Куда ушёл Алитет? В Саха театре обсудили премьеру спектакля

Куда ушёл Алитет? В Саха театре обсудили премьеру спектакля

10:18
23 января 2022
Читайте нас

В Саха академическом театре имени Платона Ойунского в этом сезоне состоялась премьера спектакля по одноименному роману Тихона Семушкина «Алитет уходит в горы». Это не первое обращение к теме северных народов режиссёром-постановщиком, народным артистом РФ, государственным советником Якутии Андреем Борисовы

В начале 80-х годов прошлого века спектакль Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…» по повести Чингиза Айтматова об охотниках-нивхах снискал всесоюзную славу. Через несколько лет режиссёр поставил спектакль «Ханидо и Халерха» по роману юкагирского писателя Семёна Курилова. В театре теме коренных народов Севера были посвящены также спектакли «Сир иччитэ» и «Розовая чайка».

В новом спектакле Андрея Борисова об установлении Советской власти на чукотской земле затрагивается одна из ключевых для арктических народов тем — тема самоопределения и выбора дальнейшего пути развития в XXI веке, веке глобализации, в условиях столкновения цивилизаций и культур. 15 января после спектакля по инициативе нового заместителя директора театра Геннадия Охлопкова организовали живое обсуждение — забытый, но очень нужный как театру, так и зрителям формат.

В центре — жизнь коренного народа

Спектакль длится в общей сложности три часа. С одной стороны, это непривычно долго, а с другой — удивительно, что роман, описывающий целую эпоху, удалось уместить в эти три часа. При этом, как отметили зрители, режиссёр очень бережно отнёсся к литературному источнику.

Главный герой Алитет (Василий Борисов) пытается найти своё место в жизни на стыке эпох. Роман написан в 1948 году, в 1949 году экранизирован.  В спектакле в той или иной мере отражена советская идеология. Алитет в начале предстает жестоким, жадным дельцом, готовым ради наживы на всё. Но у произведения в этом спектакле другая интерпретация — это не просто установление советской власти на Чукотке, это отражение быта, культуры чукотского народа.

— Миссия нашего театра — показывать жизнь коренных народов, — сказал Андрей Борисов. — По всей России из национальных театров жизнь малочисленных народов Севера должны показывать мы, ведь этого не сделают другие театры. Это одно из очень важных направлений деятельности Саха театра.

По мере развития спектакля Алитет предстает сильным лидером, удачливым предпринимателем и вызывает у зрителя симпатию. Даже сам режиссёр-постановщик удивился: «Почему люди хлопали, когда он сжёг ангар?». Актёрское мастерство Василия Борисова сумело вызвать восхищение несгибаемой волей, неординарной личностью главного героя.

Состоялось обсуждение

Обсуждение спектакля длилось час, высказаны были разные точки зрения. В целом, оно показало, что у якутского театра есть свой зритель. Это люди, которые перед тем как прийти на спектакль, читают книгу, критику, смотрят фильм. Ульяна Винокурова, учёный-социолог, психолог, знакома с детства с культурой морских зверобоев, так как родом из Нижнеколымского района.

— Жанр спектакля не определён, кажется, это трагедия — отметила учёный. — Хочу отметить, что у чукчей очень самобытная культура — они охотники. Так вот, культуры морских зверобоев я тут не увидела — этому не уделено внимания. В романе Алитет ориентируется в море по звёздам, и названия созвездий даны по-чукотски. Почему этого нет в спектакле? Есть такое мнение — якуты стоят спиной к морю. Они живут в аласах, и морская культура им чужда. Но раз мы считаем, что Саха театр несёт миссию показывать самобытность коренных народов Севера, то нужно сохранять их традиции. Хотелось бы видеть не только отношения между людьми, но и отношение природы и человека. Семушкин писал идеологический роман, но он дал нам прекрасный материал, нужно увидеть это самим.

Также Ульяна Винокурова озвучила интересную мысль — сейчас многое делается для поддержки оленеводов, табунщиков, а почему охотников обделяют вниманием? Вопрос был задан прямо к сидящим в зале депутатам.

Столкновение цивилизаций

Справедливо было отмечено в ходе обсуждения, что в спектакле отражено столкновение цивилизаций. На время прихода русских Чукотка уже несколько веков имела торговые отношения с Америкой.

— Я читал статью в научном журнале «Восток» полковника генштаба царской армии, там говорилось, что Россия должна завоевать Туркестан, так как это ключ к Евразии, — высказался главный редактор журнала «Чолбон» Гаврил Андросов. — И мне подумалось, что вторым ключом к Евразии является Якутия. В спектакле мы видим как русскую, так и американскую цивилизацию. Стоит вопрос — с кем быть? Думаю, что нужно склоняться в сторону Евразии, именно к этой мысли подводит этот спектакль.

Декорации и костюмы

Мамонтовые бивни, льдины, одежда коренных жителей отражают в спектакле жизнь чукчей. Железный ангар, одежда американца Чарли Томсона противопоставлены миру коренного народа. Также отчётливо очерчена эта грань разницей в костюмах представителей Советской власти. И когда Алитет сжигает в конце железный ангар, становится ясно — он не принял новую власть.

Также символично кресло, в котором сидел американский торговец Чарли Томсон (Геннадий Турантаев). После прихода Советской власти оно переходит к начальнику ревкома (Александр Борисов).

Интересную точку зрения высказала литературовед Саргылана Ноева. Мотив Ойунского прослеживается в сюжете — то, что жена Алитета уходит к другому, означает символ потери будущего. Он искал выход, но не смог его найти.

— Очень правильно показаны архетипы, — заметила Саргылана Ноева. — В древнегреческой мифологии есть архетип отца — Сатурна, он съедает своих детей из страха, что они отберут его власть. Также Алитет, чтобы уберечь людей от заразной болезни, убивает своих детей. Отголосок с мифологией Древней Греции в образе Алитета также в том, что он всегда с копьём — это фаллический символ власти.

Куда ушёл Алитет?

Финал у спектакля — открытый. Алитет уходит, оставив жену и ребёнка. И тут возникает вопрос — куда он ушёл? Одни сочли, что раз он ушёл к предкам в Верхоянские горы (откуда он родом), то, значит, умер. Но оставил ребёнка — своё продолжение.

Другое мнение — он ушёл в горы, чтобы вернуться. Такие люди, национальные лидеры, всегда возвращаются. Это, конечно, совершенно другая точка зрения, нежели та, с которой писался роман в 1948-м году. И тем интереснее образ главного героя — а кем бы он вернулся в наше время?

Такой диалог нужен!

Владимир Тихонов, заместитель министра образования и науки РС(Я), отметил:

— Это первое такое обсуждение. Такая форма, я понял сегодня, очень нужна. От неё может пойти большая волна. Этот спектакль очень своевременный, он заставляет задуматься. Вопросы Арктики в спектакле стоят очень остро. Любой народ может примерить его на себя. Как в «Желанном голубом береге», здесь поставлены общечеловеческие проблемы, которые актуальны всегда, даже спустя 100 лет.

— Я нуждаюсь в таком диалоге, — сказал в конце диалога со зрителем Андрей Борисов. — Работа в театре — это исследовательская работа. Посредством образов, искусства мы хотим понять, какие процессы происходят сейчас в культуре. После нашего разговора нам предстоит большая работа над спектаклем.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 апреля
  • Ощущается: 7°Влажность: 40% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: