Крылья Якутии: как обстоят дела в авиаотрасли республики
В преддверии Международного дня Гражданской авиации вспомнилась такая история. В 1996 году, баллотируясь на второй срок, первый Президент Якутии Михаил Николаев провозгласил на предвыборной встрече с авиаторами, что авиация республики – это его мечта. «Авиацию я возьму под личный контроль, буду сообща с вами решать ваши проблемы и жить вашими заботами», – говорил летчикам, инженерам и авиатехникам Михаил Ефимович.
В свою очередь авиаторы убеждали президента, что наши самолеты могут летать в любую точку Земли, и, несмотря ни на какие трудности в социальной сфере, лучшие кадры, способные выполнить любую задачу, удалось сохранить. Поистине якутским пилотам, способным ювелирно приземляться на любую грунтовую взлетно-посадочную полосу и даже на арктические льдины при плохой видимости – не было равных. Как и авиатехникам, обслуживающим самолеты в трескучие морозы.
На момент описываемого события авиация республики находилась в глубочайшем экономическом кризисе. Уже в середине 90-х авиапарк был изношен на 75 процентов. Из-за финансовых трудностей невозможно было эффективно обеспечивать безопасность полетов. В коллективах структурных подразделений НАК «СахаАвиа» обстановка накалилась из-за того, что люди по полгода и более не получали зарплату.
Несмотря на все это, авиаторы республики продолжали выполнять план перевозок, регулярно доставляя людей и жизненно важные грузы в отдаленные уголки Якутии. Ведь, учитывая географические особенности, необъятные просторы и отсутствие круглогодичных путей сообщения на территории самого крупного субъекта России, альтернативы авиации в республике не было, нет и не будет.
Что же изменилось за последующие 27 лет, сбылась ли мечта первого Президента Якутии? Обновился ли морально устаревший в середине 90-х авиапарк?
Да, в середине «нулевых» авиакомпания «Якутия» (правопреемница НАК «Саха- Авиа») распрощалась с отечественными Ту-154, сменив их на «Боинги-737» различных модификаций. С начала «десятых» в авиапарке компании появились канадские турбовинтовые «Бомбардье». Вслед за ними пришли несколько машин «Сухой Superjet». Казалось бы, современная, надежная техника.
Однако западные санкции, запущенные на полную катушку после начала специальной военной операции, едва не поставили под вопрос жизнеспособность воздушного флагмана республики. И только оперативные меры, принятые на региональном и федеральном уровнях, например, поддержание летной годности импортных воздушных судов и обеспечение их запчастями, помогли авиакомпании «Якутия» остаться «на крыле».
Сейчас у АК «Якутия» в строю три «Боинга-737-700» и столько же «Боинг-737-800». Это основные среднемагистральные лайнеры компании, выполняющие пассажирские рейсы в крупные города России. Но надолго ли хватит заложенного в них ресурса в отрыве от опеки недружественного иностранного производителя?
И если «Боинги», не дай Бог, встанут на прикол, ситуацию не исправит ни наличие пяти ближнемагистральных «Суперджетов», ни таких же ближнемагистральных «Бомбардье Q300» в количестве четырех лайнеров, к слову, также «подсанкционных».
Выход один – активнее присматриваться к разработкам отечественного авиапрома. Например, к турбовинтовому ближнемагистральному Ил-114, а также к среднемагистральному реактивному МС-21, серийное производство которого запланировано на 2024 год. В любом случае «крылья» республики необходимо сохранить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: