между конкурсами она с триумфом выступала на Днях якутской литературы и искусства в Туве в 1968 г. и на родной сцене в Якутске. Гордости земляков не было предела, она пела на «бис» ещё и ещё. Пела, пленяя своим вокалом, удивляла сочетанием звучной силы меццо и хрупкостью юного облика, академизмом и торжествующей молодостью. Все понимали, что перед ней – очень большое будущее, она первая проторила конкурсную тропу для якутских певцов, но они ступят на неё только через 20 лет.
Будучи студенткой, она единственная из всех претендентов прошла жёсткий кастинг на партию Кармен, опера ставилась в Москве именитым немецким режиссёром берлинской «Комише опер» В.Фильзенштейном. Получила его приглашение, но, не раздумывая, полетела на родину. Думается, это говорит о многом, не будем гадать: а что, если бы… Она всегда стремилась в родные края, к семье – её ожидали шесть младших братьев и сестра.
Родители Анна Николаевна и Егор Ильич Ильины, давая старшей дочери имя, соединили первые буквы своих имен и фамилии, благословляя, оберегая своей любовью. Вот и получилось имя Анегина, ставшее символом оперного искусства Якутии и получившее распространение как амулет успеха, счастья.
Но счастья добиваются упорным трудом, этому Анегина с детства научилась в семье, видя, как папа – школьный учитель и участник Великой Отечественной войны, каждое лето строил добротные и красивые дома, чтобы прокормить семью. Видя, как самоотверженно трудится мама. Помогая ей, Анегина с малых лет умела делать всё, что обычно нужно в сельской жизни, при этом что-нибудь да напевая, а поёт она с семи лет и всю жизнь. Она тоже из числа «прекрасных муз, вышедших из простых якутских балаганов», как образно сказал поэт Элляй о её предшественницах А.Егоровой, А.Лыткиной, Н.Шепелёвой, М.Васильевой.
Прекрасную вокальную школу Анегина Егоровна получила у профессора Московской консерватории Нины Львовны Дорлиак. Порой занимаясь в доме педагога, Анегина встречала её супруга, величайшего пианиста ХХ века Святослава Рихтера. «Я смотрела на них, как на богов!» – говорит Анегина Егоровна, а «боги» называли её просто Аня.
Не забывает она и своего первого учителя вокала в Якутском педагогическом училище А.Ф.Костина, силком заставившего её спеть перед приехавшей из Москвы отборочной комиссией. Благодарна преподавателям Московского музучилища С.С.Персиковой, О.П.Померанцевой, ведь она единственная из выпуска поступила в консерваторию. Помнит и доброе напутствие профессора Г.И.Тица, обучавшего М.М.Лобанова: «Старайся, учись хорошо и будешь известной заслуженной артисткой, как он», – тогда она и понятия не имела, что это такое. Перед ней стоял выбор: консерватория или личное счастье на родине, и по судьбоносному совету отца выбрала консерваторию и никогда не жалела об этом.
Осуществившаяся мечта
Надо признать, что Якутский музыкально-драматический театр, репертуар, оркестр той поры не соответствовали потенциалу выпускницы консерватории такого уровня, когда она с дипломом переступила его порог в 1969 г. То, что мы имеем сегодня, создано трудами Анегины Егоровны и её поколением, именно с ним связан поистине золотой ренессанс якутского оперного искусства, освоение академического репертуара большой оперы. Стоит только вспомнить её партии – какой это огромный труд на протяжении всей сценической и педагогической деятельности! В нём сосредоточена почти полувековая история нашей профессиональной музыкальной культуры, история, этапы, вехи нашего театра.
Её дебют на родной сцене состоялся в партии Ольги в опере П.Чайковского «Евгений Онегин» в постановке А.И.Егоровой. Репертуар солистки насчитывает более 30 оперных партий в операх русской и зарубежной классики, советских композиторов, национального репертуара. За талантливое создание образов Любаши в опере «Царская невеста», Княгини в «Русалке», Туйаарымы Куо в «Ньургуне Боотуре» и концертную программу Анегина Егоровна удостоена Государственной премии РСФСР им. М.И.Глинки.
Она первая из якутских вокалистов с огромным успехом выступила в спектаклях Большого театра СССР «Царская невеста» в партии Любаши на исторической сцене и «Чио-Чио-Сан» в партии Сузуки на сцене Кремлевского Дворца съездов в период стажировки в Большом театре в 1981-82 гг. Её выступление получило большой резонанс в прессе и высокую оценку профессионалов, дирижёров, партнёров по спектаклю. И, конечно, вся республика радовалась этому событию.
Но где бы и что бы ни пела Анегина Егоровна, она всегда оставалась якутской певицей, вкладывая и привнося в музыкальный образ своё понимание, свою артистическую индивидуальность. И это естественно для большого мастера, умеющего подчиняться материалу, а затем подчинять его себе, деликатно акцентируя нюансы, оттачивая фразировки, оттеняя их своей богатой тембральной палитрой. «Как шлифуют грани якутских алмазов, превращая их в бриллианты, так работает Анегина Ильина над своим голосом», – выражает эту мысль статья одного журнала.
Как-то в интервью Анегина Егоровна сказала: «Особенно мучительный процесс работы над партией, над образом для меня начинается… после окончания спектакля, когда вдруг неожиданно рождается какой-то штрих. Каждое выступление для меня – это огромное событие, волнующее, радостное и потому я всегда с удовольствием выхожу на сцену… А на вопрос, что мне особенно дорого в моём репертуаре, я могу признаться – всё, но вот Кармен, Любаша и Графиня – это моя осуществившаяся мечта. Три разных женских характера, разных сугубо своим восприятием мира, объединённых тем, что все они личности, богатые натуры. Эти образы для меня неисчерпаемы, невозможно когда-либо закончить работу над ними». Эти три ее коронные партии стали эталонами для молодых поколений.
В ее концертном репертуаре – арии из опер и свыше 400 сочинений камерной вокальной музыки. Вся её творческая деятельность была наполнена непрерывной работой над новыми произведениями, программами, гастрольными поездками. Её маршруты пролегали от Мурманска до Камчатки, от Кавказа до Таймыра. Это и самые знаменитые сцены Москвы и Санкт-Петербурга, зарубежные выступления в Канаде, ГДР, Румынии, МНР, Аляске, Японии, на фестивале тюркоязычных народов «Курултай» в Венгрии в 2014 г. Газеты писали: «На концерте в Москве певица исполняет арии из оперы Верди по-итальянски, а песни Шуберта по-немецки. Исполнение произведений на языке оригиналов есть один из признаков высокой профессиональной культуры».
Многогранная …
Она сочетала сцену с преподаванием в Якутском музыкальном училище и стояла у истоков становления первого образовательного учреждения трёх ступеней – Высшей школы музыки РС(Я), ныне им. В.А.Босикова. С 1994 г. Анегина Егоровна возглавляла кафедру академического пения и оперной подготовки ВШМ. Она первая заведующая и преподаватель, доцент, профессор. Отдав много энергии всестороннему развитию кафедры, сама воспитала немало вокальных кадров, среди её учеников Мария Михайлова-Иванова, Мария Шапошникова, Мичил Прокопьев, Акулина Тихонова, Анита Еремеева, Лилия Борисова и другие.
Широко известна музыкальная общественная деятельность Анегины Егоровны: она первый председатель жюри ежегодных республиканских конкурсов «Новые имена» и детского конкурса «Полярная звезда». Как одна из выдающихся воспитанниц своего педагога, она член жюри I международного конкурса камерного пения им. Нины Дорлиак в Москве. Сопредседатель жюри I межвузовского конкурса молодых исполнителей им. М.Н.Жиркова в МГК им. П.И.Чайковского. Председатель жюри первых трёх Всероссийских музыкальных конкурсов в номинации «Сольное пение» по ДФО, проходивших поэтапно по разным специальностям с 2010 по 2018 гг. в Якутске. В ноябре прошедшего 2022 г. Анегина Егоровна ездила в г.Ханты-Мансийск, где работала в жюри всех трёх туров уже IV Всероссийского музыкального конкурса.
В 2018 г. она выпустила первые три сборника для голоса и фортепиано, составленных из произведений её меццо-сопранового репертуара, и несмотря на трёхлетнюю ситуацию с ковидом, работала над четвёртой книгой, издание которой ожидается со дня на день. Бесценность профессионального издания для обладателей меццо очевидна – «на золотом блюдечке» преподнесен академически систематизированный, богатый по разнообразию вокальный материал. Одно из первых крупных нотных изданий представляет большую историческую значимость в музыкальной культуре республики и в изучении талантливого творчества его автора.
Будучи депутатом Верховного Совета СССР X созыва в 1979-84 гг., Анегина Егоровна сделала многое. Это и завершение долгостроя в 1982 г., когда наш театр впервые обрёл собственное здание. Трудно переоценить и появление в республике Передвижной телевизионной станции. Чтобы доставить огромный автобус ПТВС в Якутск, она специально полетела в Киев, добилась встречи со знаменитым конструктором грузового самолёта «Антей», и проблема была решена.
Любимая
Любовь к творчеству и любовь земная в жизни Анегины Егоровны всегда были неразделимы. С супругом Петром Никифоровичем Дмитриевым, известным учёным-фольклористом, они всегда поддерживали друг друга и прекрасно воспитали троих детей.
Семейная история необычна. Дочери Петра Никифоровича Даша, Сардана, Майя рано потеряли родную маму, и младшая, увидев на экране телевизора поющую Анегину Ильину, воскликнула: «Вот она будет нашей мамой!». Волею судьбы так и получилось, дочери и внуки очень нежно любят свою заботливую маму и бабушку…
Прошедшие юбилейные торжества подарили счастливую возможность ещё раз выразить искреннюю любовь и благодарность человеку, который щедро дарил красоту оперного искусства многим поколениям якутян.
Первыми 3 февраля с днём рождения Анегину Егоровну замечательной концертной программой поздравили коллеги Высшей школы музыки. Кроме множества поздравлений и телеграмм, были вручены правительственные награды.
Тепло и душевно выступили заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) М.В.Силина, подчеркнув символичность юбилея в Год педагога и наставника. Ректор ВШМ Н.М.Зайкова отметила счастливое для школы совпадение 80-летия юбиляра с 30-летием ВШМ, а решением Ученого совета Анегине Егоровне присвоено звание первого почётного профессора ВШМ.
8 февраля в Национальном художественном музее в честь Анегины Егоровны состоялся концертный проект «Учитель, перед именем твоим…» Авторами проекта выступили дочь, художник Саха театра Д.Дмитриева и племянница, арфистка Н.Ильина. Программу режиссировал Р.Тараховский, вёл Г.Белоусов. Необыкновенную атмосферу создавали фото и портреты юбиляра кисти художников А.Н.Осипова, Л.Д.Слепцовой и работы графиков, концертные платья артистки. Интересную программу посвятили своему учителю её бывшие ученики, а Анегина Егоровна подарила им свои уникальные воспоминания, в финале прозвучала общая песня во главе с юбиляром.
18 февраля Анегина Егоровна с особым волнением впервые за три ковидных года вошла в родной театр: юбилею примадонны посвящалась новая постановка Андрея Борисова, опера-олонхо «Ньургун Боотур» М.Жиркова и Г.Литинского. В фойе зрителей встречала традиционная фотовыставка театрального музея, костюмы Анегины Егоровны для партий Кармен и Любаши, изготовленные в мастерских Большого театра, мраморный бюст работы скульптора Е.П.Оготоева.
И зритель был особый, театральный, интеллигентный. Каждому хотелось сфотографироваться с любимой артисткой, все просто подходили и от души поздравляли. А когда объявили имя корифея якутской оперы, зал встал и, как в былые времена, взорвался аплодисментами. Спектакль проходил на вдохновенном подъеме: артисты выступали перед легендарной Туйаарымой Куо. Это было волнующе не только для её воспитанницы М.Михайловой в партии Кыыс Кыскыйдаан. Основная Туйаарыма Куо – Е.Корякина призналась, что целыми днями вслушивалась в записи А.Е.Ильиной, многое поняв в партии и обретя больше уверенности в себе, а ведь она недавно с успехом пела в Мариинском и Большом театре.
Новую постановку Анегина Егоровна слушала с удовольствием:
«Это зрелищная талантливая постановка, соответствующая требованиям времени, очень рада за исполнителей, все голосистые и старались петь с чувством. Но всё же премьерный спектакль одного сезона ещё не показатель, чтобы его сразу конкретно оценивать. По себе знаю, нужно немалое время, чтобы исполнители вплелись в спектакль, чтобы органично слаженное звучание исполнителей и музыкального сопровождения от спектакля к спектаклю было лучше в заданном диапазоне певца-олонхосута, чьё музыкально-поэтическое искусство композитор М.Жирков положил в основу оперы. Раскрыть всю мощь и красоту тембрового звучания этого шедевра (не зря же композиторы перевели олонхо в нотный стан), сохраняя самобытность – задача не из простых. И, конечно, надо иметь в спектакле минимум три состава всех партий, давая перспективу молодым кадрам в индивидуальной работе, и для элементарной подстраховки спектаклей, сейчас эта возможность в театре есть… При всём приятном впечатлении от нового спектакля, конечно, в моей душе остаётся «Ньургун» моего поколения с голосами и образами Николая Баскарова, Матвея Лобанова, Ивана Степанова, Семёна Оконешникова, Марины Поповой, Аксинии Адамовой…»
Когда спектакль закончился, Анегина Егоровна вышла под овации на родную сцену, на которой столько лет жили, любили, страдали и побеждали её оперные героини. В этот момент она светилась вдохновением и радостью, была прекрасна в своём благородстве, потому что театр, сцена – это всё и есть она сама…
Лира Габышева
This post was published on 04.03.2023 17:53