Лабиринты «АраППетра». Любовь спасет мир?

Лабиринты «АраППетра». Любовь спасет мир?

Читайте нас

Премьера спектакля «АраППетра» Александра Евдокимова и Алексея Ларичева, в постановке Алексея Ларичева состоялась в Русском театре им. А.С. Пушкина 11 ноября.

Это непростой спектакль. Он похож на лабиринт мыслей, образов, наполнен при том правильными постулатами и правдивыми словами, не всегда приятными, как водится. Режиссер не пытается гладить зрителя по голове, приговаривая: «Скушай сладкий пряничек, скушай, родной». Нет, режиссер дает зрителю правдивую, а значит не всегда сладкую, пищу к размышлению, и более того, не кладет её в рот разжёванную. Он заставляет проделывать большую самостоятельную работу – слушать и думать, думать и еще раз думать.

Режиссер с первых секунд рисует Россию как есть — «закулисье театра», где «труппа» празднует что-то «важное». Хмельное веселье, звонкий смех, где-то там в темноте, то и дело появляются люди, любовь, страсть, легкость бытия. И пока главные люди этого «театра» веселятся, ту самую ИСТОРИЮ внезапно запускают двое рабочих сцены, выпивающих и рассуждающих об очередной простой житейской сплетне. И вот уже вся «труппа» вовлечена в это дело. И бытовой сюжетец про «кто где и с кем погулял, и кто от кого нагулял», перерастает вдруг в историю страны. Зритель, вошедший в этот лабиринт, внезапно оказывается уже не в узких проулках не всегда понятных диалогов, а в больших путанных залах «спектакля в спектакле». Веселая полупьяная труппа погружается в эту ИГРУ «по партитуре» простых пьяных рабочих сцены. Почти как в 17 году, ей Богу. И запускается эта история тогда, когда главные ее герои выпивают волшебной «анисовой», будто без нее не могут крутиться колеса этой большой страны.

Прогулки по лабиринту этого спектакля не так просты. Создается ощущение что лабиринт тёмен, а вокруг то и дело проплывают петровские корабли, холодные мраморные статуи прекрасных фемин, раздается громогласный крик и смех большого дитя Петра Великого, испуганный шепот придворных, заговорщиков, шорохи пышных юбок и шум наливаемой анисовой водочки… Во этот темный лабиринт и попадает зритель вместе с главным героем арапом Ибрагимом. Крестник Петра оказывается в новой для себя стране – дикой и варварской России, как называли ее тогда в Европе. И тут режиссер показывает неприглядную картину – если бабы, то дуры и сплетницы, независимо от статуса и пышности юбки. Если дворяне, то сытые, полупьяные, трусоватые… Яркий пример — образ Ржевского в исполнении Дмитрия Трофимова. Царя боятся, но без царя не могут. Как там было у Евгения Шварца «дай им волю, они же передушат друг друга перегрызут».

При дворе царит «немчура», управу на которую найти, кажется, невозможно. Заговоры при дворе, мышиная возня… Сильно выделяется образ Меньшикова, сенатора – работа актера Ильи Данилевского. Безукоризненная органика и глаз хитрого лиса. Удачная находка актера в манере речи вызывает живую зрительскую реакцию. Блестяще! Еще один яркий образ – Корсаков, друг арапа Ибрагима, учившийся с ним в Европе. Роль исполняет актер Евгений Кузьмин. Порой кажется, что история рассказывается именно от его лица. И если со всеми персонажами все так или иначе понятно сразу, этот хороший, а этот плохой, то герой Евгения Кузьмина развивается, поступает по-разному, стоит перед выбором –остаться ли честным человеком.

На раболепном фоне почти карикатурных подданных Петр упрямо строит новую Россию. Собственно, почти строительную площадку зритель и видит на сцене. Декорации сложны, массивны, сколочены из грубых досок, в них уже угадываются корабли… Внутри этой большой стройки тут и там не к месту наспех выставлены привезенные из Европы белые статуи, некоторые из которых призраками былого или грядущего то и дело вмешиваются в сюжет.

Образ самого Петра вышел в спектакле довольно необычным. Роль в состав исполняют Александр Лобанов и Илья Шумкин. Трактовка образа императора актерами разная, в одном случае в образе прослеживается некая игривость и дерзость, в другом мудрость и утомленность. С одной стороны, Петр — это самодержец и реформатор с буйным нравом, с другой – почти дитя, тоскующий о любви, и фактически ее лишенный. Образ Карлицы – куклы и матери одновременно (актриса Ксения Зыкова) не покидает его. Но ведь чтобы обрести любовь, нужно научиться любить самому.

В этом смысле главный герой этой истории – арап Ибрагим, воплощает в себе любовь. Он умеет любить и чтить память о своей любви, пусть и несчастной. Наблюдая за ним, понимаешь, это умный человек, человек чувств, сердца. Он тоскует о графине D, «тайные чувства» с которой случились в Европе, он честен сам с собою. И тут вдруг новая любовь – дочь Ржевского юная Наташа (актриса Екатерина Зорина). И тут он проявляет себя как хороший человек, отказываясь от нее ведь «она дитя». Несмотря на то, что этот герой, казалось бы, понятен, есть в нем какая-то особенная глубина, которую превосходно сумел донести актер Степан Федоренко, сыгравший Ибрагима. «Кто больший русский? — задается вопросом режиссер, — Тот, кто родился в этой стране, или тот, кто сумел ее полюбить?». Степану Федоренко в образе арапа Ибрагима удалось передать ту самую русскую тоску, удаль, силу, характер и умение страстно и одновременно нежно любить по-настоящему. Он любит свою Наташу, которую превосходно воплотила актриса Екатерина Зорина, любит ее также сильно, как любит новую родину и свое дело. В сценах, где герои вместе, присутствует невероятная нежность и любовь. Актерский тандем более чем удался. Им веришь, за них переживаешь. Ибрагим — человек новой формации, которому суждено своим примером менять других. И именно благодаря ему прогулка по лабиринту этого спектакля становится легче.

Спектакль «АраППетра» в целом любопытен. Хотя желание «сделать монтаж» — сократить пару сцен, в том числе начальную, все-таки присутствует. После него внутри остаются вопросы, вопросы к самому себе о будущем собственной страны. Не хочется осознавать, что спусковым крючком служит только «анисовая», что дураки и коррупционеры могут погубить великую державу, порубив «слона на бутерброды». Не хочется. А хочется верить в честность и любовь. В то, что этот герой – арап Ибрагим, не последний настоящий человек в нашем Отечестве. Он прав, говоря:

— Чтоб жило за сим в сердце каждого: «В пору родную историю переписывать правдой! С любовию: делами, да победами славными!».

Текст: Наталия Чемашкина.
Фото автора.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -13°
  • Ощущается: -20°Влажность: 43% Скорость ветра: 5 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: