Краевед Александр Дьяконов об этнографе и фотографе Иване Попове
Известный гид по Якутску, краевед Александр Дьяконов всегда интересовался творчеством художника, этнографа, фотографа Ивана Попова. Однажды подпись на фотографии Якутской духовной семинарии и мужского монастыря привлекла его. В ней говорилось о том, что игуменья Покровского женского монастыря застрелилась…
Как Малых покупал у Попова
Покопавшись в архиве, Александр написал пост в «Дневниках» Ykt.ru, где была всемирно известная фотография Ивана Васильевича Попова «Косарь». В нём отображён его друг Бесереков, впадавший в летаргический сон. Однажды Попов спас его, когда Бесерекова уже отпевали в церкви. Его прочитала будущая режиссёр Любовь Борисова и спустя лет 10 выпустила фильм «Не хороните меня без Ивана…» («Кэрэни кербут» – Увидевший прекрасное), который на днях выиграл Гран-при авторского кино. Его покажут перед Новым годом в кинотеатрах Якутска. А дедом того самого фотографа Ивана Попова был протоиерей Димитриан Попов, родившийся в Покровске…
Итак, вернемся к той самой фотографии с надписью. Она находится в фотоальбоме Сергея Малых, который был в якутской ссылке в 1904-1906 годах. Там более ста фотографий о быте и жизни якутов и ссыльных на рубеже веков, большинство из которых работы Ивана Попова. Видимо, купеческий сынок покупал у бедного художника немало разного и интересного. Фотоальбом находится у архивиста Чугунова в Томске, и про него написали наши архивисты Валентина Ефимова и Екатерина Романова в журнале «Якутский архив» (№4, 2005).
Сергей Александрович Малых родился в 1881 году в Иркутске в семье купца 1-й гильдии. Будучи студентом Томского технологического института, за участие в массовых гуляниях и демонстрациях и пение песни «Сбейте оковы!» он был сослан в Якутск в 1904 году. В 1905 году вступил в первый марксистский кружок в Якутии. Будучи научным сотрудником в Казахстане, арестован в 1938 году и умер в лагере в 1944 году.
Политссыльный Сергей Малых будучи студентом Томского технологического института.
Так вот, 23-летний студент Малых написал прямо на фото:
Милая мама!
Шлю эту карточку, ради серых видов Якутска. Письмо написал вчера… Это семинария и дальше мужской монастырь. Въ нем два монаха. В женском же монастыръ монахинь совсъм нет. Это в селе Покровском – въ 80 вер. от Якутска. Одна была игуменья, да и та застрълилась, растратив казенное имущество.
24-е окт. 1904 г. С.М.
Решительная особа
Село Покровское в начале ХХ века. На заднем фоне Кангалассский Покровский приход.
Так как автор сей статьи сам покровчанин, то с детства слышал, что был в Покровске некогда женский монастырь. И вот там монахини-де предались блуду да разврату, и сию обитель разогнали. То есть байки народные были такие. Но ответственный секретарь Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЯРО ВООПИК) Александр Дьяконов, заинтересовавшись надписью о самоубийце- игуменье, пошёл дальше и нашёл ответ в книге Инны Юргановой «Православие в Якутском крае» (2016). Инна Игоревна – кандидат исторических наук, почётный профессор Якутской духовной семинарии, известный специалист по истории христианства в Якутии.
В 1663 году в Якутске основан Спасский мужской монастырь – первый на азиатской территории России. Это был основной очаг духовной, культурной и хозяйственной жизни православных. Братия занималась распространением православной веры и грамотности среди местного населения. Этот монастырь за Якутской духовной семинарией вы видите на фото Ивана Попова из фотоальбома Малых. Он располагался на территории нынешнего Якутского краеведческого музея.
Спасский монастырь имел приписную обитель – Покровскую пустынь, которая в 1737 году включала в себя Покровскую церковь с двумя приделами, кельи, два хлебных амбара, погреб, скотный двор, четыре юрты, в которых проживали новокрещённые якуты, работавшие в монастыре. Пустынь в 1758 году была обращена в Кангаласский Покровский приход.
В 1901 году 27-летняя послушница Свято-Троицкой общины Калужской губернии крестьянка Тульской губернии Анна Владимировна Волкова выступила с предложением обосновать женскую общину в Якутии. Архиерей одобрил.
21 апреля 1902 года Указом Синода учреждена женская миссионерская община с наименованием ее Покровско-Нининской. Для проживания сестёр приготовлены четыре дома. На нужды общины ежегодно выделялось 2500 рублей.
Анна Волкова была назначена строительницей общины. Она в разных источниках имеет статус монахини или рясофорной послушницы. В Покровско-Нининской общине приоритетами были избраны обучение грамоте женщин и детей, организация школы-приюта с ремесленным отделением и обучением рукоделию.
В августе 1902 года в общину приняты 9 послушниц из Свято-Троицкой общины Калужской епархии – мещанка Подольской губернии С.Федулова-Петрова, мещанка Калужской губернии А.Альбицкая, гражданка Тулы Т.Пятницкая, крестьянки Т.Чеканова, Н.Хухрикова, Н.Власова, М.Степанова и А.Токарева. Кангаласская Покровская церковь после прибытия сестёр общины приобрела «доселе небывалое благолепие», и жители ближайших деревень ездили в село Покровское послушать пение хора послушниц.
Летом 1903 года началось строительство женского монастыря. Но вскоре средства, выделенные епархией, закончились, были истрачены пожертвования. Волкова, оказавшаяся решительной особой, стала брать кредиты, не поставив в известность епархиальное начальство. Вскоре она испортила отношения со всеми, в том числе и с архиереем. В 1903 году Анна выгнала 7 из 9 послушниц без средств на обратную дорогу. Они стали работать прислугой в Якутске.
В 1904 году весной Волкова попыталась продолжить строительство, но подрядчики отказывались работать без расчёта за прежние заказы. Летом она покончила жизнь самоубийством…
«Иван видел нас сердцем…»
Автопортрет Ивана Васильевича в последний год жизни.
А что же Иван Попов? Он родился в 1874 году в семье священника в Ытык-Кюеле. Прадед был из Рязани, жил на Аляске, острове Кадьяк, осел в Ситхе, в Новоархангельском, где женился на алеутке. Дед со стороны матери Димитриан Дмитриевич Попов родился в селе Покровском в 80 вёрстах от Якутска, окончил Иркутскую духовную семинарию и был одним из авторов знаменитого «Якутского словаря» Пекарского.
Вклад Ивана Васильевича Попова в якутскую культуру, историю и этнографию огромен. Отчасти об этом фильм Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана…» («Кэрэни кербут» — Увидевший прекрасное). И о его друге Бересекове, который впадал в летаргический сон, а Иван Васильевич спасал его – кроме работы псаломщиком, иконописцем, художником, фотографом, этнографом, он также лечил людей. Недаром о Попове наш аксакал Суорун Омоллон писал: «Иван увидел каждого из нас сердцем…». Вспомните его картины «Шаман», «Телёнок», «Олонхосут Табаахыров».
Перед вами его последний автопортрет карандашом перед смертью. Лицо святого Иоанна… В январе 1945 года Ивана Попова признали народным художником Якутии, а в том же победном 45-м он умер от переутомления (бессребреник работал метеорологом, передавая сводки погоды каждый час) и недоедания…
Ещё в 1936 году легендарный подвижник якутской культуры Сэсэн Боло писал в нашей газете – тогда «Социалистической Якутии»: «…подобное невнимание к Ивану Попову – это преступное отношение к деятелю культуры…».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: