Легенда якутского балета Евдокия Степанова

Легенда якутского балета Евдокия Степанова

18:08
06 февраля 2022
Читайте нас

В эти дни исполняется 85 лет со дня рождения первой выдающейся профессиональной балерины Евдокии Александровны Степановой, заслуженной артистки РСФСР и народной артистки ЯАССР. Событие знаменательное для всей республики и многонационального балетного искусства России.

Путь к призванию

Неординарная судьба, яркая творческая жизнь первой выдающейся Сильфиды Якутии – это благодатный сюжет для романа, кинофильма.
Евдокия Степанова оставила нам книгу воспоминаний «Птица летит, и я лечу за ней…», которая начинается со строк: «С плачем ли я родилась, не знаю. Свидетели моего появления на свет божий – месяц февраль, 17 число, город Вилюйск, 1937 год. Память зафиксировала только жёсткие стороны жизни жестокого времени моего детства».

В раннем детстве Дуняша лишилась родительской заботы и попала в Вилюйский детский дом. Музыкально одарённую девочку заметил в 1944 году известный деятель, директор Якутского театра Тарас Местников и увёз в Якутск, на учёбу в открывшейся детской музыкальной школе. Дуняша стала учиться на фортепианном отделении.

Однажды, случайно увидев занятия детей в балетном зале, она мгновенно ощутила острое желание так же танцевать. И так же случайно сама пришла на новый набор детей на хореографическое отделение музыкальной школы и, конечно, была принята. Так сама и выбрала свою судьбу.

А далее счастье улыбнулось ей с приходом новой учительницы – ведущей балерины Якутского театра, ленинградки Нелли Даниловны Сильванович. Будущий выдающийся педагог России, она угадала будущую звезду якутского классического балета. Несмотря на препятствия, в 1948 году она увезла Дуняшу в «самый прекрасный город в мире – Ленинград, на самую прекрасную улицу в мире» – зодчего Росси, в знаменитое Ленинградское училище, которое позже назовут именем Агриппины Вагановой.
Этот подвиг Нелли Даниловны, которая через трудности и лишения долгого пути довезла Дуняшу и её подругу Розу Скрябину на свои личные скромные средства до Ленинграда, Евдокия Степанова в подробностях описала в своей книге.

Сколько любви, терпения и труда педагогов прославленной балетной школы было вложено, чтобы девочка из Якутии, почти не понимавшая русского языка, вошла в новую для неё жизнь и овладела профессией! Северянку обучали великие русские педагоги Евгения Снеткова-Вечеслова, Елизавета Громова, Наталья Камкова, Николай Ивановский… Тепло их сердец всегда были в её благодарной памяти, так же, как и почти родительское отношение Зои Бельтюковой, Мариэтты Франгопуло, Зои Закаржевской…

После десяти лет обучения, в 1958 году, состоялся выпуск. Одновременно с ней дипломы получали будущие звёзды Кировского театра Алла Сизова и Юрий Соловьёв и будущая мировая знаменитость Рудольф Нуреев. Кстати, одноклассники всегда называли Дуню Диной, и это было ей по душе.
О Дине ленинградское телевидение даже сделало передачу, где она давала интервью, играла на фортепиано и пела, сама аккомпанируя. Обратил внимание на юный талант с далекого севера и ленинградский журнал «Нева».

Педагог Н.А. Камкова предлагала Дуняше профессионально окрепнуть в ленинградском театре, но её ждали в родном Якутске. Руководство республики и многие земляки уже видели успешное выступление учащейся Евдокии Степановой в Москве, на Декаде якутской литературы и искусства в декабре 1957 г.

Она приехала осенью 1958 г. и оказалась в условиях, далёких от мало-мальски приемлемых для юной балерины, у которой не было ни своего угла, ни родных. Тяжело заболев, она, благодаря участию ленинградских педагогов, уезжает в теплый Узбекистан. Два сезона работы в Ташкентском академическом театре оперы и балета поправили здоровье, дали хорошую сценическую практику, раскрыли творческий потенциал юной выпускницы на солидном академическом репертуаре.

На родной сцене

В декабре 1960 г. Евдокия Степанова возвращается в Якутск, с этого момента она ведущая солистка Якутского государственного музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского. Уже в апреле 1961 г. блестяще дебютирует на родной сцене в заглавной партии балета «Сир Симэгэ» М. Жиркова и Г. Литинского.

Её яркий талант вдохновляет балетмейстеров, известных поэтов, литераторов, художников. Благодаря молодой балерине искусство балета и танец обретают широкую популярность, появляется множество танцевальных самодеятельных коллективов.
Руководство республики изменило отношение к искусству балета: на учебу в другие города стали направляться целые группы детей, и это определило следующий этап в развитии классического балета в Якутии.

За двадцать лет сценической деятельности балерина создала галерею незабываемых образов. Единством танцевального мастерства и артистизма она достигала необычайной целостности своих образов. Пластический почерк балерины – в объёмности поз, ясных линиях гибкого корпуса, стремительной полётности, в изяществе, по-земному женственном, живом и трепетном.

В венце сценических творений – любимая партия Нюргуяны в балете «Чурумчуку» Ж. Батуева. Балерина воплотила национальный характер героини, расцвеченный волшебными красками сказки. Хореограф К. Карпинская сочинила этот балет на артистическую индивидуальность Е. Степановой. Каждый взгляд, поза, весь танец, весь образ Нюргуяны источал покоряющую лучезарность, обаяние сокровенного лиризма и романтическую возвышенность. Партия Нюргуяны сопровождала балерину на протяжении всей творческой жизни. И своему удивительному долголетию балет «Чурумчуку», как признанная жемчужина национальной классики, обязан таланту Евдокии Степановой. Именно она, первая исполнительница, заложила исполнительские традиции одного из выдающихся образов балетного искусства, который даёт творческую путевку всем поколениям ведущих солистов.

В дальнейшем национальный репертуар пополнили новые спектакли балерины. «Алый платочек» М. Жиркова и Г. Литинского (балетмейстер Б. Губжоков) – о гражданской войне в Якутии, в котором под влиянием революционных идей героиня Саргылана возрождается к новой жизни. Балет-олонхо «Кюн Куо» В. Каца (балетмейстер К. Мадемилова), в котором за светлоликую дочь солнца Кюн Куо борются добрые силы и одерживают верх над силами тьмы.

А какой Джульеттой была Евдокия Степанова! Её одухотворённый лирико-драматический талант потрясающе раскрывался в небольшом одноактном балете, поставленном К. Карпинской для неё на музыку увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского. Знаменитый якутский Отелло – Д. Ходулов, впечатлённый её Джульеттой, предложил ей сыграть с ним Дездемону в драматическом спектакле.

Совершенно иной пластический язык, иная эпоха в иных коллизиях находят её воплощение в партии скромной учительницы-Барышни в балете «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича. Драматичный образ героини периода НЭПа, насыщенный эмоциональным психологизмом зарождающегося чувства любви, правдивостью живого характера, заставлял плакать зрительный зал…

А вот строгий и прекрасный бледный лик, лёгкий стан, окутанный белым облаком тюники (тюника – костюм танцовщицы. – Прим.)… Это скользит при лунном свете повелительница виллис Мирта в старинном романтичном балете «Жизель» А. Адана. Здесь балерина проявила традиционную академичность ленинградской школы наиболее ярко.

Мало сказать о завораживающем продвижении Мирты, словно от дуновения ветерка, или о стремительности полётных диагоналей и вращений, о неумолимости жеста… Красота холодная, таинственная и неземная, от которой захватывает дух! По воздействию Мирта Степановой остаётся непревзойдённой на нашей сцене и сегодня.

В балете «Голубой Дунай» И. Штрауса балерина покорила зрителей в партии венской примадонны Франциски. С блеском и естественным шиком подавала она свою героиню – любимицу светского общества, в которой слегка присутствовало и нечто, что отсылало к старым голливудским музыкальным фильмам.

О бесконечных возможностях актрисы заявляет и эксцентричная Мачеха в «Золушке» С. Прокофьева в хореографии А. Попова. Острым росчерком незаурядного комедийного дара она с творческим наслаждением обрисовывала властный и взбалмошный характер капризной мещанки. Сочной палитрой гротеска высмеивалась отрицательная героиня французской сказки, при этом не лишённая и своеобразного обаяния. Что и говорить, смеялась не только публика, коллеги с трудом сдерживали смех во время спектакля.

Маленькие шедевры якутской Музы

Ритмы Земли олонхо захватывают неудержимый бег белоснежного оленя… В каждом отточенном движении выплёскивается свободолюбивый дух прекрасного символа снежных просторов. А вот другой танцевальный гимн в честь искусного якутского чорона, который то сияет нежностью, то брызжет радостью, очаровывает и уносит в тёплое, весёлое лето. Это маленькие шедевры балерины – концертные номера «Олень» и «Чорон». Им аплодировали не только в России, но и в Лаосе, Камбодже и Индии во всесоюзной программе «Танцы народов мира», где она представляла искусство Якутии в 1967 г. В истории национального балета это было впервые. За рубежом выступления балерины с далёкого Севера вызвали большой резонанс. В результате она была удостоена Ордена изящных искусств принца Камбоджи Народома Сианука.

Талантливо воплотить дух родного фольклора – это понятно, но так же глубоко постичь танец другого народа удаётся далеко не всем. А испанские одноактный «Болеро» М. Равеля и танец «Малагенья» в хореографии А. Попова, восточный «Бухарский» в исполнении Евдокии Степановой казались кровными для неё.

Ярким пламенем пылал страстный монолог борьбы между чувствами гордой испанки. Пластическая графичность испанского танца впечатляла музыкально-драматургической образностью, артистическим темпераментом.

«Бухарский танец» также был коронным номером в репертуаре балерины. В свое время танец поставили для знаменитой узбекской танцовщицы Галии Измайловой, которая лично передала его Евдокии Степановой, когда она уезжала из Ташкентского театра в Якутск. Кроме того, на прощание узбекский театр подарил ей прекрасный, богато расшитый костюм из тёмно-синего шёлка для «Бухарского». Сколько раз балерина выходила в нём на «бис»! Казалось, зрители готовы наслаждаться танцем до бесконечности.

Сложнейшая координация в сплетениях рук, кистей с положениями корпуса, с мельчайшими нюансами движений плеч, головы, значительностью каждого взгляда – всё это обычно затруднительно для «чистой» классической танцовщицы, а порой просто невозможно. Ведь «Бухарский» – народный танец почти в своей первозданности, но якутская балерина в нём как будто сошла на сцену со старинной фрески, из сказок «Тысяча и одна ночь». И это поражало всех. Она стала лучшей исполнительницей знаменитого танца великой узбечки.

Искусство Евдокии Степановой не раз вдохновляло мастеров пера и кисти. Его мгновения запечатлели известные строки С. Данилова: «Пляску белых журавлей пляшет белый снег» в стихотворении «Первый снег» и «Вместе с нею в танце этом кружит древняя земля» – «Якутский танец», ставший популярной песней «Якутяночка» на музыку А. Алексеева. Восхищение её талантом выразили и поэты Н. Рыкунов, И. Эртюков, А. Нелунов, ленинградский писатель Н. Вагнер. Мастера слова не случайно наделяли её эпитетами: якутский алмаз, белоснежная бабочка, золотой олень, белокрылый кыталык, северная Терпсихора, многогранный талант, творец красоты – журналисты написали при её жизни 60 статей! Образ балерины в красках воплотили художники А. Осипов, Н. Попов, И. Нелюбович из Санкт-Петербурга… Миг балетной жизни на сцене краток, мимолётен. Жестокая реальность красивой профессии! Что заставляет людей помнить это мгновение, создавать легенды о самых любимых? Ведь порой от творчества остаются только фотографии, несколько кинокадров…

Второе дыхание

Переход Е.А. Степановой к педагогической и репетиторской работе был естественным продолжением служения родному балету. Евдокия Александровна поступила на педагогические курсы Московского хореографического училища, хотя с её огромным опытом и авторитетом могла бы и не утруждаясь приступить к новой деятельности. Но профессиональная дотошность заставила оторваться от семьи и поехать на учёбу (1982-1984), взяв с собой младшего сына.

Обогащённая новейшими методическими знаниями, свежим кругозором современной театральной жизни, она стала ценным специалистом для родной балетной труппы. Её требовательность и умелый подход к артисту всегда вели к плодотворному результату. В 1992 году она подготовила молодых солистов Д. Дмитриева и В. Петрова к участию в I Международном независимом конкурсе им. С.П. Дягилева в Москве, на котором Владислав Петров впервые из якутских артистов стал дипломантом. Во многом эта победа принадлежала и педагогу.

Увлечённая работа с труппой привела Степанову к сочинению собственной хореографии, это оригинальные номера: «Кастаньетты» на музыку Л. Тена, трио «Песни весны» на музыку Г. Григоряна, «Гроза» А. Вивальди с участием всей труппы. При очередном возобновлении балета «Чурумчуку» сочинила вариацию, наполненную экспрессией, для партии Волшебного коня, превратив его из бутафорского в танцующего. Она многое сделала и для того, чтобы такие этапные спектакли, как «Свадьба Авроры» и «Дон Кихот», пришли на якутскую сцену.

В трудный период она согласилась возглавить балет в качестве художественного руководителя, а позднее и директора труппы при новом руководителе А.М. Полубенцеве из Санкт-Петербурга. Надо было удержать профессиональную высоту, набранную труппой под феерическим началом предыдущего худрука И. Паршагина. На ногах – с раннего утра и до поздней ночи: в балетном зале, на сцене, в театре… Благодаря сотрудничеству с А. Полубенцевым в афише появились его новые талантливые спектакли «Праздники танца», «Ночные танго», «Знак солнца», новая редакция балета «Жизель».

Обновлённая свежим творческим дыханием труппа находилась на взлёте успеха, спектакли вызывали широкий интерес – аншлаг на аншлаге, блестящий приём! На сцене ещё ярче заблистали таланты Гульнары Дуловой, Оксаны Абрамовой, Бориса Матвеева, Владислава Петрова, Дмитрия Дмитриева, Игоря Мясоедова, Саяна Ултургашева. А с какими хлопотами обходилась доставка костюмов, изготовленных в мастерских Санкт-Петербурга! В период совместного руководства Степановой и Полубенцева балеты оформлялись по самому взыскательному художественному вкусу. Всё возможное и невозможное выжималось из скромной аппаратуры театра, чтобы осуществить замыслы световой партитуры спектаклей.

Историческим событием в культуре республики является первый Бенефис балетной труппы в Москве под руководством Евдокии Александровны, проходивший по приглашению Театра наций в течение двух январских дней 1993 г. Якутские артисты, изысканный репертуар очаровали как столичную публику, так и именитых профессионалов и самых строгих критиков, вызвали большой резонанс в прессе, журнале «Балет», на московском радио и т.д. Повторится ли такое ещё когда-нибудь?…

Надо сказать, что Е.А. Степанова с материнской заботой опекала труппу, старалась и улучшала жилищно-бытовые условия молодёжи. Впервые по каталогу фирмы «Гришко» для артистов приобретались репетиционные комплекты новейших образцов, и подобное стало в порядке вещей. Она сама заходила в высокие кабинеты с ходатайствами о званиях ведущим солистам нового поколения, находила спонсоров для спектаклей. А с какой фантазией режиссировались тематические и творческие вечера! Особенно оригинальными помнятся программы «Испанская феерия», вечер Г. Дуловой «Вечное движение», концерты Фонда возрождения «Баргарыы». Незабываемы для труппы тех лет и длительные успешные гастроли в Китае в 1996 году: аншлаг в двухтысячном зале в Пекине, выступления в городах Шеньжень, Чанкша, Ухань, Чжень Чжоу.

В тот период мне посчастливилось вплотную работать с Евдокией Александровной и быть свидетелем тому, как всё вокруг неё творчески кипело, бурлило и расцветало. «Жить» было некогда – только театр! В поздний час нас насилу выталкивал с работы звонок её встревоженного супруга. Но и по дороге мы продолжали что-либо обсуждать и планировать… Когда наступала усталость, мы часто вспоминали последний вечер Бенефиса в Москве. Тогда, после ошеломляющего успеха труппы, мы, совершенно обессиленные, как будто сами танцевали, сняли обувь и прямо босиком пошли по уже опустевшим гримёрным Театра сатиры, в котором выступали, и собирали кое-где забытые костюмы… Вот это была усталость! Вперемешку со счастьем!

Дай мне руку…

Насколько богато и щедро выплёскивался её талант на сцене, настолько в обычной жизни она предпочитала, по её любимому выражению, не просто простоту, а простоту благородную. Близких друзей и коллег всегда трогали её чуткое внимание, забота. Прекрасный собеседник, она могла удивить неожиданным ракурсом мысли, метким словом или образным сравнением. Профессиональный кругозор не ограничивался только балетным залом и сценой, по возможности она интересовалась многим, будь это стихи балерины Карсавиной, картины Дега, новая книга о режиссёре А. Борисове…

В последнее десятилетие своей жизни наша старшая балетная сестра всегда была в центре дружеских встреч Старого Нового года, на которых заражала всех оптимизмом и юмором. Мы не замечали, как летит время, до слёз хохотали от её смешных историй и случаев былой театральной жизни, неподражаемо представленных в лицах. Это надо было видеть! А порой мы просили Евдокию Александровну что-нибудь спеть, и тогда звучали необычайно сокровенно «Бесамэ мучо» и «Дай мне руку, я тебе погадаю…». Раньше она ещё и аккомпанировала себе на фортепиано. А я всегда представляла, как чудесно она это бы станцевала…

В 2004 г. Театр оперы и балета учредил ежегодный грант её имени, обладателями которого стали в разные годы: Евгения Старостина, Александра Санникова, Екатерина Тайшина, Надежда Корякина, Юлия Мярина, Григорий Саввинов, Павел Необутов, Динара Гасанбалаева и другие. С 2009 г. по инициативе хореографического отделения ДШИ № 2 (РДМШ) г. Якутска проводится детский республиканский конкурс имени Е.А. Степановой «Кюн Куо», а в родном г. Вилюйске – конкурс-фестиваль в её честь «Вилюйская Терпсихора». В 2013 г. в родном селе Тымпы Вилюйского улуса её имя присвоено Тогусской гуманитарно-эстетической гимназии.
Искусство балерины Евдокии Степановой сравнимо с сияющей вершиной, которая определила и осветила перспективы профессионального процесса классического балета Якутии. Вершина эта и сегодня во многом остаётся недосягаемой и непостижимой – загадка её большого и неповторимого таланта.
Лира Габышева, заслуженный деятель искусств РС(Я).
Фото предоставлено автором статьи.

+1
8
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
3 июля
  • 19°
  • Ощущается: 19°Влажность: 72% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: