Крылатые огнеборцы: тренироваться, чтобы усмирять стихию

Крылатые огнеборцы: тренироваться, чтобы усмирять стихию

Самолет Ан-2 заходит над точкой высадки парашютистов. На снегу она обозначена в виде большого креста из брезентовых полотен. Задача парашютистов: выпрыгнув с высоты тысячи метров, приземлиться как можно ближе к этому кресту. Точность приземления зависит не только от него, хоть и парашют управляемый. Большую роль играют расчёты летчика-наблюдателя, находящегося здесь же, на борту самолета.

Именно эти навыки помогают работникам парашютно-десантной противопожарной службы ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана» с ювелирной точностью приземляться на кромки лесных пожаров и оперативно усмирять стихию.

Прибываем утром на аэродром ДОСААФ, что в селе Немюгюнцы Хангаласского района. Здесь в самом разгаре тренировки сотрудников ПДПС ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана» Минэкологии Якутии в преддверии пожароопасного сезона-2021.

«От винта!»

На улице, прямо возле самолётов, разложены брезентовые полотнища. На них парашютисты собирают свои парашюты «Лесник-3» и «ПТЛ-72».  На укладку уходит 15-20 минут.

Сборка парашюта — ответственный процесс.

После этого отделения по десять человек загружаются в самолет «Ан-2». Звучит команда «От винта!».

Ан-2 к взлету готов. От винта!

Легендарный отечественный биплан прогревает мотор, выруливает на взлётную полосу и взмывает в небо. После десантирования парашютистов самолет возвращается на аэродром.

Прыжок с высоты 1000 метров на мартовский снег.

В это же время за совершившими прыжок крылатыми пожарными выдвигается грузовик «Егерь», который доставляет людей обратно на базу.

Грузовик «Егерь» возвращает парашютистов на аэродром.

И вновь, после небольшого перерыва и сборки парашютов, – погрузка на борт судна.  И так процесс повторяется по четыре-пять раз на дню, с утра до вечера.

Погрузка в Ан-2.

Словом, тяжело в учении – легко в бою!

Парашютист – это оперативник, десантник – его подкрепление

– На территории аэродрома Немюгюнцы проходят плановые тренировки парашютистов и десантников, тренируются около ста работников авиаотделений Верхневилюйского, Ленского, Бердигестяхского, Таттинского и Покровского районов, – рассказывает Дмитрий Ревин, начальник лётно-производственного отдела ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана». – Такая подготовка проводится каждую весну в преддверии пожароопасного сезона. На «круглых» парашютах «ПТЛ-72» тренирующийся должен сделать девять прыжков, на «прямоугольных» «Лесник-3» – 12. Дело в том, что «Лесник-3» более маневренный, скоростной парашют и управлять им сложнее.

По словам Дмитрия Анатольевича, парашютисты выполняют прыжки с самолета Ан-2, а десантники спускаются на землю с вертолетов Ми-8 с высоты до 40 метров на специальных спусковых устройствах. Таким образом, первыми на кромке лесного пожара оказываются парашютисты. Это своего рода оперативники! Затем им на помощь прибывают десантники. И если любой парашютист имеет допуски к десантированию, то десантник без прохождения дополнительного обучения прыгать с парашютом не может.

Уложенные парашюты ждут своих хозяев.

– КСК – спусковое устройство нового типа системы Кашевника внедрено по всем авиабазам страны, – подключается к разговору Роман Киселёв, старший инструктор ПДПС Якутской авиабазы. – Отличается КСК от прежних устройств  тем, что у него рычажный тормозной блок. Поэтому, при усиленных мерах безопасности, скорость спуска десантника увеличивается. Мы применяем КСК с 2019 года. Тренировка на таком устройстве позволяет закрепить навыки десантника спуска с вертолёта. Вообще с каждым годом у нас внедряется всё больше новой техники, улучшается оснащение, поэтому такие тренировки необходимы.

Летнаб – главный координатор высадки

Параллельно с тренировками парашютистов и десантников на аэродроме проходят переподготовку и сдают зачёты лётчики-наблюдатели. Они обязаны продлить свои лётные свидетельства сроком на два года. В эти дни подтвердили свою квалификацию летнабы Сунтарского, Вилюйского, Верхневилюйского, Покровского и Якутского авиаотделений.

– Летнабы отрабатывают визуальную ориентировку, обнаружение условных пожаров, навыки радионавигации и связи с землей, – поясняет Виктор Баишев, старший летчик-наблюдатель Покровского отделения ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана». – Задача лётчика-наблюдателя – прокладка маршрута полёта, определение координат, площади, интенсивности и многих других параметров лесного пожара.

При работе летнабы обязаны уметь пользоваться как GPS-навигатором, так и традиционной топографической картой. Во-первых, из соображений надёжности, на случай отказа GPS-навигатора. Во-вторых, когда на карту наносится пожар, там сразу видна привязка к характерным ориентирам и особенностям местности (озера, речки, дороги), где пожар можно остановить. Словом, без преувеличения, летнаб – главный координатор высадки парашютно-десантного подразделения в район очага пожара.

С мая по сентябрь жизнь по тревоге

В перерывах между прыжками довелось пообщаться с парашютистами.

Анатолий Уранаев, парашютист-пожарный 1 класса Таттинского авиаотделения, работает с 2009 года, в активе порядка двухсот прыжков.

– Прыгаем с парашютом «Лесник-3», он хорошо управляемый за счёт ручек-клевант, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – Весь пожароопасный сезон, то есть с мая по сентябрь, живём, можно сказать, по тревоге. Преимущественно на базе. Перемещаемся с пожара на пожар. Дома бываем редко. Меня ждут дома жена и пятеро детей. Семья у меня понимающая: если отец на работе, значит, так надо для дела!

Ян Петров, парашютист-инструктор 1 класса, работает с 2012 года, на его счету более двухсот прыжков с парашютом, как тренировочных, так и боевых.

– Профессия у нас, конечно, связана с риском для жизни, с тяготами и неудобствами, – признается Ян Николаевич. – Однако мы понимаем, что тушить лесные пожары необходимо, ведь лес – наше богатство, которое мы должны сохранить для своих детей и внуков. Я большой любитель охоты и рыбалки, но из-за того, что практически с весны до осени мы находимся на своих базах, любимому хобби уделяю мало времени. Самые отрадные моменты жизни, это когда после завершения пожароопасного сезона возвращаешься домой, к своей семье, к любящей жене и детям!

Николай Липин, парашютист-пожарный 1 класса Покровского авиаотделения, работает в службе тринадцатый сезон. За это время им выполнено около двухсот прыжков.

– В 2008 году пришёл на службу десантником, через год прошёл курсы парашютиста, – говорит Николай Борисович. – На сегодняшний день в моем активе много ликвидированных совместно с коллегами лесных пожаров, в том числе крупных. Тушим пожары преимущественно в Центральной Якутии, но порой нас отправляют в командировку в другие регионы, где требуются дополнительные силы. Так, довелось побывать на тушении в Иркутской области, в Баргузинском заповеднике.

В прошлом году наше отделение выполнило порядка десяти боевых прыжков. Как это происходит? Прилетаем в район пожара. Летнаб делает расчёты высадки в безопасной близости от огня. Прыгаем с парашютом, собираем их в специальные сумки. Отдельно грузовыми парашютами сбрасываются ранцевые огнетушители, шанцевый инструмент, бензопилы, продукты с посудой, спальники, палатки. Берём из грузовых мешков всё необходимое для тушения, оставляем ответственного таборного, который должен разбить временный лагерь, и выдвигаемся к очагу. Так и работаем!

Благородная и мужественная профессия

Отметим, что у крылатых огнеборцев стаж исчисляется как в правоохранительных органах – год за полтора. Поэтому люди за работу держатся и готовы регулярно подтверждать свою квалификацию и профессионализм. Плюс ко всему недавно работникам парашютно-десантной противопожарной службы подняли оклады, есть надбавки за выслугу лет, а за работу в пожароопасный период выплачиваются премиальные. Всё это – ещё один существенный стимул посвящать себя экстремальной, связанной с риском для жизни, но, несомненно, благородной и мужественной профессии!

Фото автора.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 мая
  • 12°
  • Ощущается: 10°Влажность: 43% Скорость ветра: 4 м/с