Крупным интернет-магазинам в России запретят манипулировать рынком
70 процентов россиян посещают интернет-торговые площадки — маркетплейсы. Чаще всего это люди от 35 до 54 лет. В среднем на покупку они тратят 20 минут, а самые популярные товары на маркетплейсах — это кофе и детское питание. Такие данные в 2021 году привела исследовательская компания Mediascope. До сих пор цифровые рынки были предоставлены сами себе. По новым правилам сделки на них хотят контролировать, а за нарушение правил — наказывать. Соответствующий законопроект правительство РФ внесло в Госдуму 7 июля.
Документ дополняет закон о защите конкуренции статьей, запрещающей монопольную деятельность лицам, которые используют в Интернете программы для заключения сделок продавцов и покупателей. К таким, например, относятся сервисы онлайн-заказов такси или маркетплейсы — интернет-площадки, на которых продают не собственные товары, а товары третьих лиц, в итоге покупатель может посмотреть сразу несколько предложений и сравнить цены.
Как следует из самой десятой статьи закона о конкуренции, запрещенной монополистической деятельностью являются: установление монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие товара из обращения для повышения его цены, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и так далее.
Нормы законопроекта все это запрещают и маркетплейсам. Однако под новые правила попадут не все платформы, а, как следует из текста законопроекта, только крупные, то есть те, чья выручка за последний год превысила два миллиарда рублей.
Также вводится новое условие контроля за сделками на цифровых рынках: если стоимость превышает семь миллиардов рублей, такая сделка должна быть согласована с ФАС.
Включение маркетплейсов и агрегаторов в закон о защите конкуренции позволит выявлять антирыночные действия и картельные соглашения среди крупных интернет-платформ, считает премьер-министр.
Антимонопольщики сегодня достаточно хорошо борются с картельными сговорами в офлайне, при этом в онлайне для этого у них недостаточно инструментария, прокомментировал инициативу «Парламентской газете» сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов.
Вносимый пакет законов как раз и дает ФАС необходимые инструменты, сказал эксперт. Пока этого нет, те же маркейплейсы, по сути, сами решают, что продавать, кому продавать и по какой цене.
«Взять те же черные пятницы: хочешь не хочешь, продавец обязан участвовать в таких акциях, иначе его просто отключат от площадки. А это как раз и есть классическое манипулирование рынком», — отметил Койтов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: