Лариса Тавакалова: «Когда я работаю с глиной, то забываю обо всем»
На выставке народных мастеров вызвали всеобщий восторг керамические изделия – посуда, сувениры в якутском стиле, покрытые глазурью. Автор работ – Лариса Тавакалова, мастер народных промыслов, работает преподавателем в Намском педагогическом колледже. Сегодня специально для «Якутии» она рассказывает о своей уникальной профессии.
Керамика – это одно из древнейших ремесел, известных человечеству. В Якутии археологи часто находят обломки сосудов, доказывающие, что наши предки занимались гончарным делом. Глина – это доступный природный материал, и этим можно объяснить популярность посуды в древности.
– В детстве я очень любила лепить фигурки из песка, земли, любила рисовать, как и все дети. Когда поступила в Намское педучилище, то как только узнала, что там работает кружок керамики, сразу на него записалась. Моим преподавателем в училище у меня была Евгения Николаевна Винокурова, первая женщина-скульптор в Якутии. После окончания третьего курса Я сделала дипломную работу – малую скульптуру олонхосута. После третьего курса меня оставили на четвёртый, как раз тогда, когда открылась колледжная группа. Там уже преподавал скульптор Николай Дмитриевич Огонеров.
После окончания педагогического колледжа Лариса уехала учиться в Новосибирский педагогический университет, где поступила на художественно-графический факультет на учителя ИЗО и черчения.
В университете преподавался предмет «Керамика», благодаря которому будущая мастерица поняла – вот оно, её призвание. Сегодня Лариса рассказывает, что как пришла устраиваться на работу в Намский педагогический колледж, то сразу попросила директора дать ей часы для преподавания предмета «керамика». Молодому преподавателю поверили и дали вести этот сложный, но очень интересный предмет.
Педагогом Лариса Тавакалова работает уже 20 лет. Сейчас те, кого она обучала, сами стали мастерами.
Мечта сбылась
Так как Тавакалова работает педагогом, то обучает студентов технике изготовления изделий из глины, их окрашивания. Каждый этап работы имеет свои нюансы. Секретов мастерства, которым нужно обучить студентов, много. Какие краски нужно использовать, как их приготовить? Например, на белой глине можно наносить узоры красной глиной, можно солью, а можно и молоком нанести узор. Также существуют разные техники лепки, да всего и не перечислишь. К слову, обучаться Лариса продолжает до сих пор. Так, в прошлом году она ездила на курсы в Санкт-Петербург, где училась мастерству нанесения, смешивания красок.
Мастер рассказывает, что сама она любит изготавливать посуду – но не традиционную, а что-то необычное, например, вазы с добавлением в качестве декора камня, конского волоса, бересты. Признается, что особенно ей нравится делать керамику с инкрустацией. Керамика – это ещё и химия, говорит Лариса. Поэтому учиться приходится не только творчеству, но и точным наукам. Сегодня Лариса добирает нюансы мастерства по интернету и книгам.
Глина бывает разная
Глина – природный материал, и от того, где она взята, каким способом добыта, сильно зависит её состав и, в итоге, качество изготавливаемых изделий. Педагоги Намского колледжа добывают глину из карьера на Намцырском тракте, каждую осень коллеги выезжают за этим материалом.
– Некоторые копают глину лопатой, но я не люблю. Так попадается много другой породы, например, песка, – говорит Тавакалова. – Если копать поглубже, сантиметров на 50, то уже идёт чистая глина, единственное, что может из инородного попадаться на такой глубине – это только корни, но от них очистить глину легко. Сейчас также можно заказывать готовую глину по Интернету. Она уже очищенная, и с ней гораздо легче работать.
Готовая глина очень пластичная, нужно её сушить по ходу работы, но сразу после высыхания изделие очень хрупкое, рассказывает мастерица.
– Наша глина по сравнению с привозной более крепкая, в этом её главное преимущество. Чтобы разбить изделие из местной глины, нужно постараться.
Ещё надо учитывать тот момент, что у глины с Намцырского тракта очень сильная усадка – процентов на 30%.
А ещё, учит своих учеников Лариса, определить, готово изделие или нет, можно по его температуре. Сырое всегда будет холодным. А вот если сосуд стал тёплым, значит, он уже хорошо высох.
Так как сосуды из глины использовались для еды, то в древности их красили молоком. Сейчас же разработано много готовых красок, поверх которых посуду покрывают глазурью, тогда эта посуда не боится воды. Есть специальные печи для керамики, их очень много, и все они – для своих целей. Маленькие, предназначенные для школы или детского кружка, и большие заводские, размером с дом.
В Намском колледже сегодня функционирует российская печь, купленная через Интернет, нагревается она до 1200 градусов. Именно при такой температуре получается изделие, из которого потом можно есть или хранить в нём продукты. А вот сувениры и декоративную посуду можно обжигать и при 900 градусах.
Не менее важно соблюдать и температурный режим. Например, доставая вещь из печи при разной температуре конечного изделия, можно добиться разных эффектов. Обычно сосуд достают из печи, когда она остынет. А вот если вы используете методику обвара или задымления, то работать придётся с горячей вещью.
«Забываю обо всём»
– Если хочешь сделать хорошее изделие – надо глину намочить и дать отлежаться, – рассказывает мастерица. – Тогда тяжёлые металлы и другие примеси опадут вниз. Консистенция глины должна быть как жидкая сметана. После этого её нужно раза три пропустить через сито.
У студентов пара только один час в неделю, и если они не очистят глину за отведённый час, то до следующей недели материал рассохнется. Поэтому так важно набирать максимально чистое сырьё.
– Когда глина станет более твердой, нужно её хорошенько размять, выпустить воздух, – продолжает делиться секретами мастерства Лариса. – Разминаешь, бросаешь об пол – тогда из неё выходит весь воздух.
Когда начинаешь лепить, нужно избавляться от лишней влаги. Для этого нужно класть глину на гипс, который заберёт всё лишнее.
В ручной лепке всё делается на глаз. Крутишь вокруг, смотришь. Пока глина ещё не высохла, хлопаешь по ней лопаточкой, так выходит лишняя влага. Пока она влажная, изделие можно поправить. Бывает, что студенты поторопятся, поленятся и уходят, не выровняв готовое изделие. Тогда приходится выравнивать его уже шкуркой.
Глину, пока она не обожжённая, можно переделывать сколько угодно раз: размочить и смять обратно. Если же она прошла обжиг, то на выходе получается керамика, которую можно только разбить, но не переделать. Этого многие не знают. Бывает, принесёт знакомый изделие из керамики, просит залатать, но это невозможно, здесь только клей может помочь, чтобы приклеить недостающую деталь.
Интересуюсь, у Ларисы Тавакаловой: керамика – это довольно хлопотно, тяжело и долго, что привлекает вас в этом деле?
– Когда я работаю с глиной, то забываю обо всем на свете, – признается мастерица. – Обычно после пар я остаюсь и изготавливаю свои выставочные работы. Не замечаю, как летит время. А как спохватишься, а уже и день прошёл.
Лариса Тавакалова участвует в выставке «Якутия мастеровая» каждый год, также регулярно принимает участие в различных конкурсах среди педагогов. Особенно ей запомнилась выставка в Благовещенске, где она участвовала в фестивале «Россия–Китай» и в конкурсе профессиональной лепки заняла 1 место. В рамках этого фестиваля якутяне ездили в Китай на продажу своей продукции.
Польза гончарного искусства
Педагог рассказывает, что у детей лепить из глины получается намного лучше, чем у взрослых, само изделие – плотнее и имеет более четкие формы. Объясняет это тем, что дети более непосредственны, не боятся сделать ошибку. Однако если в школе обучение лепке можно объяснить развитием личности ребёнка, то почему гончарное искусство стало столь популярным и у взрослых?
Сейчас уже нет необходимости изготавливать посуду из глины, обжигать её, красить… Гончарные мастерские в наше время выполняют больше функции релаксации, творческого самовыражения. Сегодня существует множество мастерских, где проводятся мастер-классы по изготовлению простых изделий, не требующих особых навыков, помогающих детям развить мелкую моторику, логическое мышление.
Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. По словам Ларисы, лепка очень хорошо расслабляет, успокаивает. Сегодня даже разработаны методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранение фобий, негативных эмоций у взрослых. Работая с живым материалом, человек соприкасается с природой, получает от неё заряд энергии. Опуская руки в глину, человек абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на раскрытии своих внутренних ресурсов. Гончарное дело по своему терапевтическому воздействию можно сравнить с прогулкой на свежем воздухе. Наверное, именно поэтому этот вид искусства стал так популярен в последнее время.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: